г. Казань |
|
09 июня 2017 г. |
Дело N А72-12719/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Петрушкина В.А., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01.11.2016 (судья Леонтьев Д.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2017 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Семушкин В.С., Драгоценнова И.С.)
по делу N А72-12719/2016
по заявлению Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301162822, ИНН 7303006082), г. Ульяновск, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), при участии третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Эко-Продукт", о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным решения федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области (далее - Кадастровая палата) от 01.07.2016 N 73-00/2016-51341 об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости и обязать Кадастровую палату осуществить кадастровый учет объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Ульяновск, ул. Калнина, д. 4: помещения N 1-25 - подвал; помещения N 49-51 - этаж 1; помещения N 1-11, 18, 54, 55 - этаж 1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Эко-Продукт".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 01.11.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Управление просит принятые по делу судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, мотивируя неправильным применением судами норм материального права, несоответствием выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, указывая, что основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета спорных помещений, предусмотренных частью 7 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) отсутствуют.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Комитетом по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска и обществом с ограниченной ответственностью "Ульяновское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие" был заключен контракт от 25.04.2016 N 09-66 на оказание услуг по проведению технической инвентаризации, в том числе (определение координат характерных точек, постановка на государственный кадастровый учёт, заполнение декларации) на объекты муниципальной собственности.
В соответствии с приложением N 1 к контракту технической инвентаризации подлежали 14 объектов муниципальной собственности, в том числе нежилые помещения общей площадью 886,3 кв.м, расположенные в здании по улице Калнина, д. 4.
В государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о ранее учтенном объекте капитального строительства - помещение с кадастровым номером 73:24:020302:2013, площадью 886,3 кв.м, назначение - нежилое, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Калнина, д. 4, подвал: N 1-25; 1-й этаж: N 1-11, 18, 49-51, 54-55, сведения о котором переданы в ГКН от органов технического учета и (или) технической инвентаризации в соответствии с Приказом Минэкономразвития от 11.01.2011 N 1 "О сроках и порядке включения в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости".
Исполнитель по контракту от 25.04.2016 N 09-66 взял на себя обязательство изготовить на вышеуказанные помещения 3 технических плана и 3 кадастровых паспорта.
Решением Ульяновской Городской Думы от 27.04.2016 N 40 Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска переименован в Управление.
Во исполнение условий муниципального контракта кадастровым инженером в Кадастровую палату было направлено заявление от 27.06.2016 N 30-3443394 о постановке на кадастровый учёт трех помещений, образованных в результате раздела помещения с кадастровым номером 73:24:020302:2013.
Решением Кадастровой палаты от 01.07.2016 N 73-00/2016-51341 отказано в осуществлении государственного кадастрового учета объектов капитального строительства (помещений), расположенных по адресу: г. Ульяновск, ул. Калнина, д. 4, помещения N 1-25 - подвал, помещения N 1-11, 18, 54, 55 - 1 этаж, помещения N 49-51 - 1 этаж, на основании части 7 статьи 27 Закона N 221-ФЗ.
Полагая, что решение Кадастровой палаты противоречит закону и нарушает права и законные интересы Управления как собственника помещения, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований суды правомерно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Частью 7 статьи 27 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на государственный кадастровый учет помещения в случае, если такое помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении.
Суды верно указали на то, что исходя из анализа норм законодательства, в частности пункта 14 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", помещение считается обособленным, если оно отграничено от остального объема здания (сооружения) строительными конструкциями; изолированным, если оно отграничено от остального объема здания (сооружения) строительными конструкциями, имеет отдельный вход и не используется для доступа в иное помещение.
Судами установлено, что осуществление учетных действий на основании технического плана, представленного кадастровым инженером в Кадастровую палату, для постановки на государственный кадастровый учет помещений в результате раздела помещения с кадастровым номером 73:24:020302:2013, не приводит к соблюдению условий об изолированности и обособленности помещений, а именно: доступ в помещение N 1-11, 18, 54, 55 (1 этаж) осуществляется через иные помещения N 59, 28, 26, 21, не входящие в его состав; помещение N 1-11, 18, 54, 55 (1 этаж) имеет доступ в иные помещения в здании - в помещения подвала N 1-25 через помещение N 3 (1 этаж) в помещение N 2 (подвал); помещение N 1-25 (подвал) имеет доступ в иные помещения в здании - в помещения N 1-11, 18, 54, 55 (1 этаж) через помещение N 2 (подвал) в помещение N 3 (1 этаж); помещение N 24, входящее в состав помещения N 1-25 (подвал) имеет доступ в помещения первого этажа здания.
В соответствии с графической частью технического плана помещения N 1 и 55 (1 этаж), помещения N 1 и 54 (1 этаж), помещения N 1 и 25 (подвал), помещения N 11 и 9 (подвал) не имеют доступ друг к другу.
Более того, помещения N 54 (1 этаж), N 55 (1 этаж), N 25 (подвал), N 9 (подвал) не имеют никаких входов-выходов.
Согласно разделов части "План этажа" технического плана и технического паспорта от 27.04.2011, на основании которого подготовлен технический план, в подвале имеется непронумерованное помещение, которое не имеет выходов.
Из писем Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.12.2013 N ОГ-Д23-6667, от 24.12.2013 N Д23М-6062 следует, что целесообразно рассматривать вопрос о формировании и осуществлении государственного кадастрового учета помещений, предназначенных для совместного использования собственниками иных помещений на этаже (этажах), так называемых "мест общего пользования".
В письме Минэкономразвития от 24.02.2014 N Д23И-501, на которое ссылается Управление, также упоминается о коридоре как о помещении, являющимся средством сообщения с другими помещениями, соответственно в случае раздела нежилого помещения входы в образуемые помещения должны обеспечиваться посредством мест общего пользования (коридоры) либо путем образования отдельных входов с улицы, при этом образованные помещения, предполагаемые к отчуждению разным лицам, не могут сообщаться между собой, то есть иметь доступ друг к другу.
В соответствии с пунктом 3 Требований к оформлению технического плана помещения, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 29.11.2010 N 583 технический план составляется в отношении помещения (в том числе представляющего собой совокупность нескольких изолированных (обособленных) и смежных помещений (например, часть жилого дома, состоящая из расположенных в ней комнат и помещений вспомогательного использования), которые в том числе могут располагаться на нескольких этажах здания либо сооружения один над другим и должны иметь доступ друг к другу без использования помещений общего пользования в таком здании либо сооружении), при этом такое помещение должно быть в соответствии с Законом изолировано и обособленно от других помещений в здании или сооружении.
Пунктом 9 Требований к оформлению технического плана раздел "Заключение кадастрового инженера" включается в технический план, в случае если в ходе кадастровых работ выявлено несоответствие кадастровых сведений о помещении и сведений, включенных в технический план по результатам кадастровых работ, а также в иных случаях, если, по мнению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ.
В заключении кадастрового инженера, содержащегося в техническом плане, подготовленном для осуществления раздела помещения с кадастровым номером 73:24:020302:2013 обоснование, подтверждающее образование в результате раздела помещений, являющихся местами общего пользования (коридоры), обеспечивающие проход в другие, предполагаемые для отчуждения помещения, отсутствует.
Судебные инстанции указали, что раздел помещения с кадастровым номером 73:24:020302:2013 на основании технического плана от 27.06.2016, подготовленного кадастровым инженером без соблюдения требований к изолированности и обособленности может привести к нарушению прав собственников помещений в случае продажи всех образуемых помещений разным лицам, а также нарушению прав субъектов предпринимательства.
С учетом изложенного судебные инстанции пришли к выводу о том, что представленные в орган кадастрового учета документы для осуществления учетных действий в связи с разделом помещения с кадастровым номером 73:24:020302:2013 не соответствуют требованиям действующего законодательства, а именно: осуществление учетных действий на основании указанного выше технического плана приводит к нарушению требований части 7 статьи 27 Закона N 221-ФЗ.
Позиция органа кадастрового учета при принятии оспариваемого решения согласуется с положениями пункта 4 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2016, в соответствии с которым для постановки на кадастровый учет помещение должно обладать одновременно двумя признаками: обособленностью и изолированностью. Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является законным основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета.
Приведенные в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению, поскольку противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов, основанных на материалах дела при правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01.11.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2017 по делу N А72-12719/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 Требований к оформлению технического плана помещения, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 29.11.2010 N 583 технический план составляется в отношении помещения (в том числе представляющего собой совокупность нескольких изолированных (обособленных) и смежных помещений (например, часть жилого дома, состоящая из расположенных в ней комнат и помещений вспомогательного использования), которые в том числе могут располагаться на нескольких этажах здания либо сооружения один над другим и должны иметь доступ друг к другу без использования помещений общего пользования в таком здании либо сооружении), при этом такое помещение должно быть в соответствии с Законом изолировано и обособленно от других помещений в здании или сооружении.
...
Судебные инстанции указали, что раздел помещения с кадастровым номером 73:24:020302:2013 на основании технического плана от 27.06.2016, подготовленного кадастровым инженером без соблюдения требований к изолированности и обособленности может привести к нарушению прав собственников помещений в случае продажи всех образуемых помещений разным лицам, а также нарушению прав субъектов предпринимательства.
С учетом изложенного судебные инстанции пришли к выводу о том, что представленные в орган кадастрового учета документы для осуществления учетных действий в связи с разделом помещения с кадастровым номером 73:24:020302:2013 не соответствуют требованиям действующего законодательства, а именно: осуществление учетных действий на основании указанного выше технического плана приводит к нарушению требований части 7 статьи 27 Закона N 221-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 июня 2017 г. N Ф06-20757/17 по делу N А72-12719/2016