Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Обязательное
Методы контроля обзорности
Для оценки обзорности строят картины круговой обзорности из условной точки зрения машиниста, которые представляют собой плоское отображение сферической картины контуров остекления, конструктивных элементов машины и объектов наблюдения, форму которых в пространстве определяют их характерные точки.
Картины круговой обзорности выполняют на трех тканевых транспарантах.
В качестве трехтканевых транспарантов используют цилиндрические нормальные проекции. Равновеликая проекция обеспечивает более точное определение площадей, а эквидистантная - линий (черт. 1, 2).
Условные точки зрения в области расположения точки зрения определяют по контрольной точке сиденья SIP с учетом антропометрических данных операторов (ГОСТ 27250).
Для построения картин круговой обзорности на ортогональном чертеже машины и объектов наблюдения наносят оси прямоугольной системы координат таким образом, чтобы начало координат совпало с точкой зрения машиниста, а ось ОУ - с главным лучом зрения машиниста. Затем на каждой проекции ортогонального чертежа проводят прямые через точку зрения и проекции характерных точек и измеряют углы альфа, бета, гамма. Направление отсчета углов показано на векторной схеме (черт. 3). Для построения точки при помощи трехтканевого транспаранта достаточно иметь два значения угловых параметров этой точки.
Затем, пользуясь версорной схемой (черт. 4), строят характерные точки, для чего на трехтканевом транспаранте находят и фиксируют точку пересечения двух линий, соответствующих угловым параметрам точки оригинала. Соединяя в определенной последовательности линиями характерные точки, выделяя при этом видимые и невидимые линии контура, получают картину круговой обзорности.
Для уменьшения количества картин применяется совмещение положений экскаватора в пространстве относительно объектов наблюдения.
Обзор объектов наблюдения выражается поверхностью или линией, которые оговариваются заранее. За меру обзора каждого объекта наблюдения принимают коэффициент обзора K_i_о, изменяющийся от 0 до 1.
Коэффициент обзора поверхности или линии определяют как отношение площади или линии видимой части объекта к общей его площади или к длине линии необходимого обзора.
Коэффициент обзорности (K_о) с рабочего места машиниста выражается в виде дроби, в числителе которой - коэффициент максимального обзора объектов преимущественного наблюдения (K_i_мо)пр, а в знаменателе - объектов периодического наблюдения (K_i_мо)пер
(K )
i пр
мо
К = ---------,
о (K )
i пер
мо
n
K = Sgn(1 - 2m) Сумма(K )/(n - m) - m,
i i=1 i
мо моj
где n, m - количество заданных и невидимых объектов наблюдения;
K - лучший обзор из точек в ОРТЗ;
i
моj
/
| -1 при Х < 0;
SgnX = < 0 при X = 0;
| +1 при Х > 0.
\
Количество положений точки зрения машиниста зависит от физиологически рациональной рабочей позы. В качестве коэффициентов обзорности принимают максимальные обзоры из нескольких положений.
Пример построения картины круговой обзорности с рабочего места машиниста экскаватора ЭГ-15 (черт. 5).
Начальные условия: машинист ростом 171 см сидит прямо; погрузка проводится в автомобили "БеЛАЗ".
Совмещено - три положения ковша, три положения автомобилей, положение кабельного барабана.
На черт. 5 приняты следующие обозначения:
1, 3 - правая и левая гусеницы; 2 - кабельный барабан; 4 - окно; 5 - максимальная высота забоя; 6 - стрела; 7 - ковш; 8 - автомобиль; 9 - пульт управления.
Коэффициент обзорности не определен, так как не приведена обзорность при разных рабочих позах машиниста.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.