г. Казань |
|
19 мая 2017 г. |
Дело N А55-5613/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Топорова А.В.,
судей Хакимова И.А., Гильмановой Э.Г.,
при участии представителей:
истца - Куликовой А.А. (доверенность от 20.04.2017),
ответчика - Смирнова А.Ю. (доверенность от 18.04.2016),
третьего лица - Гавриловой Ю.В. (доверенность от 16.11.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Овчинникова Олега Витальевича
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2017 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Юдкин А.А., Драгоценнова И.С.)
по делу N А55-5613/2016
по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Овчинникову Олегу Витальевичу (ИНН 637200010808, ОГРН 304637233000122), с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Счетной палаты Самарской области о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Овчинникову Олегу Витальевичу (далее - ответчик, ИП глава КФХ Овчинников О.В.) о взыскании в доход областного бюджета средств гранта в размере 10 000 000 руб. (с учетом принятого судом уточнения иска).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Счетная палата Самарской области (далее - Счетная палата).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.08.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Арбитражный суд Самарской области пришел к выводу, что обстоятельства нецелевого использования гранта не подтверждены, а, кроме того, неисполнение получателем гранта каких-либо обязанностей в установленный срок может явиться основанием для взыскания санкции (штрафа) за ненадлежащее исполнение соглашения, но не для возврата гранта.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2017 решение Арбитражного суда Самарской области от 22.08.2016 отменено, в связи с несоответствием изложенных в нем выводов обстоятельствам дела и неправильным применением судом первой инстанции норм материального права. Принят новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворены. С индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Овчинникова О.В. в доход бюджета Самарской области взысканы 10 000 000 (десять миллионов) рублей. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что ответчиком допущено не целевое использование средств гранта, ответчиком в нарушение условий предоставления гранта не представлены отчеты о целевом расходовании средств гранта и документов, подтверждающих их несение.
Дополнительным постановлением 01.03.2017 Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд взыскал с индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Овчинникова Олега Витальевича в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6 000 (Шесть тысяч) рублей.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Овчинников О.В., не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение норм процессуального права. По мнению заявителя, судебный акт вынесен при недоказанности имеющихся в деле обстоятельствах; суд неверно определил характер правоотношений сторон; к рассматриваемому спору не применимы положения Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ); суд пришел к неправильному выводу о том, что средства гранта были потрачены не по целевому назначению.
В отзывах на кассационную жалобу Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области и Счетная палата Самарской области просят оспариваемый судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал кассационную жалобу.
Представитель истца и третьего лица отклонили кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта, исходя из следующего.
Постановлением Правительства Самарской области от 12.02.2013 N 30 утвержден Порядок предоставления в 2013 - 2015 годах грантов за счет средств областного бюджета крестьянским (фермерским) хозяйствам, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, на развитие семейных животноводческих ферм (далее - Порядок), которым определен механизм предоставления в 2013-2015 годах грантов за счет средств областного бюджета, в том числе формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, крестьянским (фермерским) хозяйствам, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях софинансирования затрат (за исключением затрат, ранее возмещенных или возмещаемых в соответствии с действующим законодательством) на развитие семейных животноводческих ферм.
Пунктом 6 Порядка установлено, что гранты предоставляются получателям при соблюдении, в том числе следующих условий:
выполнение соглашения о предоставлении грантов, заключенного между министерством и получателями;
представление получателями в органы местного самоуправления муниципальных районов в Самарской области по итогам финансового года, в котором предоставлены гранты, отчетности о финансово-экономическом состоянии получателей по форме и в сроки, устанавливаемые в соответствии с действующим законодательством Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (в случае осуществления деятельности на территории двух и более муниципальных районов в Самарской области данная отчетность представляется получателями в министерство);
расходование получателем гранта в срок, не превышающий 18 месяцев по каждому наименованию (статье) расходов, указанных в плане расходов, форма которого утверждается министерством (далее - план);
оплата не менее 40% стоимости по каждому наименованию (статье) расходов, указанных в плане, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10% стоимости по каждому наименованию (статье) расходов, указанных в плане;
использование имущества, закупаемого за счет гранта, исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы;
представление получателем в министерство не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, следующих документов:
отчет о расходовании грантов на развитие семейных животноводческих ферм по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
сведения о расходовании грантов на развитие семейных животноводческих ферм по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку;
оценка расходования грантов на развитие семейных животноводческих ферм по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку;
отчет о деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, развивающих семейные животноводческие фермы за счет грантов (в течение пяти лет с даты получения гранта на развитие семейной животноводческой фермы), по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку;
представление получателем (если получателю предоставлен грант на строительство, реконструкцию или модернизацию семейной животноводческой фермы и (или) производственного объекта по переработке продукции животноводства) в министерство не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в течение срока расходования гранта следующих документов:
копии платежных поручений, подтверждающих целевое расходование гранта, заверенные получателем;
копия акта о приемке выполненных работ по унифицированной форме N КС-2, утвержденной постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100, заверенная получателем;
копия справки о стоимости выполненных работ и затрат по унифицированной форме N КС-3, утвержденной постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100, заверенная получателем;
осуществление получателем деятельности по производству продукции животноводства в течение не менее пяти лет после получения гранта;
представление получателем не позднее 18 месяцев со дня предоставления гранта в министерство копии проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейной животноводческой фермы и (или) производственного объекта по переработке продукции животноводства, соответствующей требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, заверенной получателем, и заключение не позднее 18 месяцев со дня предоставления гранта соглашения с министерством о последующем использовании данной проектной документации в целях производства получателем продукции животноводства (если получателю предоставлен грант на разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейной животноводческой фермы и (или) производственного объекта по переработке продукции животноводства);
представление получателем не позднее 18 месяцев со дня предоставления гранта в министерство копии акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией по типовой межотраслевой форме N КС-14, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а, подтверждающего окончание строительства, реконструкции или модернизации семейной животноводческой фермы и (или) производственного объекта по переработке продукции животноводства, заверенной получателем (если получателю предоставлен грант на строительство, реконструкцию или модернизацию семейной животноводческой фермы и (или) производственного объекта по переработке продукции животноводства);
представление получателем не позднее 18 месяцев со дня предоставления гранта в министерство копий договоров, платежных поручений и накладных, подтверждающих приобретение оборудования и (или) техники для комплектации семейных животноводческих ферм и (или) производственных объектов по переработке продукции животноводства, заверенных получателем (если получателю предоставлен грант на приобретение оборудования и (или) техники);
использование получателем купленных сельскохозяйственных животных в целях производства получателем продукции животноводства;
отсутствие выявленных в ходе проверок, проводимых уполномоченными органами, недостоверных сведений в представленных в соответствии с настоящим пунктом документах.
Максимальный размер гранта, предоставляемого одному получателю, не должен превышать 10 000 000 рублей или 60% затрат на развитие семейной животноводческой фермы (пункт 7 Порядка).
На основании Порядка между Министерством и ИП главой КФХ Овчинниковым О.В. заключено соглашение от 25.11.2014 N 118 (далее Соглашение) о предоставлении в 2014 году за счет средств областного бюджета гранта в размере 10 млн.руб. на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства.
Пунктом 2.2 указанного Соглашения предусмотрено, что ИП глава КФХ Овчинников О.В. после получения гранта обязан соблюдать вышеуказанные условия, предусмотренные пунктами 6 Порядка.
Согласно плану расходов ответчика, к расходам на развитие семейной животноводческой фермы ИП главы КФХ Овчинников О.В. на базе крестьянского (фермерского) хозяйства относятся расходы на приобретение зерносклада тентового, транспортера для свинарника (2 единицы), нетелей (40 голов), свиноматок (30 голов), стойлового оборудования, комбикормовой установки, ограждения кормового стойла, групповой поилки с подогревом (2 единицы), станка для фиксации и обработки копыт КРС, сепаратора-охладителя, кормораздатчика, измельчителя рулонов, погрузчика, а также на ремонт коровника. Перечень указанных расходов является исчерпывающим. Планируемые затраты - 23 066 тыс. руб., в том числе: за счет собственных средств - 13 066 тыс.руб., за счет гранта - 10 000 тыс.руб.
На основании указанного Соглашения Министерство платежными поручениями от 28.11.2014 N 3112 и от 03.12.2014 N 9503 перечислило ИП главе КФХ Овчинникову О.В. грант в сумме 10 000 тыс.руб.
Согласно пункту 15 Порядка Министерство осуществляет контроль за целевым предоставлением грантов.
В пункте 2.4 Соглашения указано, что ИП глава КФХ Овчинников О.В. согласен на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта.
Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что в случае нарушения получателем условий, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка, либо невозврата гранта, не использованного по целевому назначению, получатель обязан в течение десяти дней со дня получения письменного требования министерства о возврате гранта или его части возвратить в доход областного бюджета предоставленный грант или его часть, полученные неправомерно. В случае если грант или его часть не возвращены в установленный срок, он или его часть взыскиваются в доход областного бюджета в порядке, установленном действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 3.1 Соглашения в случае его неисполнения, а также нарушения получателем условий, предусмотренных пунктом 6 Порядка N 30, ИП глава КФХ Овчинников О.В. обязан в течение десяти дней со дня получения письменного требования Министерства о возврате гранта возвратить в доход областного бюджета предоставленный грант. Пунктом 3.2 Соглашения предусмотрено, что если грант не возвращен в установленный срок, он подлежит взысканию в доход областного бюджета в порядке, установленном действующим законодательством.
Пунктом 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 165 и действовавших в рассматриваемый период (далее - Правила N 165), было также предусмотрено, что в случае использования крестьянским (фермерским) хозяйством полученного гранта на развитие семейной животноводческой фермы на цели, не предусмотренные настоящими Правилами, средства, составляющие сумму гранта, подлежат возврату в соответствующий бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ссылаясь на нарушение ответчиком целевого характера использования средств гранта, нарушение условий Соглашения и не возврат ответчиком гранта по требованию Министерства, последний обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Кассационная инстанция, оставляя без изменения обжалуемое постановление, исходит из следующего.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка предоставление грантов осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на соответствующий финансовый год в пределах лимитов бюджетных обязательств по предоставлению грантов, утверждаемых в установленном порядке министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее - министерство).
Гранты предоставляются крестьянским (фермерским) хозяйствам, являющимся участниками мероприятия "Развитие малых форм хозяйствования" областной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 16.11.2012 N 664
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В соответствии с планом работы Счетной палаты Самарской области на 2015 год, счетной палатой проведено контрольное мероприятие "Проверка использования средств областного бюджета в 2013 - 2014 годах и истекшем периоде 2015 года, выделенных на государственную поддержку малых форм хозяйствования (грантов) в рамках государственной (целевой) программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области".
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в период с 10.12.2014 по 17.12.2014 ИП глава КФХ Овчинников О.В. за счет средств гранта израсходовал на цели, не предусмотренные Соглашением и утвержденным планом расходов, сумму 9 907 554 руб., что подтверждается предоставленными в дело доказательствами.
По договорам банковского вклада (депозита) "Стабильный" от 23.12.2014 и от 23.12.2014 Овчинников О.В. платежными поручениями от 23.12.2014 N 97 и N 98 перечислил в общей сложности 6000000 руб. за счет средств гранта, в результате чего им получены проценты в сумме 245 000 руб.
Судом апелляционной инстанции правильно установлено, что ответчиком нарушено условие пункта 6 Порядка и пункта 2.2 Соглашения об использовании средств гранта исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы в строгом соответствии с планом расходов.
Факт использования ответчиком средств гранта на цели, не предусмотренные пунктом 6 Порядка и пунктом 2.2 Соглашения, также подтверждается вступившими в силу постановлениями о назначении ИП главе КФХ Овчинникову О.В. административных наказаний от 22.03.2016 N N АД-15/2016, АД-14/2016, АД- 13/2016.
Пунктом 6 Порядка и пунктом 2.2 Соглашения предусмотрено расходование получателем гранта в срок, не превышающий 18 месяцев по каждому наименованию (статье) расходов, указанных в плане расходов, форма которого утверждается Министерством, оплата не менее 40 % стоимости по каждому наименованию (статье) расходов, указанных в плане, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10 % стоимости по каждому наименованию (статье) расходов, указанных в плане, и представление получателем не позднее 18 месяцев со дня предоставления гранта в Министерство копий договоров, платежных поручений и накладных, подтверждающих приобретение оборудования и (или) техники для комплектации семейных животноводческих ферм и (или) производственных объектов по переработке продукции животноводства, заверенных получателем. Получателем гранта принята на себя обязанность по ежеквартальному предоставлению отчетов и первичной документации (договоров, актов выполненных работ, накладных и платежных поручений) о целевом расходовании средств гранта.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что материалами дела не подтверждается расходование ИП главой КФХ Овчинниковым О.В. гранта в срок, не превышающий 18 месяцев по каждому наименованию (статье) расходов, указанных в плане расходов. Указанные документы в полном объеме ИП главой КФХ Овчинниковым О.В. не представлены ни Министерству в установленный срок, ни к моменту рассмотрения спора о возврате средств гранта.
Нарушение ответчиком положений пункта 6 Положения и условий Соглашения в соответствии с положениями пункта 3.1. статьи 78 БК РФ и пункта 3.2. Соглашения является основанием для последним средств гранта.
Правильно применив нормы права, а также исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательства, представленные в материалы дела, доводы сторон в их взаимосвязи и совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о доказанности ИП главы КФХ Овчинниковым О.В факта нецелевого использования средств и наступлении правовых оснований для возврата средств гранта.
Довод заявителя о том, что ответчик, не относится к получателям бюджетных средств в понимании, определенном статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и, соответственно, на основании пункта 1 статьи 152 названного Кодекса не является участником бюджетного процесса отклоняется.
Согласно пункту 2 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В данном случае контролирующим органом проведена проверка использования средств федерального бюджета, выделенных лицу, не являющемуся участником бюджетного процесса, в виде субсидии на выполнение государственного задания, бюджетных инвестиций и субсидии на иные цели.
Применение судом апелляционной инстанции положений пункта 6.1. Порядка, не действовавшего в период заключения Соглашения, не привело к принятию незаконного судебного акта. Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что исковые требования Министерства подлежат удовлетворению.
Довод о нарушении статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не находит своего подтверждения, поскольку судом указаны, какие именно обстоятельства не выяснил суд первой инстанции и какое значение эти обстоятельства имеют для правильного разрешения спора.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судом апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2017 по делу N А55-5613/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.В. Топоров |
Судьи |
И.А. Хакимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
...
Нарушение ответчиком положений пункта 6 Положения и условий Соглашения в соответствии с положениями пункта 3.1. статьи 78 БК РФ и пункта 3.2. Соглашения является основанием для последним средств гранта.
...
Довод заявителя о том, что ответчик, не относится к получателям бюджетных средств в понимании, определенном статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и, соответственно, на основании пункта 1 статьи 152 названного Кодекса не является участником бюджетного процесса отклоняется.
Согласно пункту 2 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 мая 2017 г. N Ф06-20518/17 по делу N А55-5613/2016
Хронология рассмотрения дела:
19.05.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-20518/17
01.03.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14248/16
27.01.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14248/16
22.08.2016 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-5613/16