г. Казань |
|
17 августа 2017 г. |
Дело N А55-21240/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 15 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен - 17 августа 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждении "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.01.2017 (судья Лихачев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2017 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Семушкин В.С.)
по делу N А55-21240/2016
по заявлению индивидуального предпринимателя Пряникова Анатолия Олеговича, г. Сызрань, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара, о признании отказа незаконным и обязании, с участием: Мокрова Сергея Владимировича, г. Сызрань,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Пряников Анатолий Олегович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области (далее - кадастровая палата), с учетом изменения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа в осуществлении кадастрового учета по заявлению о государственном учете изменений объекта недвижимости от 27.05.2016 N 35-3771513, выраженный в решении об отказе в осуществлении кадастрового учета от 31.08.2016 N 63-00-119/16-134248, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем проведения кадастрового учета изменений объекта недвижимости в соответствии с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 27.05.2016 N 35-3771513 с приложенными документами.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Мокров Сергей Владимирович.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.01.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2017, требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ кадастровой палаты в осуществлении кадастрового учета по заявлению о государственном учете изменений объекта недвижимости от 27.05.2016 N 35-3771513, изложенный в решении об отказе в осуществлении кадастрового учета от 31.08.2016 N 63-00-119/16-134248, обязал устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем проведения кадастрового учета изменений объекта недвижимости в соответствии с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 27.05.2016 N 35-3771513с приложенными документами.
Кадастровая палата, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь в обосновании на неправильное применение судом норм материального права.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером: 63:08:0102045:48, декларированной площадью 400 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование индивидуального жилищного строительства, расположенном по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Новая Слободка, д. 5.
Согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости собственником земельного участка с кадастровым номером 63:08:0102045:48 является Мокров С.В. (запись от 07.12.2015 N 63-63-008-63/008/1012015-9004/1).
Предпринимателем, являющимся кадастровым инженером, на основании договора подряда, заключенного с Мокровым С.В. подготовлен межевой план по уточнению местоположения и площади земельного участка с кадастровым номером: 63:08:0102045:48.
В соответствии с измерениями, выполненными в ходе кадастровых работ, были определены координаты поворотных точек и вычислена площадь участка.
Мокров С.В. обратился в кадастровую палату с заявлением от 27.05.2016 N 35-3771513 об учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 63:08:0102045:48 с приложением, в том числе, межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Пряниковым А.О.
Кадастровая палата на основании пункта 6 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действующей до 01.01.2017) (далее - Закон N 221-ФЗ) решением от 31.08.2016 N 63-00-119/16-134248 отказало в осуществлении государственного кадастрового учета, поскольку истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
При этом осуществление государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 63:08:0102045:48 было приостановлено в связи с тем, что межевой план не соответствует требованиям части 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ.
В решении о приостановлении осуществления кадастрового учета от 31.05.2016 кадастровая палата указала на необходимость направления запросов в архив.
Полагая вышеуказанный отказ в осуществлении государственного кадастрового учета незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из следующего.
Согласно части 13 статьи 27 Закона N 221-ФЗ решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Статьей 22 Закона N 221-ФЗ установлено, что одним из документов, необходимых для кадастрового учета в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка и представляемых вместе с заявлением, является межевой план.
Орган кадастрового учета в соответствии со статьей 27 Закона N 221-ФЗ принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
Судами установлено, что решением от 31.08.2016 N 63-00-119/16-134248 кадастровая палата отказала в учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 63:08:0102045:48 со ссылкой на пункт 6 части 2 статьи 27 Закона N 221-Федерального закона, указывая на нарушение пункта 67 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (редакции до 01.01.2017, действующей на момент вынесения оспариваемого решения) (далее - Требования), так как в межевом плане в разделе "Заключение кадастрового инженера" отсутствуют сведения об определении границ земельного участка на основании документов, предусмотренных частью 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ, либо на основании карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее.
В силу части 1 статьи 38 Закона N 221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Межевой план состоит из графической и текстовой частей.
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе кадастра, а также в установленном частью 1 статьи 39 названного федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно части 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в этой части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 67 Требований, в том числе особенностей подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Закона N 221-ФЗ, выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ.
При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштабом 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет.
При отсутствии указанных документов ответственность за отражение в межевом плане сведений о фактическом местоположении уточненных границ земельного участка (существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка) несет кадастровый инженер (статья 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 3 статьи 38 Закона N 221-ФЗ установлено, если в соответствии со статьей 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В силу пункта 13 приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" раздел "Заключение кадастрового инженера" включается в состав межевого плана в следующих случаях: 1) в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов или территориальных зон их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений в отношении существующих земельных участков; 2) в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка; 3) в иных случаях, в том числе если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ.
Из представленного в материалы дела межевого плана усматривается, что в нем имеются текстовая и графическая части, в графической части выполнены схемы геодезических построений, месторасположения земельного участка, чертеж участка и его частей.
В текстовой части содержатся исходные данные о земельном участке (свидетельство о праве собственности на землю N 63-63-008-63/008/101/2015-9004/1, выкопировка их чертежа инвентаризации земель кадастрового квартала 63:08:0102045 М 1:1000, составленного по материалам цифровой стереотопографической съемки 1997-1999), сведения о геодезической основе, средствах измерений, а также сведения о том, в отношении чего выполнены уточнения (площади и координаты границ). В межевом плане имеется акт согласования местоположения границы земельного участка, раздел "Заключение кадастрового инженера", из которого следует, что в отношении земельного участка проведены кадастровые работы, связанные с уточнением местоположения границ указанного земельного участка.
Заказчиком кадастровых работ представлено свидетельство о праве собственности на землю.
Также кадастровым инженером установлено, что на участке границ 8-13 отсутствует смежный земельный участок - территории общего пользования (проезд/улица), на участке границ 13-14 отсутствует смежный земельный участок, в отношении которого уточнено местоположение границ - границы земельного участка с кадастровым номером 63:08:0102045:52 установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства и их местоположение не уточнялось, на участке границ 14-8 отсутствует смежный земельный участок - земли неразграниченной государственной собственности.
Как указывает кадастровая палата, выкопировка из чертежа инвентаризации, на которую ссылается заявитель в межевом плане, у заинтересованного лица отсутствует, а его копии в соответствии с пунктом 67 Требований в состав приложений к межевому плану не включаются.
Судами двух инстанций нарушений в межевом плане не установлено.
Довод кадастровой палаты об отсутствии в разделе "заключение кадастрового инженера" сведений об определении границ земельного участка на основании документов, предусмотренных частью 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ, либо на основании карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее является необоснованным, поскольку в данном случае заказчиком кадастровых работ представлен документ, подтверждающий право на земельный участок.
Кроме того, из выкопировки из чертежа инвентаризации земель кадастрового квартала 63:08:0102045 М 1:1000, составленной по материалам цифровой стереотопографической съемки 1997-1999, а также данных, полученных в результате фактического измерения и границ земельного участка, заявителем выявлено, что границы земельного участка закреплены на местности объектом искусственного происхождения - деревянным забором, существующим на местности 15 и более лет, что подтверждается материалами цифровой стереотопографической съемки.
Из межевого плана по спорному земельному участку следует, что конфигурация земельного участка с кадастровым номером 63:08:0102045:48 приведена к его фактическому расположению.
Пунктом 1 части 5 статьи 27 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости. В рассматриваемом случае значение площади спорного земельного участка, указанной в межевом плане, не превышает размер площади, содержащейся в государственном кадастре недвижимости.
При таких обстоятельствах, суды двух инстанций правильно указали на отсутствие со стороны заявителя нарушений требований Закона N 221-ФЗ, в связи с чем оспариваемый отказ заинтересованного лица в осуществлении учета изменений объекта недвижимости не соответствует закону и нарушает права кадастрового инженера, поскольку заявитель осуществляет свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Доводы кассатора повторяют его позицию в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 10.01.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2017 по делу N А55-21240/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 части 5 статьи 27 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости. В рассматриваемом случае значение площади спорного земельного участка, указанной в межевом плане, не превышает размер площади, содержащейся в государственном кадастре недвижимости.
При таких обстоятельствах, суды двух инстанций правильно указали на отсутствие со стороны заявителя нарушений требований Закона N 221-ФЗ, в связи с чем оспариваемый отказ заинтересованного лица в осуществлении учета изменений объекта недвижимости не соответствует закону и нарушает права кадастрового инженера, поскольку заявитель осуществляет свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 августа 2017 г. N Ф06-23074/17 по делу N А55-21240/2016