г. Казань |
|
03 августа 2017 г. |
Дело N А65-23054/2016 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Закировой И.Ш., Филимонова С.А.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "ЛАКИ" - Логиновой А.В. доверенность от 01.07.2017,
общества с ограниченной ответственностью "НИВА" - Ильина А.Н. доверенность от 10.10.2016,
общества с ограниченной ответственностью "ЗАРЯ" - Ильина А.Н. доверенность от 11.10.2016,
общества с ограниченной ответственностью "ПРОМТОРГСТРОЙ" - Ильина А.Н. доверенность от 26.09.2016,
общества с ограниченной ответственностью "КАСКАД" - Ильина А.Н. доверенность от 19.09.2016,
межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан - Сабаевой Д.Л. доверенность от 01.03.2017,
управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - Пучковой Л.А. доверенность от 06.07.2017,
в отсутствие представителя:
межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республике Татарстан от 24.01.2017 (судья Хафизов И.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2017 (председательствующий Семушкин В.С, судьи Попова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу N А65-23054/2016
по заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Промторгстрой" (ИНН 6670346213, ОГРН 1116670021522), общества с ограниченной ответственностью "Нива" (ИНН 4028057822, ОГРН 1144028002161), общества с ограниченной ответственностью "Каскад" (ИНН 5837062805, ОГРН 1155837002936), общества с ограниченной ответственностью "Заря" (ИНН 4028057830, ОГРН 1144028002172) к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, общества с ограниченной ответственностью "Лаки" (ИНН 1632016198, ОГРН 1151677002014), об оспаривании решений об отказе в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Промторгстрой" (далее - ООО "Промторгстрой") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан о признании незаконным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан (далее - регистрирующий орган) от 02.08.2016 43359А об отказе в государственной регистрации.
На основании заявления общества с ограниченной ответственностью "Нива" (далее - ООО "Нива") о признании незаконным решения регистрирующего органа от 24.08.2016 N 47825А об отказе в государственной регистрации Арбитражный суд Республики Татарстан возбудил дело N А65-23795/2016.
На основании заявления общества с ограниченной ответственностью "Каскад" (далее - ООО "Каскад") о признании незаконным решения регистрирующего органа от 02.08.2016 N 43362А об отказе в государственной регистрации Арбитражный суд Республики Татарстан возбудил дело N А65-23070/2016.
На основании заявления общества с ограниченной ответственностью "Заря" (далее - ООО "Заря") о признании незаконным решения регистрирующего органа от 24.08.2016 N 47824А об отказе в государственной регистрации Арбитражный суд Республики Татарстан возбудил дело N А65-23797/2016.
Определениями Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.12.2016 дела N А65-23054/2016, N А65-23795/2016, N А65-23070/2016, N А65-23797/2016 объединены в одно производство с присвоением номера N А65-23054/2016.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, арбитражным судом привлечено общество с ограниченной ответственностью "Лаки" (далее - ООО "Лаки").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.01.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2017, заявленные требования удовлетворены, оспариваемые решения регистрирующего органа признаны незаконными и на него возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителей.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами нижестоящих инстанций норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований обществ полностью отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, представленный на государственную регистрацию договор о присоединении от 16.02.2016, заключенный между ООО "Промторгстрой" и ООО "Лаки" не соответствует требованиям Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ), поскольку подписан не всеми юридическими лицами, совместно участвующих в реорганизации в форме присоединения к ООО "Лаки", что приравнивается к его непредставлению и влечет вынесение решения об отказе в государственной регистрации.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителей, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, находит основания для их отмены, а кассационную жалобу подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 26.07.2016 ООО "Промторгстрой" и ООО "Каскад" представили в регистрирующий орган заявления и документы (в том числе договора о присоединении) для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о прекращении их деятельности в результате присоединения к ООО "Лаки".
17 августа 2016 ООО "Нива" и ООО "Заря" представили в регистрирующий орган заявления и документы (в том числе договора о присоединении к ООО "Лаки") для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении их деятельности в результате присоединения к ООО "Лаки".
Регистрирующий орган принял решения от 02.08.2016 N 43359А, N 43362А и от 24.08.2016 N 47825А, N 47824А об отказе в государственной регистрации, сославшись на то, что в нарушение подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" указанные юридические лица не представили необходимые для государственной регистрации документы, а именно: согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, в реорганизации в форме присоединения к ООО "Лаки" участвует иное количество юридических лиц, а, кроме того, не заполнены пункт 3.6.1 (Телефон) и пункт 3.6(Контактные данные) листа "А" заявлений.
Жалобы в вышестоящий налоговый орган на решения от 02.08.2016 N 43359А, N 43362А и от 24.08.2016 N 47825А, N 47824А об отказе в государственной регистрации были оставлены без удовлетворения.
Суды первой и апелляционной инстанции не согласились с позицией регистрирующего органа и признали незаконными оспариваемые решения налогового органа.
При этом суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 4.1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", исходили из того, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В представленных на регистрацию документах по форме Р16003 указаны данные всех участвующих в реорганизации обществ. Правовой анализ решений о реорганизации в виде присоединения в функции регистрирующего органа не входит.
Позицию налогового органа относительно не заполнения пункта 3.6.1 (Телефон) листа "А" (Сведения о заявителе) заявления, пункта 3.6 (Контактные данные) листа "А", которые подлежат обязательному заполнению согласно требованиям к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных Приказом Федеральной налоговой службы России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, что также послужило основанием для принятия решений об отказе государственной регистрации, суды признали ошибочной, поскольку в рассматриваемом случае заявителями заполнены графы в соответствии с вышеупомянутым Приказом Федеральной налоговой службы России и не указание номера телефона и контактных данных не могло повлиять на достоверность остальных сведений, содержащихся в заявлениях.
Между тем, судебными инстанциями не учтено следующее.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.1 Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.
Согласно пункту 1 статьи 60 ГК РФ реорганизуемое юридическое лицо после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации или определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, 20.02.2016 инспекцией в ЕГРЮЛ внесены сведения о начале процедуры реорганизации юридических лиц: ООО "НИВА" ОГРН 1144028002161 (за государственным регистрационным номером записи 2161677067935), ООО "ЗАРЯ" ОГРН 1144028002172 (за государственным регистрационным номером записи 2161677067946), ООО "ПРОМТОРГСТРОЙ" ОГРН 1116670021522 (за государственным регистрационным номером записи 2161677067968) в форме присоединения к ООО "ЛАКИ" ОГРН 1151677002014 совместно с другими юридическими лицами. Количество юридических лиц, участвующих в реорганизации - 11.
09 февраля 2016 инспекцией в ЕГРЮЛ внесены сведения о начале процедуры реорганизации юридического лица ООО "КАСКАД" ОГРН 1155837002936 (за государственным регистрационным номером записи 2161677064910) в форме присоединения к ООО "ЛАКИ" ОГРН 1151677002014 совместно с другими юридическими лицами. Количество юридических лиц, участвующих в реорганизации - 11.
Сообщения о реорганизации ООО "ПРОМТОРГСТРОЙ", ООО "ЗАРЯ", ООО "НИВА" в форме присоединения к ООО "ЛАКИ" опубликованы в журнале "Вестник государственной регистрации" N 9 (572) от 09.03.2016/1886, повторно N 14(577) от 13.04.2016/1633, при этом согласно данной публикации в процедуре реорганизации в форме присоединения к ООО "ЛАКИ" участвуют 11 юридических лиц.
Сообщения о реорганизации ООО "КАСКАД" в форме присоединения ООО "ЛАКИ" опубликованы в журнале "Вестник государственной регистрации" N 7 (570) от 24.02.2016/1676, повторно N 12(575) от 30.03.2016/1679, при этом согласно данной публикации в процедуре реорганизации в форме присоединения к ООО "ЛАКИ" участвуют 11 юридических лиц.
Порядок реорганизации обществ с ограниченной ответственностью путем присоединения регламентирован статьей 53 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Согласно пункту 1 статьи 53 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.
Общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме присоединения, принимает решение о такой реорганизации, об утверждении договора о присоединении, а общее собрание участников присоединяемого общества также принимает решение об утверждении передаточного акта (пункт 2 статьи 53 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
Совместное общее собрание участников обществ, участвующих в присоединении, вносит в учредительные документы общества, к которому осуществляется присоединение, изменения, связанные с изменением состава участников общества, определением размеров их долей, иные изменения, предусмотренные договором о присоединении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества, к которому осуществляется присоединение. Сроки и порядок проведения такого общего собрания определяются договором о присоединении (пункт 3 статьи 53 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
Исходя из анализа вышеприведенных норм следует, что при реорганизации юридических лиц в форме присоединения с участием более двух юридических лиц, заключается один совместный договор о присоединении, в данном случае с участием всех 11 юридических лиц, отвечающий требованиям статей 57-60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, решение о реорганизации юридического лица, договор о присоединении и передаточный акт.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Однако из представленных документов на государственную регистрацию следует, что отдельно каждым из участвующих в реорганизации обществ заключается договор о присоединении, а не один совместный договор о присоединении.
Таким образом, представленный на государственную регистрацию договор о присоединении от 16.02.2016, заключенный только между ООО "ПРОМТОРГСТРОЙ" и ООО "ЛАКИ", без других юридических лиц, совместно участвующих в реорганизации в форме присоединения, в том числе, ООО "ЗАРЯ", ООО "НИВА", ООО "КАСКАД", не соответствуют требованиям Закона N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", поскольку подписаны не всеми юридическим лицами, совместно участвующих в реорганизации в форме присоединения к ООО "ЛАКИ", что приравнивается к его не предоставлению и влечет вынесение решения об отказе в государственной регистрации.
Кроме того, позицию налогового органа относительно не заполнения пункта 3.6.1 (Телефон) листа "А" (Сведения о заявителе) заявления, пункта 3.6 (Контактные данные) листа "А", которые подлежат обязательному заполнению согласно требованиям к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных Приказом Федеральной налоговой службы России от 25.01.2012 N ММВ-7- 6/25@, что также послужило основанием для принятия решений об отказе государственной регистрации, судебные инстанции незаконно признали ошибочной.
Нарушение утвержденных Требований, касающихся оформления заявлений, уведомлений или сообщений, утвержденных Приказом Федеральной налоговой службы России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, является основанием для вынесения решения об отказе в государственной регистрации по причине отсутствия заявления о государственной регистрации, оформленного в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку представленные по делу доказательства в совокупности свидетельствуют о недостоверности сведений, представленных обществами на регистрацию, что может нарушить права и интересы как неограниченного количества лиц, в том числе при осуществлении ими предпринимательской деятельности, так и налоговых органов по ведению налогового учета и контроля, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что регистрирующий орган в полной мере имел все законные основания для принятия решения об отказе в государственной регистрации.
С учетом вышеизложенного, судом кассационной инстанции установлено, что оспариваемое решение регистрирующего органа является мотивированным и законным.
Согласно части 3 статьи 286 АПК РФ при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Принимая во внимание все материалы и фактические обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, Арбитражный суд Республики Татарстан и согласившийся с ним Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришли к ошибочному выводу о незаконности оспариваемых решений налогового органа об отказе в государственной регистрации юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции отменяет решение суда первой инстанции полностью и, не передавая дело на новое рассмотрение, принимает новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республике Татарстан от 24.01.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2017 по делу N А65-23054/2016 отменить, кассационную жалобу удовлетворить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственности "КАСКАД", общества с ограниченной ответственности "ПРОМТОРГСТРОЙ", общества с ограниченной ответственности "ЗАРЯ", общества с ограниченной ответственности "НИВА" о признании незаконными решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан от 02.08.2016 N 43359А, N 43362А и от 24.08.2016 N 47825А, N 47824А об отказе в государственной регистрации отказать.
Поручить Арбитражному суду Республики Татарстан расходы по уплате государственной пошлины по заявлениям общества с ограниченной ответственности "КАСКАД", общества с ограниченной ответственности "ПРОМТОРГСТРОЙ", общества с ограниченной ответственности "ЗАРЯ", общества с ограниченной ответственности "НИВА", перераспределить в порядке статей 319, 325 АПК РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Однако из представленных документов на государственную регистрацию следует, что отдельно каждым из участвующих в реорганизации обществ заключается договор о присоединении, а не один совместный договор о присоединении.
Таким образом, представленный на государственную регистрацию договор о присоединении от 16.02.2016, заключенный только между ООО "ПРОМТОРГСТРОЙ" и ООО "ЛАКИ", без других юридических лиц, совместно участвующих в реорганизации в форме присоединения, в том числе, ООО "ЗАРЯ", ООО "НИВА", ООО "КАСКАД", не соответствуют требованиям Закона N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", поскольку подписаны не всеми юридическим лицами, совместно участвующих в реорганизации в форме присоединения к ООО "ЛАКИ", что приравнивается к его не предоставлению и влечет вынесение решения об отказе в государственной регистрации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 августа 2017 г. N Ф06-23149/17 по делу N А65-23054/2016
Хронология рассмотрения дела:
03.08.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-23149/17
18.04.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3051/17
18.11.2016 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-23797/16
10.11.2016 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-23070/16