г. Казань |
|
12 мая 2017 г. |
Дело N А65-23535/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
заявителя - Халикова Р.М. (доверенность от 20.07.2016 N 05/2016),
ответчика - Семушиной О.П. (доверенность от 28.12.2016 N 311-Д),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аквапарк-Сувар"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.12.2016 (судья Иванов О.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Бажан П.В., Кувшинов В.Е.)
по делу N А65-23535/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аквапарк-Сувар", г. Казань к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан), г. Казань, о признании недействительным и об отмене предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) б/н от 05.10.2016,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аквапарк-Сувар" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) (далее - Роспотребнадзор, административный орган) о признании недействительным и об отмене предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) от 05.10.2016.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.12.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.12.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым признать недействительным и отменить предписание административного органа.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также неправильное применение закона. Общество отметило, что Правила пользования услугами аквапарка "Ривьера" (далее - Правила) не являются публичным договором и все ограничения по пользованию услугами аквапарка направлены на безопасность самих посетителей.
В судебном заседании представитель заявителя доводы кассационной жалобы поддержал, просил признать предписание административного органа в части приведения в соответствие с действующим законодательством пункта 5.1.8 Правил недействительным и отменить.
В предоставленном отзыве на кассационную жалобу, административный орган, полагая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
По мнению Роспотребнадзора, общество, являясь полноправным и юридически автономным участником рынка, должно было обеспечить соблюдение норм действующего законодательства при оказании услуг потребителям, в частности, обеспечить соответствие условий Правил пользования услугами аквапарка нормам действующего законодательства, исходя из таких принципов гражданского законодательства как признание равенства участников гражданских правоотношений, неприкосновенности собственности и свободы договора. Несоблюдение императивных требований законодательства о защите прав потребителей влечет наличие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере розничной торговли, а также причинение имущественного ущерба потребителям, поскольку, не имея возможности пройти на территорию аквапарка со своими продуктами питания и водой, потребители, находясь длительное время в аквапарке, вынуждены приобретать продукты питания непосредственно в торговых точках общества. Более того, административный орган также обратил внимание и на то обстоятельство, что аквапарк могут посещать и люди с различными заболеваниями, которым противопоказаны обычные продукты питания. Таким образом, действия общества, по мнению Роспотребнадзора, противоречат нормам действующего законодательства и являются нарушением статьи 7, пункта 1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), статей 310,420, 422, 426, 432, 886, 891 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Свои возражения на доводы кассационной жалобы представитель Роспотребнадзора поддержал в судебном заседании.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия установила следующее.
Как следует из материалов дела, Роспотребнадзором на основании распоряжения от 05.09.2016 N 3584/14-вп/в в отношении заявителя была проведена плановая выездная проверка, в ходе которой был проведен анализ фактов, изложенных в обращениях потребителя (от 11.08.2016), и Правил пользования услугами аквапарка "Ривьера", утвержденных 25.02.2016 исполнительным директором общества с ограниченной ответственностью "Аквапарк - Сувар" Шипиловой А.Б.
В результате данной проверки было выявлено, что в Правила включены условия, ущемляющие установленные законом права потребителей, а именно:
1. п. 5.1.8 Правил установлено, что посетителям "не разрешается проносить в Аквапарк продукты питания и напитки, кроме детского специального питания, упакованного в пластиковую тару". Аналогичное положение закреплено в п. 15.1.1 Правил, где закреплено, что "на территории зон общепита запрещено, в том числе, приносить с собой еду, напитки, кроме детского специального питания".
2. п. 6.1.3 раздела 6 "Права и обязанности администрация аквапарка" включено условие о том, что "администрация Аквапарка вправе: не впускать в Аквапарк лиц, которые не согласны соблюдать настоящие Правила или не понимают их".
3 п. 10.8 раздела 10 "Требования и рекомендации по внешнему виду посетителей и применению купальных костюмов" в части положения о том, что "учитывая то, что Аквапарк не принимает на хранение вещи, (не оказывает услуги по хранению вещей) Посетителей, а лишь предоставляет им в пользование персональные шкафчики, администрация не несет ответственности за оставленные в них" ущемляет установленные законом права потребителей.
По результатам проверки был составлен акт проверки от 05.10.2016 N 3584/14, вынесено постановление о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, заявителю было выдано предписание от 05.10.2016, согласно которому обществу предписано в срок до 31.10.2016 устранить допущенные нарушения.
Не согласившись с вынесенным предписанием, заявитель обратился в суд с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды нижестоящих инстанций правомерно исходили из следующего.
Как следует из п.п. 1.1 раздела 1 Правил пользования услугами аквапарка "Ривьера" данные Правила регулируют отношения между потребителем - лицом имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим и использующим услуги (товары) исключительно для личных, семейных и иных нужд", не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - Посетитель), и обществом с ограниченной ответственностью "Аквапарк-Сувар" (далее - Исполнитель), оказывающим услуги Посетителям на территории Аквапарка "Ривьера".
Согласно п. 5.1.8 Правил установлено, что посетителям "не разрешается проносить в Аквапарк продукты питания и напитки, кроме детского специального питания, упакованного в пластиковую тару". Аналогичное положение закреплено в п. 15.1.1 Правил, где закреплено, что "на территории зон общепита запрещено, в том числе, приносить с собой еду, напитки, кроме детского специального питания". Положения данных правил являются условиями договора об оказании развлекательных услуг.
Между тем, действующим законодательством не предусмотрено установление подобных ограничений (запрет на пронос напитка) для предоставления публичных развлекательных услуг населению.
В силу абзаца 1 преамбулы Закона о защите прав потребителей, настоящий закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Частью 1 статьи 1 Закона о защите прав потребителей установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, что согласуется с п. 1.1 раздела 1 Правил пользования услугами аквапарка.
Таким образом, регулирование отношений между потребителем и исполнителем осуществляется Правилами пользования услугами аквапарка.
В соответствии со статьей 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию заслуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратиться (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренные актами.
Согласно пункту 3 вышеуказанной статьи отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Пунктом 2 статьи 426 ГК РФ установлено, что цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 426 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Согласно пункту 5 статьи 426 ГК РФ, условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
С учетом вышеизложенного следует, что действующим законодательством не предусмотрен особый порядок посещения аквапарка в зависимости от приобретения продуктов питания вне территории аквапарка.
В Правила пользования услугами аквапарка "Ривьера" включено условие, ущемляющее права потребителей.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона о защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
При таких обстоятельствах судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводом судов нижестоящих инстанций о том, что предписание в оспариваемой части соответствует закону, не нарушает права и законные интересы заявителя, а требование заявителя является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Довод заявителя о том, что Правила являются лишь информацией об оказываемой уcлуге и не являются публичным договором несостоятельны.
Так, в п. 11.3 Правил пользования услугами Аквапарка указано, что "перед заключением договора возмездного оказания услуг (то есть оплатой посещения Аквапарка) Посетитель обязан внимательно ознакомиться с настоящими Правилами. Получение контрольно-кассового чека и/или электронного браслета является подтверждением того, что Посетитель ознакомлен с настоящими Правилами, полностью с ними согласен и обязуется их соблюдать.
Ссылка заявителя на ограничение доступа посетителей аквапарка со своими продуктами питания в целях обеспечения эпидемической безопасности также отклоняется судом.
Согласно п. 1.2.1 Правил на территории аквапарка имеется зона оказания услуг общественного питания (кафе, бары), в котором посетители могут находиться согласно оплаченному времени и в соответствии с тарифом.
Однако обществом ни в ходе проверочных мероприятий, ни в ходе судебного разбирательства не было представлено доказательств того, что реализуемые непосредственно в зоне общественного питания аквапарка напитки и продукты питания не проносят в другие зоны аквапарка в целях недопущения попадания этих продуктов в водно-развлекательные зоны.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной судом при рассмотрении дела судебной ошибки.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.12.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017 по делу N А65-23535/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 статьи 426 ГК РФ установлено, что цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 426 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Согласно пункту 5 статьи 426 ГК РФ, условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
...
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона о защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 мая 2017 г. N Ф06-20316/17 по делу N А65-23535/2016