г. Казань |
|
05 октября 2017 г. |
Дело N А55-18038/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Кашапова А.Р.,
судей Герасимовой Е.П., Ивановой А.Г.,
при участии представителя:
Федеральной налоговой службы - Галимзяновой Г.Ф., доверенность от 20.12.2016 N 2.1-0-39/30
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы
на определение Арбитражного суда Самарской области от 02.06.2017 (судья Агеева Г.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2017 (председательствующий судья Александров А.И., судьи Радушева О.Н., Серова Е.А.)
по делу N А55-18038/2015
об отказе в удовлетворении заявления Федеральной налоговой службы об оспаривании расходов и действий конкурсного управляющего Климашина А.Н.,
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Сызраньстройресурс", (ИНН: 6325045990),
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Самарской области от 18.05.2016 общество с ограниченной ответственностью "Сызраньстройресурс" (далее - ООО "Сызраньстройресурс", должник) признано несостоятельным банкротом, открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим утвержден Климашин А.Н.
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об оспаривании расходов конкурсного управляющего Климашина А.Н., в котором просил:
- признать незаконными и недобросовестными действия конкурсного управляющего Климашина А.Н. по заключению договора N 28/16 на проведение оценки от 30.06.2016 с размером вознаграждения 120 000 руб., заключенного с ИП Трушиной Л.И.;
- признать необоснованными расходы конкурсного управляющего ООО "Сызраньстройресурс" Климашина А.Н. по договору на проведение оценки от 30.06.2016 N 28/16, заключенного с ИП Трушиной Л.И. на общую сумму 120 000 руб.;
- обязать конкурсного управляющего Климашина А.Н. вернуть денежные средства размере 90 000 руб. в конкурсную массу должника ООО "Сызраньстройресурс".
Определением Арбитражного суда Самарской области от 02.06.2017 в удовлетворении заявления ФНС России отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2017 определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе уполномоченный орган, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении жалобы уполномоченного органа.
Заслушав представителей лиц, участвующих в обособленном споре, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 30.06.2016 ООО "Сызраньстройресурс" в лице конкурсного управляющего Климашина А.Н. (заказчик), с одной стороны, и ИП Трушиной Л.И. (исполнитель), с другой стороны, заключен договор N 28/16 на проведение оценки, в соответствии с условиями которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязанность провести оценку рыночной стоимости объектов оценки без учета НДС (услуги по оценке) с целью формирования начальной цены при продаже объектов оценки в рамках конкурсного производства.
В соответствии с пунктом 2 договора объекты оценки, дата оценки, организационные, правовые и другие требования к оценке определяются заданием на оценку (приложение N 1 к настоящему договору), являющимся неотъемлемой частью договора.
Согласно приложению N 1 к договору от 30.06.2016 N 28/16 на проведение оценки объектами оценки являются:
- автогрейдер TIANGONG 2011 года выпуска;
- автогрейдер XCMG GR215A 2013 года выпуска;
- бульдозер гусеничный с прямым неповоротным отвалом SHANTU1 SD22 2013 года выпуска;
- грузовой автомобиль самосвал SHACMAN SX3256DR384 2013 года выпуска;
- грузовой автомобиль самосвал SHACMAN SX3256DR384 2013 года выпуска;
- грузовой автомобиль самосвал SHACMAN SX3316DT366 2013 года выпуска;
- каток дорожный вибрационный XCMG XS262 2013 года выпуска;
- каток дорожный вибрационный XCMG XS262J 2013 года выпуска.
В соответствии с пунктом 2.1 договора стоимость услуг исполнителя по договору составляет 120 000 руб.
Согласно пункту 2.2 договора оплата услуг по оценке производится заказчиком следующим образом: предоплата 50% в течение 3-х рабочих дней после подписания настоящего договора, оплата 50% в течение 30 дней после подписания акта сдачи-приемки услуг по оценке по договору сторонами.
04.08.2016 ИП Трушиной Л.И. была проведена оценка спецтехники, перечисленной в приложении N 1 к Договору.
05.08.2016 ИП Трушиной Л.И. был составлен отчет N 05/16 об оценке рыночной стоимости специальной техники 8 единиц.
Согласно отчету конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 22.12.2016, а также согласно отчету конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника от 22.12.2016, конкурсным управляющим Климашиным А.Н. были перечислены суммы по оплате услуг по договору от 30.06.2016 N 28/16 30 000 руб., 30 000 руб., 30 000 руб.
ФНС России, полагая, что расходы конкурсного управляющего Климашина А.Н. по привлечению ИП Трушиной Л.И. для проведения оценки имущества должника с размером вознаграждения 120 000 руб. являются необоснованными, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование уполномоченный орган сослался на то, что стоимость оказанных услуг по оценке спецтехники ООО "Сызраньстройресурс" в размере 120 000 руб. является чрезмерно завышенной и необоснованной.
В подтверждение своих доводов уполномоченный орган указал на ответы, полученные от оценочных организаций, согласно которым средняя стоимость услуг оценщика составила 23 666 руб., что значительно ниже цены указанной в договоре N 28/16 от 30.06.2016, заключенном с ИП Трушиной Л.И.
Отказывая в удовлетворении жалобы уполномоченного органа, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с положением части 1 статьи 223 АПК РФ и пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127 "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан принимать меры по защите имущества должника; действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества, а также разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, при этом полномочия, возложенные в соответствии с настоящим Федеральным законом на арбитражного управляющего в деле о банкротстве, не могут быть переданы иным лицам.
Согласно положениям пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве на конкурсного управляющего возложена обязанность принять меры по обеспечению сохранности имущества должника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами.
В соответствии со статьей 59 Закона о банкротстве, на имущество должника относятся расходы на оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения исполнения своей деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Обязанность доказывать неразумность и необоснованность осуществления таких расходов возлагается на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с постановлением постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" (далее - постановление Пленума N 91) в силу пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при привлечении лиц арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества, в том числе привлекать их лишь тогда, когда это является обоснованным, и предусматривать оплату их услуг по обоснованной цене.
Судами установлено, что стоимость услуг оценщика определялась тем, что спецтехника находилась на строительных объектах третьих лиц, причем эти строительные объекты находятся в разных субъектах Российской Федерации (Пензенская область, Ульяновская область, Саратовская область, Самарская область), соответственно существовала необходимость проведения 7 осмотров в 7 разных местах с 7 разными режимами охраны.
Между тем в запросах направленных ФНС России от 01.11.2016 N 19-22/30447 о стоимости услуг по оценке имущества в оценочные организации информация о том, что спецтехника находится в разных субъектах, не отражена.
Кроме того, как указал конкурсный управляющий АО "Приоритет", ООО "ПроБизнесОценка", Бюро независимой экспертизы, в отличие от ИП Трушиной Л.И., не относятся к числу организаций аккредитованных саморегулиромой организацией арбитражных управляющих, членом которой является конкурсный управляющий должником. То есть заключение договора на проведение работ по оценке с указанными ФНС России организациями может привести к нарушениям пункта 2 статьи 20.3 Закона о банкротстве.
Исследовав и оценив по правилам статей 64, 65, 67, 68 и 71 АПК РФ представленные в деле доказательства, доводы и возражения сторон, исходя из предмета и оснований заявленных требований, характера порученной и выполненной привлеченным специалистом работы, ее объема, арбитражные суды пришли к выводу о том, что привлечение конкурсным управляющим должником ИП Трушиной Л.И. с размером вознаграждения 120 000 руб. является обоснованным. В этой связи, признавая привлечение указанного лица обоснованным, учитывая непредставление заявителем жалобы доказательств превышения арбитражным управляющим Климашиным А.Н. лимита расходов на оплату привлеченного лица, арбитражные суды, руководствуясь положениями статьями 20.3 и 129 Закона о банкротстве, пришли к выводу об отсутствии нарушений требований законодательства о банкротстве в действиях конкурсного управляющего Климашина А.Н. по оплате стоимости услуг привлеченных специалистов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Суды действовали в рамках предоставленных полномочий и оценили обстоятельства и доказательства по своему внутреннему убеждению, что соответствует положениям статьи 71 АПК РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, правовых оснований для их отмены у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Самарской области от 02.06.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2017 по делу N А55-18038/2015 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Р. Кашапов |
Судьи |
Е.П. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что стоимость услуг оценщика определялась тем, что спецтехника находилась на строительных объектах третьих лиц, причем эти строительные объекты находятся в разных субъектах Российской Федерации (Пензенская область, Ульяновская область, Саратовская область, Самарская область), соответственно существовала необходимость проведения 7 осмотров в 7 разных местах с 7 разными режимами охраны.
Между тем в запросах направленных ФНС России от 01.11.2016 N 19-22/30447 о стоимости услуг по оценке имущества в оценочные организации информация о том, что спецтехника находится в разных субъектах, не отражена.
Кроме того, как указал конкурсный управляющий АО "Приоритет", ООО "ПроБизнесОценка", Бюро независимой экспертизы, в отличие от ИП Трушиной Л.И., не относятся к числу организаций аккредитованных саморегулиромой организацией арбитражных управляющих, членом которой является конкурсный управляющий должником. То есть заключение договора на проведение работ по оценке с указанными ФНС России организациями может привести к нарушениям пункта 2 статьи 20.3 Закона о банкротстве.
Исследовав и оценив по правилам статей 64, 65, 67, 68 и 71 АПК РФ представленные в деле доказательства, доводы и возражения сторон, исходя из предмета и оснований заявленных требований, характера порученной и выполненной привлеченным специалистом работы, ее объема, арбитражные суды пришли к выводу о том, что привлечение конкурсным управляющим должником ИП Трушиной Л.И. с размером вознаграждения 120 000 руб. является обоснованным. В этой связи, признавая привлечение указанного лица обоснованным, учитывая непредставление заявителем жалобы доказательств превышения арбитражным управляющим Климашиным А.Н. лимита расходов на оплату привлеченного лица, арбитражные суды, руководствуясь положениями статьями 20.3 и 129 Закона о банкротстве, пришли к выводу об отсутствии нарушений требований законодательства о банкротстве в действиях конкурсного управляющего Климашина А.Н. по оплате стоимости услуг привлеченных специалистов."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 5 октября 2017 г. N Ф06-25183/17 по делу N А55-18038/2015
Хронология рассмотрения дела:
08.02.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-14159/2021
16.11.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13744/2021
14.11.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-18038/15
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-18038/15
19.12.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18646/18
07.06.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-32422/18
17.05.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-32232/18
27.02.2018 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-18038/15
19.02.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-19776/17
13.02.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16437/17
29.12.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17136/17
05.10.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-25183/17
21.09.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13305/17
01.08.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9102/17
24.01.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18589/16
18.05.2016 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-18038/15
18.11.2015 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-18038/15