г. Казань |
|
24 августа 2017 г. |
Дело N А65-24351/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
ответчика - Заляевой Д.Р., доверенность от 30.06.2017 N АГ-02/10703,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.02.2017 (судья Хафизов И.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2017 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Юдкин А.А.)
по делу N А65-24351/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аукционсервис", Республика Татарстан, г. Набережные Челны, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Айнутдинова А.Р., Республика Татарстан, г. Нижнекамск, Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, Республика Татарстан, г. Казань, о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аукционсервис" (далее - ООО "Аукционсервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС по РТ, антимонопольный орган) о признании недействительным решения по делу от 21.07.2016 N Т04-202/2016.
Определением от 22.12.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены - Айнутдинов А.Р., Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.02.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2017, заявленные требования удовлетворены, признано недействительным решение УФАС по РТ по делу от 21.07.2016 N Т04-202/2016
В кассационной жалобе УФАС по РТ просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Представители заявителя, третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в УФАС по РТ поступила жалоба Айнутдинова А.Р. на действия - ООО "Аукционсервис" при проведении торгов по продаже арестованного имущества.
В ходе рассмотрения жалобы антимонопольным органом установлено, что извещение о проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже жилого дома по адресу Нижнекамский р-н, Б. Афанасово, ул. Пролетарская, 63, (лот N 3) опубликовано 24.06.2016, начальная цена 3 363 280 руб., форма проведения - торги в форме открытого аукциона, организатор торгов - ООО "Аукционсервис".
Данная жалоба рассматривалась УФАС по РТ в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), а также в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
УФАС по РТ установлено, что ООО "Аукционсервис", будучи организатором торгов, 24.06.2016 опубликовало в газете "Республика Татарстан" и на сайте torgi.gov.ru извещение о проведении вторичных торгов по продаже имущества: Жилой дом 2 эт. 140,2 кв.м., зем. уч. 2265 кв.м., кад. N 16:30:010303:65, Нижнекамский р-н, Б. Афанасово, ул. Пролетарская, д. 63, начальная цена 3 363 280 руб.
Извещение о проведении повторных торгов было опубликовано 24.06.2016, дата проведения повторных торгов установлена 07.07.2016. Таким образом, со дня публикации извещения до дня проведения повторных торгов прошло 13 дней.
Антимонопольный орган установил в указанных обстоятельствах наличие нарушений при проведении торгов, в части несоответствия сроков размещения извещения о проведении повторных торгов, методическим рекомендациям Росимущества "по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество".
Изложенные обстоятельства явились основанием для принятия ответчиком решения по делу от 21.07.2016 N Т04-202/2016, в соответствии с которым ООО "Аукционсервис" признан нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При принятии судебных актов суды обоснованно исходили из следующих обстоятельств.
Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно договора от 01.04.2016 N 3, заключенного с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, поручения от 25.05.2016 N 976 и акта передачи на торги от 26.05.2016, ООО "Аукционсервис" 10.06.2016 разместило в газете "Республика Татарстан" и на федеральном сайте torgi.gov.ru. извещение о проводимом аукционе (дата торгов - 22.06.2016) пo продаже имущества: Лот N 16. Жилой дом 2 эт. 140,2 кв.м. зем.уч. 2265 кв.м. кад. N 16:30:010303:65, Нижнекамский район, Б. Афанасово, ул. Пролетарская, д. 63., начальная цена - 3 956 800 руб.
Согласно протоколу от 21.06.2016 о признании первичных торгов несостоявшимися, торги по лоту N 16. Жилой дом 2 эт. 140,2 кв.м. зем.уч. 2265 кв.м. кад. N 16:30:010303:65, Нижнекамский р-н, Б. Афанасово, ул. Пролетарская, 63, признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок.
Постановлением Нижнекамского РОСП УФССП России по РТ от 21.06.2016 стоимость имущества снижена на 15 % и составила 3 363 280 руб.
ООО "Аукционсервис" 24.06.2016 повторно разместило извещение о проводимом вторичном аукционе (дата торгов 07.07.2016) в газете "Республика Татарстан" и на федеральном сайте torgi.gov.ru.no продаже имущества.
Согласно протоколу о признании повторных торгов несостоявшимися от 06.07.2016 торги по Лоту N 3 Жилой дом 2 эт. 140,2 кв.м. зем.уч. 2265 кв.м. кад. N 16:30:010303:65, Нижнекамский р-н, Б. Афанасово, ул. Пролетарская, 63, начальная цена 3 363 280 руб. признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок, нереализованное имущество возвращено в Нижнекамское РОСП УФССП России по РТ по акту приема-передачи от 06.07.2016.
Согласно статье 89 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества (далее - организатор торгов).
В соответствии с частью 3 статьи 90 Закона об исполнительном производстве извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, и на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов в сети "Интернет". Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Первичные торги по продаже имущества были признаны несостоявшимися в соответствии с протоколом о признании первичных публичных торгов несостоявшимися от 21.06.2016.
В соответствии с частью 1 статьи 92 Закона об исполнительном производстве в случае объявления торгов несостоявшимися организатор торгов не ранее десяти дней, но не позднее одного месяца со дня объявления торгов несостоявшимися назначает вторичные торги.
ООО "Аукционсервис", будучи организатором торгов, 24.06.2016 опубликовало в газете "Республика Татарстан" и на сайте torgi.gov.ru извещение о проведении вторичных торгов по продаже имущества. Срок окончания подачи заявок установлен 04.07.2016, дата проведения торгов 07.07.2016. Таким образом, со дня публикации извещения до дня проведения повторных торгов прошло 13 дней.
Кроме того, согласно сообщению о проведении аукциона, предметом торгов, в том числе по лоту N 3, является имущество, заложенное в пользу кредитной организации.
В соответствии с частью 3 статьи 57 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Закон об ипотеке) организатор публичных торгов извещает о предстоящих публичных торгах не позднее чем за 10 дней, но не ранее чем за 30 дней до их проведения в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества, а также направляет соответствующую информацию для размещения в сети "Интернет" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В извещении указываются дата, время и место проведения публичных торгов, характер продаваемого имущества и его начальная продажная цена.
В этой связи является верным вывод о том, что организатором торгов соблюдены сроки публикации извещения о проведении торгов.
Делая вывод о нарушении ООО "Аукционсервис" положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган указал на нарушение порядка проведения публичных торгов - несоблюдением установленного законом срок для их проведения. При этом, антимонопольный орган ссылался на Методические рекомендациями по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, утвержденные заместителем руководителя Росимущества 11.04.2014.
Признавая данный вывод антимонопольного органа неправомерным, суды обоснованно указали, что данные Методические рекомендации не прошли государственную регистрацию в Минюсте России и не были официально опубликованы в установленном порядке, носят рекомендательный характер и не имеют обязательной юридической силы.
Учитывая вышеизложенное, суды пришли к верному выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства совершения ООО "Аукционсервис" каких-либо действий в ущерб конкурентным отношениям.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения настоящей кассационной жалобы.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятых решения и постановления, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.02.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2017 по делу N А65-24351/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 августа 2017 г. N Ф06-23775/17 по делу N А65-24351/2016