г. Казань |
|
25 августа 2017 г. |
Дело N А55-16801/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова С.В.,
судей Закировой И.Ш., Савкиной М.А.,
при участии:
заявителя - Хазановой Т.А., доверенность от 10.07.2016,
ответчика - Разумовой Ю.В., доверенность от 09.01.2017 N 11/07,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская детская клиническая больница N 1 имени Н.Н. Ивановой"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2017 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Юдкин А.А., Драгоценнова И.С.)
по делу N А55-16801/2016
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская детская клиническая больница N 1 имени Н.Н. Ивановой" к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Самарской области об оспаривании акта и решения,
по встречному исковому заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Самарской области "Самарская городская детская клиническая больница N 1 имени Н.Н. Ивановой" о взыскании средств, использованных не по целевому назначению, и штрафа,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Самарская городская детская клиническая больница N 1 имени Н.Н. Ивановой" (далее - заявитель, Детская клиническая больница, медучреждение) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением: о признании незаконным составленного Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Самарской области (далее - ТФОМС Самарской области, Фонд) акта плановой комплексной проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) от 27.04.2016 в части: пунктов 3, 4 и 5 раздела 13; требования о недопущении не целевого и неэффективного использования средств - ОМС в отношении суммы 736 642 руб.; требования о возврате в течение 10 рабочих дней за использование не по целевому- назначению медицинской организацией средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, в сумме 54 131 руб.; требования об уплате в течение 10 рабочих дней за использование не по целевому- назначению медицинской организацией средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, штрафа в сумме 5 413,10 руб. 10 коп.; о признании незаконным решения ТФОМС по Самарской области, выраженного в сообщении о результатах рассмотрения возражений на акт плановой комплексной проверки целевого и рационального использования средств проверки за период с 01.04.2014 по 31.03.2016, направленного с сопроводительным письмом от 11.05.2016 N 1114, в части непринятия возражений относительно выводов о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования на оплату отпусков по семейным обстоятельствам, о неэффективности расходов на стимулирующие единовременные выплаты вновь устроенным и вышедшим на работу после декретного отпуска, о неэффективности расходов на дополнительные отпуска за работу с вредными условиями труда сотрудникам, трудоустроенным до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон о специальной оценке условий труда), при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
ТФОМС Самарской области, в свою очередь, обратился в Арбитражный суд Самарской области со встречным исковым заявлением о взыскании с медучреждения средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 54 131 руб. и штрафа за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, в сумме 5 413,50 руб.
Решением Арбитражного суда от 30.11.2016 заявленные требования детской клинической больницы удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении встречного искового заявления Фонда отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2017 решение суда первой инстанции изменено. В удовлетворении заявления медучреждения о признании незаконными пунктов 3, 4 раздела 13 акта плановой комплексной проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования от 27.04.2016, составленного Фондом, а также требований этого акта о недопущении нецелевого и неэффективного использования средств обязательного медицинского страхования в отношении суммы 677 131 руб. и о возврате в течение 10 рабочих дней за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в сумме 54 131 руб., об уплате в течение 10 рабочих дней за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, штрафа в сумме 5 413,10 руб., а также в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Фонда, выраженного в сообщении о результатах рассмотрения возражений на указанный акт, направленного с сопроводительным письмом от 11.05.2016 N 1114, в части непринятия возражений относительно выводов о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования на оплату отпусков по семейным обстоятельствам и о неэффективности расходов на стимулирующие единовременные выплаты вновь устроенным и вышедшим на работу после декретного отпуска отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит постановление апелляционного суда отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия установила следующее.
Предметом спора по настоящему делу являются результаты плановой проверки целевого и рационального использования в Детской клинической больнице средств ОМС за период с 01.04.2014 по 31.03.2016, оформленные в акте проверки от 27.04.2016.
В частности, как установили суды, ТФОМС Самарской области в акте проверки указано, что в нарушение пункта 3.5 Тарифных соглашений на 2014-2016 годы, предписывающего, что медицинские организации направляют средства, полученные от страховых компаний за оказанную медицинскую помощь в системе ОМС, на оплату расходов, связанных с предоставлением бесплатной медицинской помощи и не используют для иных целей, работникам медучреждения предоставлялся краткосрочный отпуск с сохранением среднего заработка в следующих случаях: бракосочетание самого работника, свадьба детей, смерть родственников (родителей, супругов, детей), родителям призывников и т.д., в связи с чем Больницей произведены выплаты на общую сумму 54 131 руб. (КБК 211 - 37 783 руб., КБК 213 - 16 348 руб.), что является нецелевым использованием средств ОМС (пункт 3);
- в Детской клинической больнице из средств ОМС на основании приказов главного врача производились дополнительные денежные выплаты вновь устроенным и вышедшим на работу после декретного отпуска на сумму 623 000 руб. (КБК 211 - 434 854 руб., КБК 213 - 188 146 руб.), что согласно пунктам 3.2 и 3.3 Тарифных соглашений на 2014-2016 годы является неэффективным использованием средств ОМС (пункт 4);
- в проверяемом периоде установлены случаи предоставления дополнительного отпуска сотрудникам, на рабочих местах которых по результатам аттестации и специальной оценки условий труда данный вид компенсации не положен (пункт 6 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Детской клинической больницей в 1 квартале 2016 года допущено неэффективное использование средств ОМС на сумму 59,511 руб. (пункт 5);
По результатам проверки госорган указал на недопущение нецелевого и неэффективного использования средств ОМС, которое за проверяемый период составило 1 036 450 руб. Расходование средств ОМС производить в соответствии с требованиями Территориальной программы ОМС и Тарифного соглашения;
- при расходовании средств ОМС соблюдать принцип результативности и эффективности использования средств ОМС, установленный статьей 34 Бюджетного Кодекса Российской Федерации и Территориальной программой государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи на 2014 год (раздел 6), на 2015 год (раздел 4) и последующие годы.
Кроме того ТФОМС Самарской области указал на необходимость в течение 10 рабочих дней возвратить 638 126 руб. за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на счет, указанный в акте, а также уплатить штраф за указанные нарушения в размере 63,813 тыс.руб. и представить подтверждающие исполнение данного требования документы в течение 45 дней со дня его получения.
Не согласившись с выводами проверяющих, Детская клиническая больница обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
ТФОМС Самарской области, в свою очередь, обратился в Арбитражный суд Самарской области со встречным исковым заявлением о взыскании с Детской клинической больницы средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 54 131 руб. и штрафа за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, в сумме 5 413,50 руб.
Суд первой инстанции, полагая, что действия Детской клинической больницы соответствуют положениям Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", а также Трудовому Кодексу Российской Федерации (далее - ТК РФ), удовлетворил требования заявителя в полном объеме, отказав в удовлетворении встречного искового заявления.
Апелляционная инстанция изменила решение нижестоящего суда, не согласившись с выводами в части нецелевого использования средств ОМС в сумме 54 131 руб. и неэффективного использования средств ОМС в сумме 623 тыс. руб.
Так, как установила апелляционная инстанция, в соответствии с пунктом 7.7 Коллективного договора предусмотрено предоставление работникам Детской клинической больницы краткосрочных отпусков с сохранением среднего заработка в случаях: бракосочетания самого работника - 3 рабочих дня, свадьбы детей - 2 рабочих дня, смерти родственников (родителей, супругов, детей) - 3 рабочих дня, отцам в связи с рождением ребенка - 1 рабочий день, родителям призывников - 1 рабочий день и др.
Оплата этих отпусков производилась заявителем из средств, полученных за оказанную медицинскую помощь в системе ОМС, суд обоснованно признал, что нормы статей 41, 128 ТК РФ предусматривают предоставление работникам отпусков в указанных выше случаях настоящим Кодексом предусмотрено без сохранения заработной платы, однако, с учетом своего финансово-экономического положения работодатель вправе такие отпуска оплачивать.
Учитывая характер выплат, предусмотренных в пункте 7.7 Коллективного договора, апелляционная инстанция обоснованно отнесла их к стимулирующим выплатам.
Апелляционная инстанция, исходя из содержания пункта 7.7 указанного договора, руководствуясь постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 N 416, утвердившего Положение об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Самарской области, принимая во внимание заключенное, в соответствии с частью 2 статьи 30 Закона об обязательном медицинском страховании Тарифное соглашение между Министерством здравоохранения Самарской области, ТФОМС Самарской областной, Ассоциацией страховых медицинских компаний Самарской области, Ассоциацией врачей Самарской областной и Самарской областной организацией профсоюза работников здравоохранения РФ, пришли к выводу, что медучреждение не вправе было производить выплаты работникам в предусмотренных в пункте 7.7 Коллективного договора случаях, за счет средств ОМС.
Таким образом, судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, признавшего направление Детской клинической больницей средств ОМС в сумме 54 131 руб. на выплаты, не соответствующие целям, установленным Территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания населению Самарской области медицинской помощи на соответствующий год, что привело к нецелевому использованию средств ОМС.
В ходе проверки Фонд также установил, что на основании приказов главного врача медучреждения от 01.11.2013 N 174-П и от 01.07.2014 N 93-П производились единовременные выплаты вновь устроенным и вышедшим на работу после декретного отпуска работникам по должностям: врач, независимо от наименования - 8 000 руб.; медицинская сестра, независимо от наименования - 4 000 руб.; младшая медицинская сестра по уходу за больными - 2 000 руб.
Всего за 2014-2016 годы Детской клинической больницы произведено единовременных выплат на сумму 623 000 руб.
Как следует из текста приказа главного врача, эти выплаты производились в целях реализации мероприятий в рамках Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
Между тем, как обоснованно указано в обжалуемом судебном акте, данный Указ не определяет, что финансовое обеспечение обязательств, связанных с его реализацией, должно осуществляться за счет средств ОМС.
Из данных кадрового учета проверяющими установлено и подтверждено судебным актом, 22 сотрудника, получившие указанную выплату, проработали в больнице от 1 до 5 месяцев.
Фонд верно квалифицировал эти выплаты как стимулирующие и выплачиваются они в соответствии с приказом Минздрава Самарской области от 04.03.2013 N 1-н "Об утверждении показателей оценки эффективности деятельности отдельных категорий работников государственных учреждений здравоохранения и методики оценки эффективности деятельности отдельных категорий работников государственных учреждений здравоохранения, получающих доплаты в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Самарской области медицинской помощи" (далее - Приказ N 1-н).
Методика оценки эффективности разработана в целях введения ориентированной на результаты деятельности системы оплаты труда работников, осуществляющих оказание медицинской помощи в рамках территориальной программы госгарантий бесплатного оказания населению Самарской области медицинской помощи.
Размер стимулирующих выплат, определенный с учетом показателей оценки эффективности деятельности, устанавливается при условии, что работник занимает штатную должность и отработал полную норму рабочего времени, установленную в отчетном месяце.
Проверяющими установлено и подтверждено судом апелляционной инстанции, Детская клиническая больница, в нарушение Приказа N 1-н, указанные выше выплаты фактически производила за неотработанное работниками время и невыполненный ими объем работ.
При таких обстоятельствах, Фонд сделал правильный вывод о неэффективном использовании медучреждением средств ОМС в сумме 623 000 руб.
С учетом изложенного, судебная коллегия кассационной инстанции считает, что апелляционным судом правильно применены нормы материального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам и основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Поэтому у кассационного суда, учитывая предусмотренные статьей 286 АПК РФ пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки указанных выводов суда.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2017 по делу N А55-16801/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции, полагая, что действия Детской клинической больницы соответствуют положениям Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", а также Трудовому Кодексу Российской Федерации (далее - ТК РФ), удовлетворил требования заявителя в полном объеме, отказав в удовлетворении встречного искового заявления.
...
Оплата этих отпусков производилась заявителем из средств, полученных за оказанную медицинскую помощь в системе ОМС, суд обоснованно признал, что нормы статей 41, 128 ТК РФ предусматривают предоставление работникам отпусков в указанных выше случаях настоящим Кодексом предусмотрено без сохранения заработной платы, однако, с учетом своего финансово-экономического положения работодатель вправе такие отпуска оплачивать.
...
Как следует из текста приказа главного врача, эти выплаты производились в целях реализации мероприятий в рамках Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 августа 2017 г. N Ф06-23477/17 по делу N А55-16801/2016