г. Казань |
|
04 августа 2017 г. |
Дело N А65-23804/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Савкиной М.А., Филимонова С.А.,
при участии:
заявителя - Ильина А.Н., доверенность от 01.08.2016,
ответчика - Сабаевой Д.Л., доверенность от 01.03.2017 N 2.9-44/4,
третьего лица (ООО "Грейс") - Логиновой А.В., доверенность от 01.07.2017,
третьего лица (УФНС по РТ) - Олехнович А.М., доверенность от 06.07.2017 N 2.1-0-39/39,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.01.2017 (судья Насыров А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2017 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Юдкин А.А.)
по делу N А65-23804/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Финансойлгрупп" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан о признании незаконным решения от 04.08.2016 N 44054А об отказе в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Финансойлгрупп" (далее - заявитель, ООО "Финансойлгрупп", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан (далее - МРИ ФНС N 18 по РТ, Инспекция, регистрирующий орган) о признании незаконным решения от 04.08.2016 N 44054А об отказе в государственной регистрации.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.11.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан (далее - УФНС России по РТ), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Республики Татарстан (далее - МРИ ФНС N 12 по РТ), общества с ограниченной ответственностью "Грейс" (далее - ООО "Грейс").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.01.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2017, заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе МРИ ФНС N 18 по РТ, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Грейс" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на кассационную жалобу МРИ ФНС N 12 по РТ оставляет разрешение вопроса по существу заявленных требований на усмотрение суда.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, выслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия установила следующее.
28.07.2016 в адрес Инспекции заявителем представлены документы в отношении ООО "Финансойлгрупп" для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о прекращении деятельности юридического лица в форме присоединения к ООО "Грейс", а именно:
- заявление о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме Р16003;
- договор о присоединении от 01.02.2016, заключенный ООО "Финансойлгрупп" и ООО "Грейс".
По результатам рассмотрения представленных документов, регистрирующим органом 04.08.2016 принято решение N 44054А об отказе в государственной регистрации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (далее - Закон о госрегистрации).
Основанием для отказа явилось то, что заявителем представлен договор о присоединении, заключенный между ООО "Финансойлгрупп" и ООО "Грейс", тогда как согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, в реорганизации в форме присоединения к ООО "Грейс"" участвует иное количество юридических лиц; не заполнен пункт 3.6.1 (Телефон) листа "А" (Сведения о заявителе) заявления на Леднева В.В., который подлежит обязательному заполнению согласно Требованиям к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее - Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган); представленный договор подписан "от основного юридического лица ООО "ЛАЙТ" в лице директора С.Г. Муллагалямова", тогда как присоединение осуществляется к ООО "ГРЕЙС".
ООО "Финансойлгрупп", не согласившись с данным решением, обратилось с жалобой в вышестоящий орган.
УФНС по РТ решением от 20.09.2016 N 2.14-0-18/023398@ отказало обществу в удовлетворении жалобы.
ООО "Финансойлгрупп", считая, что решение МРИ ФНС N 18 от 04.08.2016 N 44054А не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд Республики Татарстан не согласился с позицией регистрирующего органа и признал незаконным оспариваемое решение, как нарушающим законные права и интересы общества.
При этом суд первой инстанции, руководствуясь частью 4.1 статьи 9 Закон о госрегистрации, исходил из того, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В представленном на регистрацию уведомлении по форме Р12003, как отметил суд, указаны данные всех участвующих в реорганизации обществ. Правовой анализ решений о реорганизации в функции регистрирующего органа не входит.
Позицию налогового органа относительно незаполнения пункта 3.6.1 (Телефон) листа "А" (Сведения о заявителе) заявления на Леднева В.В., который подлежит обязательному заполнению согласно Требованиям к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, что также послужило основанием для принятия решения об отказе государственной регистрации, суд признал ошибочной, поскольку в рассматриваемом случае заявителем заполнены графы в соответствии с вышеупомянутым Требованием и указание номера телефона не является обязательным в силу того, что положения Приказа Федеральной налоговой службы России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ не обязывают заявителя заполнять все имеющиеся в заявлении показатели, а лишь те, которые имеются в наличии.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.
Кассационная инстанция считает выводы судов ошибочными в силу следующего.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров - ЕГРЮЛ, регулируются Законом о госрегистрации.
В соответствии со статьей 1 названного Закона законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Закона о госрегистрации и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 13.1 Закона о госрегистрации юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.
Согласно пункту 1 статьи 60 ГК РФ реорганизуемое юридическое лицо после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации или определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, 05.02.2016 за государственным регистрационным номером записи 2161677064130 регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесены сведения о начале процедуры реорганизации юридического лица ООО "Финансойлгрупп" в форме присоединения к ООО "Грейс", совместно с ООО "Лайснаб", ООО "Свой Дом", ООО "Сокол", ООО "Авторадиус", ООО "Тарпа", ООО "Интерьер строй", ООО "Группа компаний "Промышленные ресурсы", ООО "Агром", ООО "Агропрогресс".
Сообщения о реорганизации ООО "Финансойлрупп" в форме присоединения к ООО "Грейс" опубликованы в журнале "Вестник государственной регистрации" N 6 (569) от 17.02.2016/1574, повторно в N 11 (574) от 23.03.2016/1795. При этом согласно данной публикации в процедуре реорганизации в форме присоединения к ООО "Грейс" участвуют 11 вышеупомянутых юридических лиц.
Порядок реорганизации обществ с ограниченной ответственностью путем присоединения регламентирован статьей 53 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об общества с ограниченной ответственностью).
Согласно пункту 1 данной статьи присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.
Общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме присоединения, принимает решение о такой реорганизации, об утверждении договора о присоединении, а общее собрание участников присоединяемого общества также принимает решение об утверждении передаточного акта (пункт 2 статьи 53 Закона об общества с ограниченной ответственностью).
Совместное общее собрание участников обществ, участвующих в присоединении, вносит в учредительные документы общества, к которому осуществляется присоединение, изменения, связанные с изменением состава участников общества, определением размеров их долей, иные изменения, предусмотренные договором о присоединении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества, к которому осуществляется присоединение. Сроки и порядок проведения такого общего собрания определяются договором о присоединении (пункт 3 указанной статьи).
Таким образом, из вышеуказанного норм действующего законодательства следует, что при реорганизации юридических лиц в форме присоединения с участием более двух юридических лиц, заключается один совместный договор о присоединении.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона о госрегистрации при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, решение о реорганизации юридического лица, договор о присоединении и передаточный акт.
Статья 53 Закона об обществах с ограниченной ответственностью допускает возможность присоединение одного либо нескольких юридических лиц к другому юридическому лицу.
При этом необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Однако из представленных документов на государственную регистрацию следует, что отдельно каждым из участвующих в реорганизации обществ заключается договор о присоединении, а не один совместный договор.
Таким образом, представленный договор о присоединении от 01.02.2016, заключенный между ООО "Финансойлгрупп" и ООО "Грейс" не соответствует требованиям Закона об обществах с ограниченной ответственностью, поскольку подписан не всеми юридическими лицами, совместно участвующими в реорганизации в форме присоединения к ООО "Грейс", что приравнивается к его непредставлению и влечет вынесение решения об отказе в государственной регистрации.
Поскольку представленные по делу доказательства в совокупности свидетельствуют о недостоверности сведений, представленных обществом на регистрацию, что может нарушить права и интересы как неограниченного количества лиц, в том числе при осуществлении ими предпринимательской деятельности, так и налоговых органов по ведению налогового учета и контроля, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что регистрирующий орган в полной мере имел все законные основания для принятия решения об отказе в государственной регистрации.
Также является ошибочным вывод судов нижестоящих инстанций о том, что заявление было подано по форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ содержащее все необходимые сведения, имеющие существенное значение для регистрации общества. Выявленные налоговым органом недостатки, допущенные при заполнении заявления (неуказание номера телефона), не может повлиять на содержание и достоверность представленных налоговому органу сведений, необходимых для правильного исполнения налоговым органом своих полномочий по регистрации юридических лиц. Допущенные неточности при заполнении заявления не являются существенными и не препятствуют государственной регистрации общества.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 утверждено Положение о Федеральной налоговой службе, в соответствии с подпунктами 5.9.38, 5.9.39 которого на Федеральную налоговую службу возложены полномочия по утверждению форм заявлений, уведомлений, сообщений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.
Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ утверждены формы и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В заявлении по форме Р16003, представленным обществом в регистрирующий орган, не соблюдены требования, утвержденные вышеуказанным Приказом, а именно: не заполнен подпункт 3.6.1 (Телефон), пункт 3.6 (Контактные данные) раздела 3 (Сведения о заявителе) листа А заявления, подлежащие заполнению. При этом в соответствии с пунктом 12.6.3 Раздел 3 "Сведения о заявителе" заполняется с учетом положений подпунктов 2.9.1-2.9.3, 2.9.5 и 2.9.6 настоящих Требований.
Нарушение Требований, касающихся оформлений, заявлений, уведомлений или сообщений, является основанием для вынесения решения об отказе в государственной регистрации по причине отсутствия заявления о государственной регистрации, оформленного в соответствии с действующим законодательством.
Аналогичная правовая позиция содержится в решении Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.07.2015 по делу N А65-4749/2015, решении Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.09.2015 по делу N А65-16904/2015, решении Верховного Суда Российской Федерации от 14.01.2015 по делу N АКПИ-14-1297.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое решение регистрирующего органа является мотивированным и законным.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Поскольку все имеющие существенное значение для правильного разрешения спора обстоятельства в данном случае установлены судами, необходимость дополнительного исследования обстоятельств дела не требуется, суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287 и частями 1, 2 статьи 288 АПК РФ считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.01.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2017 по делу N А65-23804/2016 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Финансойлгрупп" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан о признании незаконным решения от 04.08.2016 N 44054А об отказе в государственной регистрации отказать.
Поручить Арбитражному суду Республики Татарстан расходы по уплате государственной пошлины по заявлению общества с ограниченной ответственности "Финасойлгрупп" перераспределить в порядке статей 110, 319, 325 АПК РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
М.А. Савкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статья 53 Закона об обществах с ограниченной ответственностью допускает возможность присоединение одного либо нескольких юридических лиц к другому юридическому лицу.
При этом необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Однако из представленных документов на государственную регистрацию следует, что отдельно каждым из участвующих в реорганизации обществ заключается договор о присоединении, а не один совместный договор.
Таким образом, представленный договор о присоединении от 01.02.2016, заключенный между ООО "Финансойлгрупп" и ООО "Грейс" не соответствует требованиям Закона об обществах с ограниченной ответственностью, поскольку подписан не всеми юридическими лицами, совместно участвующими в реорганизации в форме присоединения к ООО "Грейс", что приравнивается к его непредставлению и влечет вынесение решения об отказе в государственной регистрации.
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 утверждено Положение о Федеральной налоговой службе, в соответствии с подпунктами 5.9.38, 5.9.39 которого на Федеральную налоговую службу возложены полномочия по утверждению форм заявлений, уведомлений, сообщений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.
Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ утверждены формы и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 августа 2017 г. N Ф06-22944/17 по делу N А65-23804/2016