г. Казань |
|
09 июня 2017 г. |
Дело N А55-24677/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Карповой В.А., Хайруллиной Ф.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Левагиной Л.В. (протоколирование ведется с использованием систем видео-конференц-связи, материальный носитель видеозаписи приобщается к протоколу)
при участии представителя в Одиннадцатом арбитражном апелляционном суде:
заинтересованного лица - Старковой Ю.К., доверенность от 30.12.2016 N 12-60-79,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.11.2016 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2017 (председательствующий судья Апаркин В.Н., судьи Кувшинов В.Е., Филиппова Е.Г.)
по делу N А55-24677/2016
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление) от 29.06.2016 N 63/001/870/2016-3127 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое помещение, площадью 173,10 кв.м, расположенный по адресу: г. Самара, Советский район, пер. Карякина/ул. Советской Армии, дом 7/21, подвал N 1, и об обязании Управления осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности на данный объект недвижимости.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.11.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2017, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит принятые по делу судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, мотивируя несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, указывая, что документов, свидетельствующих о наличии или возникновении права собственности городского округа Самара на заявленный к государственной регистрации объект - нежилое помещение по адресу: г. Самара, пер. Карякина/ул. Советской Армии, дом 7/21, представлено не было.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Главы Администрации Самарской области от 27.04.1994 N 191 в муниципальную собственность г. Самары были переданы объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения акционерного общества "Металлист-Самара", согласно приложению N 1.
В соответствии с Приложением N 1 к указанному постановлению, в перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность г. Самары наряду с иными включен жилой дом N 7 по ул. Советской Армии (в подвале N 1 которого расположен спорный объект недвижимости, что следует из кадастрового паспорта нежилого помещения номер 63:01:0916002:2440).
Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности городского округа Самара от 13.05.2016 N 15-07-16/22844 объект недвижимости - нежилое помещение площадью 173,10 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Советский район, пер. Карякина/ул. Советской Армии, дом 7/21, подвал N 1, включен в реестр муниципального имущества на основании постановления Главы Администрации Самарской области от 27.04.1994 N 191.
Департамент 19.05.2016 обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое помещение площадью 173,10 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Советский район, пер. Карякина/ул. Советской Армии, дом 7/21, подвал N 1.
Сообщением от 29.06.2016 N 63/001/870/2016-3127 Управление отказало в государственной регистрации права муниципальной собственности на указанное нежилое помещение на основании абзацев 8 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), со ссылкой на то, что на государственную регистрацию не представлены документы, свидетельствующие о наличии или возникновении права собственности городского округа Самара на заявленный к государственной регистрации объект.
Департамент, ссылаясь на то, что отказ в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости противоречит нормам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В силу пунктов 1, 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Статьей 17 Закона N 122-ФЗ определено, что помимо перечисленных в данной статье документов основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (абзац 2); иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав (абзац 9).
Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Судебные инстанции установили, что Департаментом представлены необходимые и достаточные документы для государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости, в том числе: выписка из реестра муниципального имущества от 13.05.2016 N 15-07-16/22844; копия кадастрового паспорта от 25.04.2016 N 63-00-102/16-321316; копия письма Департамента от 18.05.2016 N 15-0716/23506, в котором сообщается, что нежилое помещение по адресу: г. Самара, пер. Карякина/ул. Советской Армии, дом 7/21 включен в реестр муниципальной собственности на основании постановления Главы Администрации Самарской области от 27.04.1994 N 191.
Спорное нежилое помещение, которое находится в здании жилого дома в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) является муниципальной собственностью, данное право является ранее возникшим и в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 122-ФЗ регистрируется по желанию правообладателя.
В силу пункта 2 Постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В соответствии с приложением N 3 Постановления N 3020-1 объектами, относящимися к муниципальной собственности, являются жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения; объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов; другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорные объекты не являются объектами муниципальной собственности.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что спорное помещение находится в здании жилого дома по адресу: г. Самара, Советский район, пер. Карякина/ул. Советской Армии, дом 7/21, пришли к правильному выводу о том, что данное нежилое помещение относится к муниципальной собственности в силу закона.
Доказательств того, что здание жилого дома было передано в муниципальную собственность за исключением спорного помещения, либо того, что спорный объект относится к общему имуществу жилого дома, материалы дела не содержат. Вопросы, связанные с отнесением спорного объекта к общедомовому имуществу, могут быть предметом самостоятельного спора по иску заинтересованного лица.
Оценив представленные доказательства с позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, установив, что заявителем на государственную регистрацию были предоставлены все необходимые документы, которые соответствуют требованиям законодательства о государственной регистрации, правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы Управления, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают правильность выводов судебных инстанций и направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов, основанных на материалах дела при правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30.11.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2017 по делу N А55-24677/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с приложением N 3 Постановления N 3020-1 объектами, относящимися к муниципальной собственности, являются жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения; объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов; другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорные объекты не являются объектами муниципальной собственности."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 июня 2017 г. N Ф06-21076/17 по делу N А55-24677/2016
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-21076/17
08.06.2017 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-19416/16
09.02.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-19416/16
30.11.2016 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-24677/16