г. Казань |
|
11 августа 2017 г. |
Дело N А65-31242/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Закировой И.Ш., Савкиной М.А.,
при участии представителя:
заявителя - Багманова М.М. (доверенность от 04.07.2017, б/н),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-строительная компания "Комфортное жилье"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.03.2017 (судья Иванов О.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2017 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Кувшинов В.Е., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-31242/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-строительная компания "Комфортное жилье" (ОГРН 1121650004662, ИНН 1650239510) к муниципальному казенному учреждению "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" (ОГРН 1051614258740, ИНН 1650135166) о признании незаконным отказа, с участием третьих лиц: Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, город Казань Республики Татарстан, общества с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Казань" (ОГРН 1021603624921, ИНН 1600000036), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, город Казань Республики Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-строительная компания "Комфортное жилье" (далее - ООО "ЖСК "Комфортное жилье", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к муниципальному казенному учреждению "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" (далее - Исполком м.о г. Н. Челны), с привлечением в качестве третьих лиц Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, общества с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Казань", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 31.10.2016 N 17/4368, и обязании устранить нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя путем возложения обязанности на ответчика обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан с заявлением о принятии бесхозяйных недвижимых вещей - сетей газоснабжения с кадастровыми N 16:52:040301:7849 и N 16:52:040203:4251 - на учет.
Решением Арбитражного суда от Республики Татарстан от 14.03.2017, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ЖСК "Комфортное жилье" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не представлены.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей (кроме заявителя) в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя общества, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 29.05.2015 введен в эксплуатацию "Многоэтажный жилой дом в 58 комплексе г. Набережные Челны", которому в последующем присвоен адрес: г. Набережные Челны, б-р Кол Гали, д. 16 А, также 01.10.2015 введен в эксплуатацию "Многоэтажный жилой дом в 40 мкр. г. Набережные Челны", которому в последующем присвоен адрес: г. Набережные Челны, пр-кт Чулман, д. 36 А, при этом сети инженерно-технического обеспечения вышеупомянутых жилых домов и сами многоквартирные дома возведены заявителем в соответствии с техническими условиями, выданными ресурсоснабжающими организациями и утвержденными Исполкомом м.о г. Н. Челны посредством выдачи градостроительного плана земельного участка, и отражены в разрешениях на ввод многоквартирных домов в эксплуатацию N RU16302000-69-2015 от 29.05.2015 и N RU16302000-138-2015 от 01.10.2015.
Сети инженерно-технического назначения включают в себя, в том числе, "сети газоснабжения" с кадастровым N 16:52:040301:7849, "наружные газопроводы" с кадастровым N 16:52:040203:4251.
Общество 14.10.2016 обратилось в Исполком м.о г. Н. Челны с письмом о передаче сетей газоснабжения, в соответствии с которым выразило от имени собственников квартир жилых домов, расположенных по адресу: г. Набережные Челны, бульвар Кол Гали, д. 16 А, и г. Набережные Челны, проспект Чулман, д. 36 А, согласие на безвозмездную передачу сетей газоснабжения с кадастровыми номерами 16:52:040301:7849 и 16:52:040203:4251 в собственность Республики Татарстан и просило провести соответствующую техническую инвентаризацию, обеспечить постановку объектов газоснабжения для последующей передачи в собственность Республики Татарстан,
В письме от 31.10.2016 N 17/4368 Исполком м.о г. Н. Челны сообщил обществу, что на основании договоров аренды земельного участка от 07.09.2009 N 1578-АЗ (дополнительное соглашение от 26.02.2016), от 21.03.2014 N 377/а и договора купли-продажи земельного участка от 25.11.2013 N КП5 земельные участки предоставлены обществу для строительства многоквартирных домов по адресу: г. Набережные Челны, проспект Чулман, д. 36 А (40/15Б), г. Набережные Челны, бульвар Кол Гали, д. 16 А (58/12-1), г. Набережные Челны, проспект Чулман, д. 10 А (33/4). Согласно разрешениям на ввод объекта в эксплуатацию N RU16302000-150 от 29.05.2015, N RU16302000-69-2015 от 29.05.2015 и N RU16302000-138-2015 от 01.10.2015 указанные многоквартирные дома построены с сетями инженерно-технического обеспечения, в том числе, с сетями газоснабжения, и данные разрешения на ввод объекта в эксплуатацию выданы заявителю. На основании кадастрового учета объекты газоснабжения расположены, в том числе, на земельных участках с кадастровыми номерами 16:52:040203:37, 16:52:040301:17, 16:52:040301:55 и 6:52:040201:50, на которых находятся многоквартирные дома, в связи с чем, сети газоснабжения не являются бесхозяйными.
Не согласившись с отказом, заявитель обратился в суд с данным требованием.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав представленные по делу доказательства, а именно: разрешения на ввод объектов в эксплуатацию от 29.05.2015 и от 01.10.2015, технические условия на присоединение в газораспределительной сети объекта газификации природным газом от 14.05.2014 и от 14.01.2015, кадастровые паспорта на сети газоснабжения, договоры на строительство многоэтажных жилых домов, справки о стоимости выполненных работ, пришли к выводу о том, что спорные сети не являются бесхозяйными, так как входят в состав общего имущества многоквартирных домов (статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судами отмечено, что принятие на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, то есть приобретение муниципальной собственности способом, предусмотренным статьей 255 ГК РФ, возможно лишь тогда, когда объект недвижимого имущества не имеет собственника, отсутствуют правопритязания на объект недвижимости, а также фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом.
Указав, что доказательства, свидетельствующие о бесхозяйности сетей газоснабжения с кадастровыми N 16:52:040301:7849 и N 16:52:040203:4251, заявителем судам не представлены, а то обстоятельство, что коммуникации, расположенные около вышеуказанных жилых домов, никем не обслуживаются, не являются безусловными основаниями для признания этого имущества бесхозяйным и понуждения органа местного самоуправления к совершению действий по постановке его на учет, суды, руководствуясь положениями статьи 255 ГК РФ, приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 N 701 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
В кассационной жалобе ООО "ЖСК "Комфортное жилье" оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, полагая, что спорные сети газоснабжения не могут относиться к общему имуществу многоквартирных домов, ссылаясь на выраженный в письме общества от 14.10.2016 отказ от правопритязаний на сети газоснабжения.
Доводы кассационной жалобы были заявлены в судах и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.
Суд кассационной инстанции отмечает, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся содержание муниципального жилищного фонда, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для газоснабжения населения.
Согласно абзацу 4 пункта 1 приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от27.12.1991 N 3020- I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" к муниципальной собственности отнесены объекты инженерной инфраструктуры городов, за исключением входящих в состав имущества предприятий.
Вместе с тем, абзац 4 пункта 1 приложения 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-I не регулирует какие-либо вопросы изъятия имущества у собственника органами местного самоуправления (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 N 927-О-О).
С учетом названных норм сети газоснабжения, находящиеся на территории муниципального образования и используемые для газоснабжения населения, не могут быть отнесены к объектам муниципальной собственности только в том случае, если они входят в имущество предприятий.
Судами установлено, что спорные объекты инженерной инфраструктуры (сети газоснабжения) возводились в целях обеспечения газом собственников помещений в многоквартирных домах конкретного микрорайона города Набережные Челны Республики Татарстан, не относятся к внутридомовой инженерной системе газоснабжения, а относятся к объектам инженерной инфраструктуры города, предназначенным для обслуживания населения, не входят в состав имущества предприятий для использования их в производственной деятельности, имеют социальное значение, предназначены для решения вопросов местного (муниципального) значения, и, следовательно, вопросы, касающиеся использования этих объектов, в силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ подлежат урегулированию органами местного самоуправления.
Распоряжением премьер-министра Республики Татарстан от 30.06.2014 N 1227-р в целях обеспечения безопасной эксплуатации магистральных и распределительных газопроводов в муниципальных образованиях Республики Татарстан предусмотрен порядок постановки объектов газоснабжения на учет с последующим решением вопроса о передаче этих объектов в собственность (пункт 2 данного Распоряжения), однако, заявителем в рамках настоящего дела избран иной, не предусмотренный данным нормативным актом, порядок передачи сетей газоснабжения - через утверждение в судебном порядке о статусе данных сетей как "бесхозяйных недвижимых вещей", что не соответствует действительности, поскольку, как установлено судами, данные сети газораспределения возведены заявителем на средства собственников квартир многоквартирных жилых домов в установленном градостроительным законодательством порядке на земельных участках, переданных в аренду ООО "ЖСК "Комфортное жилье" для строительства многоквартирных жилых домов, приняты в эксплуатацию.
Суд кассационной инстанции отмечает, что уменьшение размера (перечня) общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия собственников помещений в данном доме (часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статья 218 ГК РФ).
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам (статья 286 АПК РФ).
В постановлении судов первой и апелляционной инстанций приведены мотивы, по которым суды пришли к выводам о несоответствии спорных сетей газораспределения статусу "бесхозяйных недвижимых вещей", с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятых судебных актов, по настоящему делу судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.03.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2017 по делу N А65-31242/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что спорные объекты инженерной инфраструктуры (сети газоснабжения) возводились в целях обеспечения газом собственников помещений в многоквартирных домах конкретного микрорайона города Набережные Челны Республики Татарстан, не относятся к внутридомовой инженерной системе газоснабжения, а относятся к объектам инженерной инфраструктуры города, предназначенным для обслуживания населения, не входят в состав имущества предприятий для использования их в производственной деятельности, имеют социальное значение, предназначены для решения вопросов местного (муниципального) значения, и, следовательно, вопросы, касающиеся использования этих объектов, в силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ подлежат урегулированию органами местного самоуправления.
...
Суд кассационной инстанции отмечает, что уменьшение размера (перечня) общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия собственников помещений в данном доме (часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статья 218 ГК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11 августа 2017 г. N Ф06-23782/17 по делу N А65-31242/2016