г. Казань |
|
04 октября 2017 г. |
Дело N А72-13138/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителей:
заявителя - Шишкиной И.И., доверенность от 30.01.2017,
ответчика - Бошковой Т.В., доверенность от 07.04.2017 N 39-01-12,
третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "ЦентрПрогресс" - Ягодкиной Е.М., доверенность от 26.08.2014,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Симбирск-Ойл"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.02.2017 (судья Коннова О.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2017 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Ефанов А.А., Корнилов А.Б.)
по делу N А72-13138/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Симбирск-Ойл", г. Ульяновск (ОГРН 1037300996930, ИНН 7325044405) к администрации города Ульяновска, с участием третьих лиц: Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, общества с ограниченной ответственностью "ЦентрПрогресс", г. Ульяновск, Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, г. Ульяновск, Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Симбирск-Ойл" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа администрации г. Ульяновска (далее - Администрация) в предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 1000 кв. м, расположенного севернее торгово-развлекательного комплекса "Аквамолл" по адресу: Московское шоссе, 108, в Засвияжском районе города Ульяновска, под размещение объекта общественного питания (кафе), выраженного в письме от 15.06.2015 N 10522-01 "О направлении информации" и об обязании предоставить Обществу указанный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, общество с ограниченной ответственностью "ЦентрПрогресс", Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.02.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит принятые по делу судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Заявитель жалобы указывает, что Администрация не исполнила судебный акт - решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.01.2014 по делу N А72-7951/2013, которым на нее была возложена обязанность по рассмотрению заявления Общества в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Длительное неисполнение судебного акта свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны Администрации.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17.01.2014 по делу N А72-7951/2013 признан недействительным отказ в выборе земельного участка, изложенный в письме Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 17.09.2012 N 01-13/5190. Суд обязал Администрацию рассмотреть заявление Общества от 23.08.2012 N 23 о выборе земельного участка ориентировочной площадью 1000 кв.м, расположенного севернее торгово-развлекательного комплекса "Аквамолл" по адресу: Московское шоссе, 108, в Засвияжском районе г. Ульяновска, под размещение объекта общественного питания (кафе) в полном соответствии с требованиями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 12 Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской городской Думы от 13.10.2004 N 90.
Арбитражным судом Ульяновской области во исполнение указанного решения 24.02.2014 выдан исполнительный лист серии АС N 002589965, на основании которого судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 27.06.2014 о возбуждении исполнительного производства N 12445/15/73017-ИП.
Письмом от 15.06.2015 N 10552-01 Администрация сообщила Обществу о том, что на основании решения Арбитражного суда Ульяновской области от 17.01.2014 по делу N А72-7951/2013 было возбуждено исполнительное производство, опубликовано информационное сообщение в газете "Ульяновск сегодня" от 19.09.2014 N 85. Согласно проекту планировки территории Засвияжского района, утвержденного постановлением главы города от 07.07.2009 N 5293, испрашиваемый земельный участок выходит за границы красных линий, строительство объектов капитального строительства за красными линиями не допускается. Далее сообщено, что указанный земельный участок не свободен от прав третьих лиц. В связи с этим Администрация указала, что предоставление земельного участка под испрашиваемые цели не представляется возможным.
Общество, ссылаясь на то, что Администрацией процедура, предусмотренная статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации осуществлена не была, решение суда по делу N А72-7951/2013 не исполнено, изложенный в письме от 15.06.2015 N 10552-01 отказ в предоставлении земельного участка является незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований суды правомерно исходили из следующего.
По смыслу статьи 198 АПК РФ во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ основаниями для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На момент обращения Общества в 2012 году к Администрации с заявлением от 23.08.2012 о предоставлении земельного участка для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта и принятия судом 17.01.2014 решения по делу N А72-7951/2013, предоставление земельных участков для строительства осуществлялось в порядке, установленном статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшими до 01.03.2015.
Названными нормами был предусмотрен определенный порядок предоставления находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, включавший выбор по заявлению лица, намеревающегося построить объект недвижимости, не сформированного и не поставленного на кадастровый учет участка, согласование акта выбора участка с уполномоченными органами, публикацию в средствах массовой информации о предстоящем предоставлении участка для строительства, в том числе с целью выявления возможных претендентов на предоставление этого же участка, принятие уполномоченным органом решения об утверждении акта выбора и предварительном согласовании места размещения объекта, формирование участка с постановкой его на кадастровый учет, принятие решения о предоставлении участка в аренду для строительства заявителю без проведения торгов.
Арбитражный суд Ульяновской области в решении суда по делу N А72-7951/2013 обязал Администрацию рассмотреть заявление Общества о выборе земельного участка, но не обязывал принять решение о выборе участке, утверждении акта выбора и предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно ранее действовавшей статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации результатом рассмотрения указанного заявления мог быть как выбор испрашиваемого земельного участка для строительства, так и отказ в выборе при наличии к тому законных оснований.
Однако с 01.03.2015 положения земельного законодательства, предусматривающие возможность предоставления публичных земельных участков для строительства по процедуре выбора и предварительного согласования места размещения объекта, утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 39.3 и пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, действующих с 01.03.2015, по общему правилу продажа и предоставление в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона.
Статьей 34 Закона N 171-ФЗ установлены переходные положения, согласно которым до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного Закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Конституционность данной нормы подтверждена определением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.11.2016 N 2465-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Таушкиной Людмилы Александровны на нарушение ее конституционных прав частями 1 и 2 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ".
Таким образом, законодателем установлена возможность завершить уже начатую процедуру предоставления конкретного земельного участка без проведения торгов только при наличии принятого до 01.03.2015 по правилам ранее действовавшей статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт выбора земельного участка, согласованного всеми уполномоченными органами.
Поскольку до 01.03.2015 решение о предварительном согласовании места размещения объекта на спорном земельном участке по заявлению Общества не было принято, то на дату вынесения оспариваемого ненормативного правового акта у Администрации отсутствовали законные основания для рассмотрения заявления о выборе земельного участка для строительства в порядке, предусмотренном утратившими силу статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, равно как и для предоставления Обществу испрашиваемого земельного участка на основании этого заявления без проведения торгов.
Ввиду того, что положения Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015, и переходные положения Закона N 171-ФЗ не предусматривают возможность принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта после 01.03.2015, права и законные интересы заявителя, имеющего право на получение участка в аренду для строительства на торгах, не нарушены, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии предусмотренных статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных требований.
Данные выводы судов согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 10.08.2017 N 304-КГ17-4425.
Также следует отметить, что определением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.01.2017 по делу N А72-7951/2013, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 24.07.2017, исполнительное производство N 12445/15/73017-ИП в отношении Администрации на основании исполнительного листа Арбитражного суда Ульяновской области от 24.02.2014 серии АС N 002589965 прекращено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов, основанных на материалах дела при правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.02.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2017 по делу N А72-13138/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Конституционность данной нормы подтверждена определением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.11.2016 N 2465-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Таушкиной Людмилы Александровны на нарушение ее конституционных прав частями 1 и 2 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ".
Таким образом, законодателем установлена возможность завершить уже начатую процедуру предоставления конкретного земельного участка без проведения торгов только при наличии принятого до 01.03.2015 по правилам ранее действовавшей статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт выбора земельного участка, согласованного всеми уполномоченными органами.
Поскольку до 01.03.2015 решение о предварительном согласовании места размещения объекта на спорном земельном участке по заявлению Общества не было принято, то на дату вынесения оспариваемого ненормативного правового акта у Администрации отсутствовали законные основания для рассмотрения заявления о выборе земельного участка для строительства в порядке, предусмотренном утратившими силу статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, равно как и для предоставления Обществу испрашиваемого земельного участка на основании этого заявления без проведения торгов."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 октября 2017 г. N Ф06-24500/17 по делу N А72-13138/2015