г. Казань |
|
25 мая 2017 г. |
Дело N А55-11810/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сибгатуллина Э.Т.,
судей Махмутовой Г.Н., Хайбулова А.А.,
при участии представителей:
истца - Лебедева Д.В., доверенность от 15.02.2017 N 7981,
ответчика - Элекиной С.В., доверенность от 01.06.2016 N 08,
в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Джи Эм-АВТОВАЗ"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14.11.2016 (судья Филатов М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2017 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Семушкин В.С., Драгоценнова И.С.)
по делу N А55-11810/2016
по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Джи Эм-АВТОВАЗ" (ОГРН 1026301977569, ИНН 6320013659) к открытому акционерному обществу "АвтоКом" (ОГРН 1026301164746, ИНН 6316079417) о взыскании денежных средств, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - публичного акционерного общества "Калужский завод автомобильного электрооборудования",
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Джи Эм-АВТОВАЗ" (далее - ЗАО "Джи Эм-АВТОВАЗ", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "АвтоКом" (далее - ОАО "АвтоКом", ответчик) о взыскании 2 993 709 руб. убытков, а также штрафной неустойки, связанных с утратой тары.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.11.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2017, в удовлетворении исковых требований отказано.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Калужский завод автомобильного электрооборудования" (далее - ПАО "КЗАЭ", третье лицо).
В кассационной жалобе ЗАО "Джи Эм-АВТОВАЗ" просит отменить названные решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его исковых требований в полном объеме, считая, что судами неправильно применены нормы материального права, а выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя жалобы, документами, подтверждающими факт передачи тары являются сертификаты с отметками уполномоченных представителей истца о приеме многооборотной тары, в связи с чем представленные ответчиком товарно-транспортные накладные не являются допустимыми доказательствами, так как оформлялись ответчиком в одностороннем порядке. Обязательства по возврату тары ответчиком не были исполнены, о чем свидетельствуют акты сверки N 1/10 (за период с 01.01.2010 по 31.03.2010) и N 1/15 (за период с 01.01.2015 по 31.03.2015). Доводы истца подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
ОАО "АвтоКом" и ПАО "КЗАЭ" в отзывах на кассационную жалобу, а также представитель ОАО "АвтоКом" в судебном заседании доводы жалобы отклонили и просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Третье лицо надлежащим образом извещено о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как видно из материалов дела, 21.12.2009 между ЗАО "Джи Эм-АВТОВАЗ" (Покупатель) и ОАО "АвтоКом" (Поставщик) был заключен договор поставки N 5500000799, по условиям которого Поставщик обязуется поставлять, а Покупатель принимать и оплачивать комплектующие изделия (товар) для сборки, ремонта и технического обслуживания автомобилей, производимых Покупателем, в составе и по цене согласно спецификации N 1, включающей ориентировочный объем товара.
Согласно пункту 1.2 договора товар поставляется на условиях поставки DDU (в редакции "ИНКОТЕРМС-2000") по адресу: Самарская обл., г.о. Тольятти, ул. Вокзальная, 37 (склад Покупателя).
В соответствии с пунктами 8.1, 8.2 приложения N 2 к договору Поставщик обязуется поставлять товар в таре/упаковке, обеспечивающей полную сохранность груза от повреждений любого рода и коррозии при перевозке и хранении товара. Типы используемой тары, количество товара в таре, способ упаковки, упаковочный материал и залоговая стоимость для многооборотной (возвратной) тары определяются в приложении N 5 к договору.
Пунктом 8.4 приложения N 2 к договору предусмотрено, что многооборотная тара подлежит возврату стороне, предоставившей тару, не позднее 30 (тридцати) календарных дней с момента получения товара. Многооборотная тара, предоставленная Покупателем, подлежит возврату силами и за счет Поставщика на условиях поставки DDU ("Инкотермс 2000"), Самарская обл., г.о. Тольятти, склад Покупателя, а в случае прекращения действия договора по любой причине - в течение 30 календарных дней с момента окончания поставок товара.
На основании пункта 8.12 приложения N 2 к договору в случае обнаружения Покупателем несоответствий, связанных с количеством, состоянием тары/упаковки, наличием и правильностью оформления первичных документов на многооборотную тару, несоответствий по маркировке товара и других несоответствий тары установленным договором требованиям, и если указанные обстоятельства не были документально оформлены в соответствии с разделом 5 Условий, Покупатель без участия представителя Поставщика составляет акт по форме, установленной приложением N 6 к договору в 2 (двух) экземплярах, и направляет один экземпляр указанного акта Поставщику, который в свою очередь обязан предпринять соответствующие корректирующие действия и, если необходимо, внести соответствующие исправления в учет движения многооборотной тары.
Покупатель вправе инициировать проведение документальной сверки движения многооборотной тары не чаще чем один раз в месяц. Результаты такой сверки оформляются двухсторонним актом сверки движения многооборотной тары и являются основанием для предъявления требований о возврате многооборотной тары или возмещении ее стоимости в соответствии с разделом 10 Условий (пункт 8.13 приложения N 2 к договору).
Из акта сверки движения многооборотной тары ЗАО "Джи Эм-АВТОВАЗ" N 1\15 за период с 01.01.2015 по 31.03.2015 следует, что недостача принадлежащей истцу многооборотной тары, а именно GLT1288, составляет 113 штук.
Истцом в адрес ответчика было направлено письмо от 08.07.2015 N 03929 о задолженности по таре GLT1288 - металлический контейнер в количестве 113 штук с просьбой осуществить ее возврат.
В соответствии с пунктом 10.5 приложения N 2 к договору в случае утраты или повреждения Поставщиком многооборотной тары, предоставленной Покупателем, а также при установлении факта использования данной тары не по назначению, Покупатель вправе требовать у Поставщика возмещения своих убытков, а также штрафной неустойки в размере двукратной залоговой стоимости многооборотной тары, указанной в приложении N 5 к договору. В случае утраты или повреждения по вине Покупателя многооборотной тары, предоставленной Поставщиком, последний в претензионном порядке вправе требовать возмещения Покупателем ущерба в размере, не превышающем залоговой стоимости этой тары, указанной в приложении N 5 к договору.
Указав, что ответчиком утрачена многооборотная тара в количестве 113 штук, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным потреблением.
В силу статьи 517 ГК РФ если иное не установлено договором поставки, покупатель (получатель) обязан возвратить поставщику многооборотную тару и средства пакетирования, в которых поступил товар, в порядке и в сроки, установленные законом, иными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними обязательными правилами или договором.
В соответствии со статьей 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Судами установлено, что в качестве документа, обосновывающего нарушение ответчиком обязательств, истцом представлен акт N 1/15 сверки движения многооборотной тары между ЗАО "Джи Эм-АВТОВАЗ" и ОАО "АвтоКом" по договору за период с 01.01.2015 по 31.03.2015.
Как следует из данного акта, подписанного сторонами, остаток многооборотной тары GLT1288 на складе ОАО "АвтоКом" на начало периода составляет 114 штук, остаток с учетом оборотов - 113 штук.
В соответствии с пунктом 8.13 договора результаты сверки оформляются двухсторонним актом сверки движения многооборотной тары и являются основанием для предъявления требований о возврате многооборотной тары или возмещении ее стоимости.
Как правильно отметили суды, в акте сверки N 1/15 не указаны основания возникновения задолженности, что не позволяет установить конкретные основания его составления; сведения о переходящем остатке на 01.01.2015 в количестве 114 штук не подтверждаются первичными документами, поэтому данный акт при отсутствии первичной документации не может являться надлежащим доказательством по делу.
Ответчик осуществляет поставку товара по договору в таре, предоставляемой истцом, с января 2010 года.
Ответчик указал, что по товарно-транспортным накладным передал истцу в 2010 и 2013 годах многооборотную тару GLT1288 в количестве 123 единицы. Доказательств обратного истцом не представлено.
Согласно акту от 26.01.2016 N 199 ЗАО "Джи Эм-АВТОВАЗ" были отобраны к уничтожению как утратившие практическое значение документы, датированные 2010 годом.
Из служебной записки дирекции по финансам ЗАО "Джи Эм-АВТОВАЗ" от 07.09.2016 следует, что 16.03.2016 были уничтожены товарно-транспортные накладные 2010 года.
При таких обстоятельствах суды обоснованно сделали вывод о том, что переходящий остаток тары на 01.01.2015 в количестве 114 штук и недостача в количестве 113 штук согласно акту N 1/15 не подтверждаются первичными документами, в связи с чем правомерно не приняли в качестве надлежащего доказательства данный акт, которым, по мнению истца, ответчик признал наличие задолженности по многооборотной таре GLT1288 в количестве 113 штук.
Кроме того, судами установлен факт ошибочного зачета возвращенной ответчиком тары в пользу третьего лица - ОАО "КЗАЭ", что подтверждается актом N 1/10 сверки движения многооборотной тары между ЗАО "Джи Эм-АВТОВАЗ" и ОАО "КЗАЭ" с 01.01.2010 по 31.03.2010, а также товарно-транспортными накладными от 12.02.2010 N 1061, от 19.02.2010 N 1384, от 27.02.2010 N 1454, от 02.03.2010 N 1616 и от 12.03.2010 N 1913, согласно которым многооборотная тара GLT1288 была возвращена в адрес истца ответчиком вместе с поставкой продукции по договору N 5500000799, заключенному между истцом и ответчиком. В товаросопроводительных документах, листах приемки имеется отметка представителя ЗАО "Джи Эм-АВТОВАЗ" о принятии продукции от ОАО "АвтоКом" и принятии от ОАО "АвтоКом" тары GLT1288 в количестве 80 единиц с указанием даты принятия.
Данное обстоятельство не опровергнуто истцом надлежащими доказательствами.
Таким образом, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, установив отсутствие доказательств недостачи тары GLT1288, посчитав, что само по себе подписание ответчиком акта N 1/15 без подтверждения основания возникновения задолженности по таре GLT1288 не может служить основанием для возложения на него обязанности по оплате этой задолженности, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных истцом требований.
Доводы истца, изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, поскольку не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены принятых по делу судебных актов, не опровергают выводы судов предыдущих инстанций и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 14.11.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2017 по делу N А55-11810/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Т. Сибгатуллин |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 517 ГК РФ если иное не установлено договором поставки, покупатель (получатель) обязан возвратить поставщику многооборотную тару и средства пакетирования, в которых поступил товар, в порядке и в сроки, установленные законом, иными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними обязательными правилами или договором.
В соответствии со статьей 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 мая 2017 г. N Ф06-20402/17 по делу N А55-11810/2016