г. Казань |
|
06 июля 2017 г. |
Дело N А55-17285/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Ананьева Р.В.,
при участии представителя:
истца - Беляевой Н.В. (доверенность от 02.05.2017),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Росимущества в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.12.2016 (судья Стуликова Н.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2017 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Балакирева Е.М., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-17285/2016
по исковому заявлению Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области (ОГРН 1036300468456, ИНН 6315800523) к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (ОГРН 1046300456234, ИНН 6315800805), Территориальному управлению Росимущества в Самарской области (ОГРН 1106315004003, ИНН 6315856460), с участием третьих лиц: Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области о признании отсутствующим права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее - Министерство транспорта) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Минлесхоз Самарской области) о признании права собственности отсутствующим, о признании незаконным результата лесоустройства в части и исключения из материалов лесоустройства и лесного реестра информации об отнесении спорных частей указанных земельных участков к землям лесного фонда.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 14.11.2016 принят частичный отказ от исковых требований о признании незаконным результата лесоустройства в части включения частей земельных участков с кадастровыми номерами 63:26:0000000:974, 63:26:0000000:880, площадью 27 184,28 кв. м и 18 687,63 кв. м соответственно, в лесные выделы квартала 31 Красноярского лесничества, Большецаревщинского участкового лесничества и исключении из материалов лесоустройства и лесного реестра информации об отнесении частей указанных земельных участков к землям лесного фонда, производство по делу в этой части прекращено.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.12.2016 иск удовлетворен.
Признано отсутствующим право собственности Российской Федерации на часть земельного участка площадью 45 871,92 кв. м (18 687,63 кв. м+27 184,29 кв. м), расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, Красноярский лесхоз, Большецаревщинское лесничество, квартала N 1-31, 33-42, 44-58, 60-85, кадастровый (или условный) номер 63:26:0000000:0602(001)//0:0000000:0// 0000:00:0000:000: 0:0, назначение: леса 1-й группы, запись о регистрации права от 30.12.2004 N 63-01/26-33/2004-415 общей площадью 35 422 кв. м (16 736 кв. м + 18 686 кв. м) и имеющего координаты:
Наименование точки |
Координата x |
Координата y |
21 |
5 922 300,31 |
373 047,08 |
22 |
5 922 277,07 |
373 006,43 |
23 |
5 922 267,11 |
372 989,22 |
24 |
5 922 242,62 |
372 946,42 |
25 |
5 922 245,87 |
372 930,26 |
26 |
5 922 506,30 |
373 388,67 |
27 |
5 922 493,27 |
373 386,26 |
28 |
5 922 464,67 |
373 335,74 |
29 |
5 922 424,85 |
373 266,15 |
30 |
5 922 340,13 |
373 116,67 |
21 |
5 922 300,31 |
373 047,08 |
31 |
5 922 384,50 |
373 008,79 |
32 |
5 922 403,66 |
373 042,42 |
33 |
5 922 385,08 |
373 051,44 |
34 |
5 922 421,03 |
373 114,58 |
35 |
5 922 448,58 |
373 163,19 |
36 |
5 922 478,82 |
373 216,16 |
37 |
5 922 511,52 |
373 274,62 |
38 |
5 922 532,35 |
373 311,13 |
39 |
5 922 565,39 |
373 369,82 |
40 |
5 922 599,66 |
373 430,52 |
41 |
5 922 629,34 |
373 485,74 |
42 |
5 922 658,91 |
373 540,84 |
43 |
5 922 676,87 |
373 573,63 |
44 |
5 922 646,45 |
373 542,09 |
45 |
5 922 252,06 |
372 840,62 |
46 |
5 922 254,25 |
372 822,93 |
47 |
5 922 263,23 |
372 838,85 |
48 |
5 922 295,70 |
372 894,84 |
49 |
5 922 326,84 |
372 949,61 |
50 |
5 922 345,25 |
372 981,86 |
51 |
5 922 365,87 |
373 017,89 |
31 |
5 922 384,50 |
373 008,79 |
Общая площадь наложения границ земельного участка с земельным участком с кадастровым номером 63:26:0000000:974 площадью 16 736 кв. м.
Наименование точки |
Координата x |
Координата y |
18 |
5 922 251,16 |
372 903,99 |
49 |
5 922 496,51 |
373 333,99 |
50 |
5 922 496,04 |
373 334,25 |
51 |
5 922 496,84 |
373 335,70 |
52 |
5 922 497,33 |
373 335,43 |
19 |
5 922 572,31 |
373 466,84 |
53 |
5 922 545,90 |
373 440,29 |
54 |
5 922 518,82 |
373 390,98 |
26 |
5 922 506,30 |
373 388,67 |
25 |
5 922 245,87 |
372 930,26 |
18 |
5 922 251,16 |
372 903,99 |
44 |
5 922 252,06 |
372 840,62 |
43 |
5 922 646,45 |
373 542,09 |
55 |
5 922 637,37 |
373 532,67 |
56 |
5 922 458,33 |
373 227,53 |
57 |
5 922 462,95 |
373 225,21 |
58 |
5 922 461,57 |
373 222,48 |
59 |
5 922 456,77 |
373 224,89 |
11 |
5 922 248,45 |
372 869,87 |
44 |
5 922 252,06 |
372 840,62 |
60 |
5 922 267,62 |
372 875,50 |
61 |
5 922 262,21 |
372 878,22 |
62 |
5 922 260,84 |
372 875,48 |
63 |
5 922 266,25 |
372 872,76 |
60 |
5 922 267,62 |
372 875,50 |
64 |
5 922 362,06 |
373 048,51 |
65 |
5 922 363,44 |
373 051,24 |
66 |
5 922 359,03 |
373 053,45 |
67 |
5 922 358,02 |
373 053,96 |
68 |
5 922 356,65 |
373 051,23 |
69 |
5 922 357,54 |
373 050,78 |
64 |
5 922 362,06 |
373 048,51 |
Общая площадь наложения границ земельного участка с земельным участком с кадастровым номером 63:26:0000000:880 площадью 18 686 кв.м.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Самарской области, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что в оспариваемых судебных актах имеются противоречия между выводами судов и фактическими обстоятельствами, а именно Управление в рамках своей компетенции не наделено полномочиями по государственной регистрации прав собственности, по ведению соответствующих реестров земель лесного фонта, а также по распоряжению и предоставлению земельных участков.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство транспорта просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
В судебном заседании представитель Министерство транспорта возражал против удовлетворения кассационной жалобы, по мотивам, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя лица, участвующего в деле, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, автомобильная дорога общего пользования регионального значения Волжский - аэропорт "Курумоч" до автодороги "Урал" км 0,000 - км 6,200 введена в эксплуатацию в 1962 году и принята в собственность Самарской области в 2004 году, что подтверждается актом приемки-передачи основных средств в бюджетных учреждениях N 00016/7 от 26.01.2004.
Автомобильная дорога общего пользования регионального значения "Урал" - аэропорт "Курумоч" км 0,000 - км 2,780 введена в эксплуатацию в 1976 году и принята в собственность Самарской области в 2004 году, что подтверждается актом приемки - передачи основных средств в бюджетных учреждениях N 00016/26 от 26.01.2004.
Вышеуказанные автомобильные дороги включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Самарской области, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 09.08.2006 N 106.
Саратовским научно-производственным центром "Росдортех" по заказу Министерства транспорта, были изготовлены технические паспорта вышеуказанных автомобильных дорог по состоянию на 01.01.2009.
Постановлением Правительства Самарской области от 04.03.2009 N 69 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 09.08.2006 N 106 "Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования Самарской области" в пункте 12: в графе "Наименование автомобильной дороги общего пользования" слова "Урал" - аэропорт "Курумоч" заменены словами "Волжский - аэропорт "Курумоч"; в графе "Общая протяженность, км" цифру "3,000" заменена цифрой "10,000"; в графе "асфальтобетонные, км" цифру "3,000" заменена цифрой "10,000"; пункты 14, 18 исключены.
Вышеуказанным постановлением Правительства Самарской области автомобильные дороги общего пользования регионального значения "Урал" -аэропорт "Курумоч" и Волжский - аэропорт "Курумоч" до автодороги "Урал" объединены в одну автомобильную дорогу с присвоением ей наименования - автомобильная дорога общего пользования регионального значения "Волжский -аэропорт "Курумоч".
Распоряжениями Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский край Самарской области от 01.03.2011 N 46-с, от 27.04.2011 N 136-с утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровой карте (плане), предназначенных для размещения автомобильной дороги, расположенных по адресу: Самарская область, Красноярский район, в том числе Волжский - аэропорт "Курумоч" по категориям к землям населенных пунктов площадью 49 185 кв. м и 194 260 кв. м.
Указанные земельные участки площадью 49 185 кв. м и 194 260 кв. м. были поставлены государственный кадастровый учет 07.06.2011 и 10.03.2011 и им были присвоены кадастровые номера 63:26:0000000:974 и 63:26:0000000:880, что подтверждается кадастровыми паспортами земельного участка от 12.10.2016 N 99/2016/8468452, 99/2016/8468278.
На основании абзаца 3 пункта 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Самарской области на праве собственности принадлежат земельные участки:
- с кадастровым номером 63:26:0000000:974 площадью 49 185 кв. м, разрешенное использование: для размещения автомобильной дороги, расположенный по адресу: Самарская область, Красноярский район: - Волжский - аэропорт "Курумоч";
- с кадастровым номером 63:26:0000000:880 площадью 194 260 кв. м, разрешенное использование: занятый автомобильной дорогой общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области Волжский - аэропорт "Курумоч", расположенный по адресу: Самарская область, Красноярский район,
что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 28.11.2012 серии 63-АИ N 115928, 115616.
Согласно приказу Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области от 04.06.2012 N 95 "О предоставлении министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, занимаемых автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области, расположенными в муниципальном районе Красноярский Самарской области" указанные земельные участки были предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование Министерство транспорта, о чем выданы свидетельства о государственной регистрации права от 28.11.2012 серии 63-АИ N 115927, 115615.
В свою очередь, на основании статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации участок лесного фонда (лесные земли) площадью 7087,00 га, расположенный: Самарская область, Красноярский район, Красноярский лесхоз, Больше-Царевщинское лесничество, кварталы 1-31, 33-42, 44-58, 60-85 принадлежит Российской Федерации на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 30.12.2004 сделана запись за N 63-01/26-33/2004-415 и выдано свидетельство о государственной регистрации права от 01.02.2005.
Согласно сведениям из государственного лесного реестра от 08.04.2016 и материалам лесоустройства Красноярского лесничества, Болшецаревщинского участкового лесничества, земельные участки с кадастровыми номерами 63:26:0000000: и 63:26:0000000:880 являются лесными участками, частично расположенными в квартале 31 Красноярского лесничества, Болшецаревщинского участкового лесничества.
Приказом Федерального Агентства лесного хозяйства от 30.12.2008 N 435 "Об определении количества лесничества на территории Самарской области и установлении их границ" обозначено среди лесничеств, расположенных на землях лесного фонда - Красноярское лесничество, Болшецаревщинского участкового лесничества.
06.04.2016 лесничим Красноярского лесничества Варавиным Владимиром Александровичем было проведено обследование земельных участков с кадастровыми номерами 63:26:0000000:974 площадью 49 185 кв. м и 63:26:0000000:880 площадью 194 260 кв. м, расположенных по адресу: Самарская область, Красноярский район: пос. Волжский - аэропорт "Курумоч".
По результатам обследования земельных участков составлен акт от 06.04.2016, в ходе которого установлено наложение границ указанных земельных участков на земли лесного фонда защитных лесов лесопаркой зоны площадью 51 299 кв.м, расположенные на территории: 31 квартал Болшецаревщинского участкового лесничества Красноярского лесничества.
Согласно заключению кадастрового инженера от 20.10.2016 установлено взаимное наложение границ земельных участков с кадастровыми номерами 63:26:0000000:974 и 63:26:0000000:880 с границами земельного участка, имеющего кадастровый (или условный) номер кадастровый (или условный) номер 63:26:0000000:0602(001)//0:0000000:0//0000:00:0000:000:0:0, назначение: леса 1-й группы, при этом площадь наложения земельного участка, имеющего кадастровый (или условный) номер кадастровый (или условный) номер 63:26:0000000:0602(001)//0:0000000:0//0000:00:0000:000:0:0, на границы земельного участка с кадастровым номером 63:26:0000000:974 составила 2708 кв. м, а на границы земельного участка с кадастровым номером 63:26:0000000:880 составила 18 686 кв. м, кроме того, границы земельного участка, имеющего кадастровый (или условный) номер кадастровый (или условный) номер 63:26:0000000:0602(001)//0:0000000:0//0000:00:0000:000:0:0, определенные по представленным материалам лесоустройства 1995 года Болшецаревщинского участкового лесничества квартала 31, Красноярского лесничества, были установлены без учета норм отвода земель, необходимых для использования под полосу отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Волжский-аэропорт "Курумоч", следовательно, часть земельного участка, имеющего кадастровый (или условный) номер 63:26:000000:0602(001)//0:0000000:0//0000:00:0000:000:0:0, площадью 16 736 кв. м и часть земельного участка площадью 18 686 кв. м, входящие в границы земельного участка 31 квартала Болшецаревщинского участкового лесничества Красноярского лесничества, право собственности на которое зарегистрировано за РФ, являются полосой отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Волжский - аэропорт "Курумоч" и необоснованно включены в границы земельного участка 31 квартала Большецаревщинского участкового лесничества Красноярского лесничества по материалам лесоустройства 1995 года.
Министерство транспорта направило в адрес Минлесхоза Самарской области претензию от 10.06.2016 N МТС-28/1093 об исключении из государственного лесного реестра сведений о принадлежности земельных участков с кадастровыми номерами 63:26:0000000:974 и 63:26:0000000:880 к землям лесного фонда.
Письмом от 01.07.2016 N 27-05-02/1219 Минлесхоза Самарской области отказало во внесении изменений в государственный лесной реестр.
Министерство транспорта, полагая, что принадлежащие ему на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки с кадастровыми номерами 63:26:0000000:974 и 63:26:0000000:880 были неправильно отнесены к федеральной собственности, путем включения их части (16 736 кв. м и 18 686 кв. м) в квартале 31 Красноярского лесничества, Болшецаревщинского участкового лесничества, тем самым нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
В пункте 2 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22) разъяснено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в том числе требования об установлении границ земельного участка.
В рамках настоящего дела истцом заявлено требование о признании зарегистрированного права Министерства лесного хозяйства отсутствующим с целью изменения данных, содержащихся в системе учета прав на недвижимое имущество и приведения их в соответствие с фактическими обстоятельствами, поскольку информация, внесенная в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является единственным источником юридически значимой информации, подтверждающей существующие права на недвижимое имущество.
Таким образом, с учетом преследуемого истцом материально-правового интереса судебные инстанции правомерно разрешили спор об установлении границ земельного участка, который относится к искам о правах на недвижимое имущество, судебное решение по которому служит основанием для признания права отсутствующим на часть земельного участка (определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2017 N 308-ЭС16-15069)
В абзаце 4 пункта 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" отмечено, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
По смыслу приведенных разъяснений иск о признании права отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством. Данная правовая позиция приведена и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12576/11.
Исходя из положений глав 13, 14 и 20 ГК РФ, по общему правилу право на предъявление иска о признании права или обременения отсутствующим имеет лицо, владеющее этим имуществом и обладающее на него зарегистрированным правом.
Таким образом, в предмет доказывания по спорам о признании права отсутствующим входит установление названных обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда было зарегистрировано 30.12.2004, о чем в ЕГРП сделана запись за N 63-01/26-33/2004-415.
В качестве основания регистрации права собственности Российской Федерации указана статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года (действовавшая период совершения оспариваемой регистрации права), согласно которой лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
Согласно статьей 18 ЛК РФ 1997 года содержание права собственности на лесной фонд и права собственности на леса, не входящие в лесной фонд, определялось на момент регистрации права собственности РФ ЛК РФ 1997 года, гражданским законодательством и земельным законодательством Российской Федерации.
На момент осуществления государственной регистрации права собственности РФ на участок лесного фонда действовал Земельный кодекс Российской Федерации 2001 года (далее - ЗК РФ).
В соответствии со статьей 101 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 08.12.2006) к землям лесного фонда относились лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Границы земель лесного фонда определялись путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда должны заноситься в государственный земельный кадастр (часть 2 статьи 101 ЗК РФ, в редакции, действовавшей до 08.12.2006).
Таким образом, в соответствии с действующим на тот момент законодательством, требовалась постановка земель лесного фонда на кадастровый учет
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.
Статьей 67 ЛК РФ предусмотрено, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12.12.2011 N 516 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции".
Лесоустройство включает в себя, в частности, такое мероприятие как закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (пункт 4 части 1 статьи 68 ЛК РФ).
Местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (часть 3 статьи 68 ЛК РФ).
Согласно части 2 статьи 68 ЛК РФ геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии".
В силу статьи 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).
Исходя из статей 5, 7 Закона N 221-ФЗ сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (часть 3 статьи Закона N 221-ФЗ).
Таким образом, суды правомерно пришли к выводу о том, что надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии со статьями 4.2 и 4.4 частью 1 и частью 4 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ), если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков, с помощью которых можно произвести их идентификацию.
Согласно позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.05.2012 N 16576/11, сами по себе материалы лесоустройства и таксационные описания не являются доказательствами принадлежности земельного участка к землям лесного фонда при наличии документов, свидетельствующих об отнесении земельного участка к землям иной категории.
Из материалов дела усматривается, что Минлесхозом Самарской области не представлены доказательства межевания границ участка лесного фонда, находящегося по адресу: Самарская область, Красноярский район, Красноярский лесхоз, Больше-Царевщинское лесничество, кварталы 1-31, 33-42, 44-58, 60-85, с кадастровым (или условным) номером 63:26:000000:0602(001)//0:0000000:0//0000:00:0000:000:0:0, площадью 7087,00 га, на местности, согласования границ участков лесного фонда со смежными землепользователями, наличия границ данного участка на местности.
При этом выписка из государственного лесного реестра от 08.04.2016 не может являться доказательством установления границ участка лесного фонда на местности.
В свою очередь, Министерством транспорта при постановке земельных участков на кадастровый учет с кадастровыми номерами 63:26:0000000:974, 63:26:0000000:880 были проведены работы по утверждению схем расположения указанных земельных участков, межевание и согласование границ со смежными землепользователями, при этом при постановке спорных земельных участков не было выявлено каких-либо данных о пересечении его границ с другими земельными участками, в том числе с участками лесного фонда.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу, что границы участка лесного фонда не установлены в соответствии с действующим законодательством, а представленные Минлесхозом Самарской области документы не могут служить доказательством установления и закрепления границ участка лесного фонда на местности.
Выводы судов о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации на часть земельного участка, имеющего кадастровый (или условный) номер 63:26:000000:0602(001)//0:0000000:0//0000:00:0000:000:0:0 площадью 16 736 кв. м и часть земельного участка площадью 18 686 кв. м, входящие в границы земельного участка 31 квартала Большецаревщинского участкового лесничества Красноярского лесничества, сторонами не обжалуются.
В кассационной жалобе не оспаривается правильность установления фактических обстоятельств, что свидетельствует о наличии между сторонами правовой определенности, в том числе относительно границ полосы отвода автомобильной дороги, существующей с 1962 года, сведения о которой подтверждены кадастровыми паспортами на земельные участки с кадастровыми номерами 63:26:0000000:974, 63:26:0000000:880 и не опровергнуты материалами лесоустройства.
Доводы Управления о том, что в рамках своей компетенции не наделено полномочиями по государственной регистрации прав собственности, по ведению соответствующих реестров земель лесного фонта, а также по распоряжению и предоставлению земельных участков, не могут быть приняты во внимание, поскольку в рамках требований об установлении границ в качестве ответчика правомерно привлечен как федеральный орган власти (Рослесхоз) с учетом передачи отдельных полномочий органам субъекта Российской Федерации (статья 83 ЛК РФ), так и ТУ Росимущества, обеспечивающее защиту прав публичной собственности по требованию о признании права собственности отсутствующим.
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 67,68, 92 ЛК РФ, статьями 1, 5,7 Закона N 221-ФЗ, установив, что границы земельного участка, изначального занятого автомобильной дорогой, установлены и не имеют пересечений, при этом в государственном кадастре недвижимости не содержатся сведения о местоположении границ участка лесного фонда и эти данные отсутствуют в материалах лесоустройства, в связи с чем недостоверная запись об объекте недвижимости нарушает права собственника сооружений, удовлетворили иск.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 АПК РФ данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 23.12.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2017 по делу N А55-17285/2016 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы Управления о том, что в рамках своей компетенции не наделено полномочиями по государственной регистрации прав собственности, по ведению соответствующих реестров земель лесного фонта, а также по распоряжению и предоставлению земельных участков, не могут быть приняты во внимание, поскольку в рамках требований об установлении границ в качестве ответчика правомерно привлечен как федеральный орган власти (Рослесхоз) с учетом передачи отдельных полномочий органам субъекта Российской Федерации (статья 83 ЛК РФ), так и ТУ Росимущества, обеспечивающее защиту прав публичной собственности по требованию о признании права собственности отсутствующим.
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 67,68, 92 ЛК РФ, статьями 1, 5,7 Закона N 221-ФЗ, установив, что границы земельного участка, изначального занятого автомобильной дорогой, установлены и не имеют пересечений, при этом в государственном кадастре недвижимости не содержатся сведения о местоположении границ участка лесного фонда и эти данные отсутствуют в материалах лесоустройства, в связи с чем недостоверная запись об объекте недвижимости нарушает права собственника сооружений, удовлетворили иск."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 6 июля 2017 г. N Ф06-21641/17 по делу N А55-17285/2016