г. Казань |
|
09 августа 2018 г. |
Дело N А57-19014/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Галиуллина Э.Р.,
судей Нафиковой Р.А., Смоленского И.Н.,
при участии представителей:
истца - Фирсовой М.П., доверенность от 05.02.2018,
ответчика - Фролкиной Н.А., доверенность от 26.12.2017,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Приволжская железная дорога
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.12.2017 в части (судья Штремплер М.Г.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2018 (председательствующий судья Антонова О.И., судьи Волкова Т.В., Никитин А.Ю.)
по делу N А57-19014/2017
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волгоградский завод смазок и СОЖ" к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала Приволжская железная дорога об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Волгоградский завод смазок и СОЖ" (далее - ООО "Волгоградский завод смазок и СОЖ", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "Российские железные дороги", ответчик, заявитель) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N 2/51 от 25.08.2016 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования общества с ограниченной ответственностью "Волгоградский завод смазок и СОЖ" по станции Татьянка Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19.12.2017 спорные условия договора N 2/51 от 25.08.2016 года урегулированы в следующей редакции:
- Пункт 12 договора:
- Готовые к уборке вагоны убираются с мест погрузки, выгрузки в сроки, установленные технологическим процессом работы станции Татьянка, только при наличии оформленных в установленном порядке перевозочных документов, но не позднее 12 часов с момента получения уведомления "Владельца" о готовности вагонов к уборке. Уборка вагонов производится только при наличии оформленных в установленном порядке перевозочных документов;
- Пункт 14 договора, столбец 6 таблицы "Технологические нормы на
погрузку, выгрузку вагонов" изложить в следующей редакции:
- 2 часа, в случае затруднения слива вязких и застывающих грузов и необходимости их разогрева в холодный период года допускается увеличение времени до 4 часов для разогрева (на основании приказа МПС РФ от 10.11.2003 N 70).
- Подпункт "а" пункта 17 договора изложить в следующей редакции:
а) сбор за подачу и уборку вагонов по условиям пункта 2.7. Тарифного руководства N 3 по таблице N 10 (группа пути необщего пользования 1) за расстояние 2,9 км в оба конца за каждый выход локомотива.
- Подпункт "б" пункта 17 договора - исключить.
- Подпункт "е" пункта 17 договора изложить в следующей редакции:
е) плату по условиям тарифного руководства, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 и статьи 39 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта", с применением коэффициента индексации, за время нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, не принадлежащих "Перевозчику":
- в ожидании подачи или приема на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от "Владельца";
- задержанных в пути следования, в том числе, на промежуточных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от "Владельца", если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних вагонов железнодорожным транспортом.
- Пункт 18 договора изложить в следующей редакции:
Расчеты, начисления производятся "Перевозчиком" по пункту 17 на ЕЛС "Владельца" по подпунктам "а", "в", "г", "д", "е" - ежесуточно.
Взыскание денежных средств, начисленных в соответствии с пунктом 17, производится установленным порядком в момент оформления ведомостей подачи и уборки вагонов формы ГУ-46ВЦ, актов общей формы ГУ-23ВЦ, накопительных ведомостей ФДУ-92. При этом дополнительного согласования "Владельцем" не требуется.
- Пункт 19.4 договора изложить в следующей редакции:
Индексация сборов, плат, штрафа производится на основании постановления Федеральной службы по тарифам Российской Федерации Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Информация о размере новых коэффициентов доводится до "Владельца" путем вывешивания объявления в товарной конторе станции Татьянка.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2018, решение от 19.12.2017 изменено в части урегулирования разногласий по подпункту "а" пункта 17 договора N 2/51 от 25.08.2016 года. "Урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора N 2/51 от 25.08.2016 года на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования обществом с ограниченной ответственностью "Волгоградский завод смазок и СОЖ" по станции Татьянка Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", изложив подпункт "а" пункта 17 договора N 2/51 от 25.08.2016 года в следующей редакции:
Подпункт "а" пункта 17 договора:
- Сбор за подачу и уборку вагонов по условиям п. 2.7. Тарифного руководства N 3 по таблице N 10 (группа пути необщего пользования 1) за расстояние 2,9 км в оба конца за каждый выход локомотива. Период для определения среднесуточного количества поданных и убранных вагонов составляет один год".
В остальной обжалуемой части решение суда оставлено без изменения.
Обжалуя принятый судом апелляционной инстанции судебный акт в кассационном порядке, ответчик просит его отменить в части принятия пункта 17 "б" договора от 25.08.2016 N 2/51 в редакции истца, принять новый судебный акт, которым пункт 17 "б" согласовать в редакции ответчика, мотивируя кассационную жалобу нарушением судом апелляционной инстанции норм материального права.
В судебном заседании 26.07.2018 в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российский Федерации (далее - АПК РФ), объявлен перерыв до 11 часов 40 минут 02.08.2018, о чем размещена информация на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, после окончания перерыва судебное заседание продолжено.
Проверив законность принятого по делу судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает его подлежащим отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Исключив пункт 17 "б" договора от 25.08.2016 N 2/51 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "ВЗС и СОЖ" по станции Татьянка Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", суд первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что плата за предоставление принадлежащих перевозчику путей необщего пользования должна регулироваться государством, установление договорной платы не предусмотрено статьей 58 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации". В обоснование указанных выводов указали, что услуга по предоставлению путей необщего пользования включена в Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 3 643.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно части 3 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
В соответствии с частью 6 статьи 58 Устава размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что услуга по предоставлению в пользование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "Российские железные дороги", не включена в Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643.
Из буквального толкования названных норм Устава железнодорожного транспорта следует, что включение в условия договора обязанности по внесению платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, не противоречит действующему законодательству (пункт 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, Определения Верховного суда Российской Федерации от 25.01.2018 N 307-ЭС17-19013, от 29.01.2018 N307-ЭС17-19759, NА40-66953/2015, А82-15521/2016).
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций не установлены все обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора и необходимые для принятия законного и обоснованного судебного акта, в связи с чем, обжалуемые судебные акты в части урегулирования разногласий по договору на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования обществом с ограниченной ответственностью "Волгоградский завод смазок и СОЖ" по станции Татьянка Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" от 25.08.2016 N 2/51 по подпункту "б" пункта 17 и исключения указанного пункта из договора в силу пункта 3 части 1 статьи 287, статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку для принятия решения необходимо совершение процессуальных действий, не отнесенных к компетенции суда кассационной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное, и принять судебный акт при правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.12.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2018 в обжалуемой части по делу N А57-19014/2017 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Р. Галиуллин |
Судьи |
Р.А. Нафикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 3 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
...
Судом установлено, что услуга по предоставлению в пользование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "Российские железные дороги", не включена в Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643.
Из буквального толкования названных норм Устава железнодорожного транспорта следует, что включение в условия договора обязанности по внесению платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, не противоречит действующему законодательству (пункт 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, Определения Верховного суда Российской Федерации от 25.01.2018 N 307-ЭС17-19013, от 29.01.2018 N307-ЭС17-19759, NА40-66953/2015, А82-15521/2016)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 августа 2018 г. N Ф06-35258/18 по делу N А57-19014/2017
Хронология рассмотрения дела:
10.10.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-51379/19
05.07.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6280/19
16.04.2019 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-19014/17
09.08.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-35258/18
29.03.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1103/18
19.12.2017 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-19014/17