г. Казань |
|
17 октября 2017 г. |
Дело N А55-28310/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Галиуллина Э.Р.,
судей Королева Н.Н., Смоленского И.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РТ-Запчасть"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.03.2017 (судья Дегтярев Д.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2017 (председательствующий судья Морозов В.А., судьи Балашева В.Т., Демина Е.Г.)
по делу N А55-28310/2016
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "РТ-Запчасть" к Администрации городского округа Тольятти, при участии третьих лиц: Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, об обязании исключить из договора отдельный пункт
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РТ-Запчасть" (далее - ООО "РТ-Запчасть", истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Администрации городского округа Тольятти (далее - Администрация, ответчик) об обязании исключить из договора N 1085-дг/4.2 об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам в г.о. Тольятти, заключенного 25.12.2014, пункта 2.4.11.: "Осуществлять перевозки пассажиров всех категорий граждан, в том числе отдельных категорий граждан, указанных в постановлении Правительства Самарской области от 02.02.2005 г. N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок Самарской области для отдельных категорий граждан", в постановлении Тольяттинской городской Думы от 15.01.2003 г. N 644 "О предоставлении права на льготный проезд пассажиров в городском пассажирском автомобильном и электротранспорте г. Тольятти".
Возмещение расходов на осуществление перевозок отдельных категорий граждан по социальным картам жителя Самарской области недополученных доходов от перевозки льготных категорий граждан по внутримуниципальным маршрутам по транспортной карте жителя городского округа Тольятти осуществляется в соответствии с действующим законодательством".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.03.2017, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2017, в удовлетворении исковых требований отказано.
Обжалуя принятые судебные акты в кассационном порядке, истец просит их отменить, исковые требования удовлетворить, мотивируя кассационную жалобу нарушением судебными инстанциями норм процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, между Мэрией городского округа Тольятти (в настоящее время Администрация) (заказчик) и ООО "РТ-Запчасть" (перевозчик) по результатам открытого конкурса, состоявшегося 19.12.2014, был заключен договор об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам в городском округе Тольятти N 1085-дг/4.2 от 25.12.2014 (далее - договор).
Мэрией городского округа Тольятти в вышеуказанный договор были внесены следующие условия: пункт 2.3.5.: "Изменение стоимости проезда пассажиров и провоза багажа в сторону увеличения, но не ранее, чем через 1 (один) год после заключения настоящего договора. При этом изменения стоимости допускается не чаще одного раза в год и не выше величины прогнозного индекса роста потребительских цен на товары и услуги утвержденного в Самарской области на очередной финансовый год"; пункт 2.4.10.: "Перевозчик обязан осуществлять перевозки пассажиров по тарифам, утвержденным в соответствии с действующим законодательством (при наличии утвержденного тарифа). Стоимость проезда пассажиров и провоза багажа для всех маршрутов и на всем протяжении маршрута"; - пункт 2.4.11.: "Перевозчик обязан осуществлять перевозки всех категорий граждан, в том числе отдельных категорий граждан, указанных в постановлении Правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан" в Постановлении Тольяттинской городской Думы от 15.01.2003 г. N 644 "О предоставлении права на льготный проезд пассажиров в городском пассажирском автомобильном и электротранспорте г. Тольятти". Возмещение расходов на осуществление перевозок отдельных категорий граждан по социальным картам жителя Самарской области, недополученных доходов от перевозки льготных категорий граждан по внутримуниципальным маршрутам по транспортной карте жителя городского округа Тольятти осуществляется в соответствии с действующим законодательством".
Решением Комиссии Самарского УФАС России от 21.05.2015 N 4635/6 по делу N4-1638-15/6 в действиях Мэрии городского округа Тольятти признано нарушение пунктов 2, 8 части 1 статьи 15, пункта 2 части 1 и части 2 статьи 17 Федерального закона 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.12.2015 по делу N А55-15487/2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2016 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 28.04.2016, по заявлению о признании Решения Комиссии Самарского УФАС России от 21.05.2015 N 4635/6 по делу N4-1638-15/6 недействительным, Мэрии городского округа Тольятти отказано.
Ссылаясь на то, что решением Арбитражного суда Самарской области от 07.12.2015 по делу N А55-15487/2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2016 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 28.04.2016, выводы антимонопольного органа о допущенных Мэрией городского округа Тольятти нарушениях при включении в договор условия о перевозке льготной категории пассажиров (пункт 2.4.11. договора) признаны обоснованными, истец направил в адрес ответчика претензию N 87 от 05.10.2016 с требованием в срок до 15.10.2016 исключить из договора пункт 2.4.11.
Поскольку данная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, истец обратился с иском в суд.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Частью 2 статьи 14 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт (далее - подрядчик), работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком (часть 3 статьи 14 Закона N 220-ФЗ).
Порядок заключения государственного (муниципального) контракта на закупку услуг для государственных (муниципальных) нужд регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
В силу части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, перечисленных в указанной части.
Таким образом, указанными нормами закона установлен запрет на изменение в одностороннем порядке и по соглашению сторон при заключении и исполнении государственного (муниципального) контракта его существенных условий, перечисленных законодателем, в том числе, если это касается изменения условий, указанных в извещении о проведении аукциона и документах об аукционе.
Следовательно, условия заключенного сторонами договора могут быть изменены только в случаях, установленных статьей 34, частью 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, при этом обстоятельства, указанные истцом в обоснование исковых требований, не соответствуют какому-либо из оснований, указанных в статьей 34, части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, допускающих изменение существенных условий государственного (муниципального контракта).
Пунктом 5.1. договора предусмотрено, что его условия могут быть изменены и (или) дополнены путем дополнительного соглашения. Все изменения и дополнения имеют силу и являются неотъемлемой частью договора, если они выполнены в письменной форме, подписаны уполномоченными представителями сторон и скреплены печатью.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
С учетом названных правовых норм истец, утверждающий, что ответчик допустил существенное нарушение договора и что имеются основания для его изменения, должен доказать не только сам факт нарушения, но и его существенный характер, что продолжение действия договора в существующей редакции влечет для него негативные последствия и он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В силу пункта 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой и апелляционной инстанции с учетом обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 07.12.2015 по делу N А55-15487/2015, пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истцом в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств существенных нарушений ответчиком принятых на себя обязательств, а также доказательств существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, являющихся основаниями для изменения договора в соответствии со статьями 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что условия пункта 2.4.11. договора не возлагают на истца обязанность оснастить свои транспортные средства терминалами для приема электронных карт и не может возлагать такую обязанность, поскольку способ предоставления льгот (с использованием социальной карты или путем предъявления документа, удостоверяющего наличие льготы, или иным способом) не является предметом конкурсной документации, а определяется иными правовыми актами. Вывод антимонопольного органа о допущенных Мэрией городского округа Тольятти нарушениях при включении в договор условия о перевозке льготной категории пассажиров является ошибочным и основан на расширительном толковании положений конкурсной документации и условий договора.
Пунктом 2.4.11. договора предусмотрено, что возмещение расходов на осуществление перевозок отдельных категорий граждан по социальным картам жителя Самарской области, недополученных доходов от перевозки льготных категорий граждан по внутримуниципальным маршрутам по транспортной карте жителя городского округа Тольятти осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Согласно статье 790 Гражданского кодекса Российской Федерации расходы транспортной организации, возникшие в связи с перевозкой льготных категорий граждан, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Таким образом, расходы по перевозке льготных категорий граждан, перечисленных в постановлении Правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 "Об организации перевозок по муниципальным маршрутам в Самарской области для отдельных категорий граждан", возмещаются за счет средств областного бюджета.
Расходы по перевозке льготных категорий граждан, перечисленных в постановлении Тольяттинской городской Думы от 15.01.2003 N 644 "О предоставлении права на льготный проезд пассажиров в городском пассажирском автомобильном и электрическом транспорте г. Тольятти", возмещаются за счет средств местного бюджета.
Мэрией городского округа Тольятти постановлением от 29.01.2008 N 284-1/п утвержден Порядок предоставления субсидий за счет средств бюджета городского округа Тольятти юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и провозу багажа по муниципальным маршрутам в городском округе Тольятти и (или) регулярных перевозок пассажиров и провозу багажа по межмуниципальным маршрутам на садово-дачные массивы".
Вместе с тем, истец с заявлением о заключении договора субсидии в Мэрию городского округа Тольятти не обращался.
Учитывая изложенное, суд первой и апелляционной инстанции правомерно пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах, где им была дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки приведённых доводов у суда кассационной инстанции нет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 28.03.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2017 по делу N А55-28310/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Р. Галиуллин |
Судьи |
Н.Н. Королева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой и апелляционной инстанции с учетом обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 07.12.2015 по делу N А55-15487/2015, пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истцом в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств существенных нарушений ответчиком принятых на себя обязательств, а также доказательств существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, являющихся основаниями для изменения договора в соответствии со статьями 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
...
Согласно статье 790 Гражданского кодекса Российской Федерации расходы транспортной организации, возникшие в связи с перевозкой льготных категорий граждан, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 октября 2017 г. N Ф06-25272/17 по делу N А55-28310/2016