г. Казань |
|
24 октября 2017 г. |
Дело N А65-765/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Стан" - Мубаракшиной О.Е., доверенность от 17.10.2017,
Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - Ахмадеевой Н.Н., доверенность от 11.09.2017 N 11473/кзио-исх,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.05.2017 (судья Ситдиков Б.Ш.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2017 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Попова Е.Г., Драгоценнова И.С.)
по делу N А65-765/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стан" (ОГРН 1021603139865, ИНН 1657014347), г. Казань, Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (ОГРН 1061655000582, ИНН 1655065674), г. Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ОГРН 1021602866405, ИНН 1653003714), г.Казань, с участием третьего лица - Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (ОГРН 1091690058107, ИНН 1659097613), о признании незаконным решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Стан" (далее - ООО "Стан", общество), Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г. Казани") обратились в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС России по РТ, антимонопольный орган) от 23.12.2015 по делу N 06-188/2015 и предписания от 14.12.2015 N 06-188/2015.
К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечено Управление Росреестра по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.07.2016 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконными решение антимонопольного органа по делу от 23.12.2015 N 06-188/2015 и предписание по делу от 14.12.2015 N 06-88/2015.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2016 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.07.2016 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20.01.2017, решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.07.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2016 в части признания недействительным пункта 1 решения антимонопольного органа от 23.12.2015 N 06-188/2015 отменено, дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По результатам нового рассмотрения настоящего дела решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.05.2017 заявленные требования удовлетворены, признан недействительным пункт 1 решения антимонопольного органа от 23.12.2015 по делу N 06-188/2015.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2017 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.05.2017 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе УФАС России по РТ просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Представители ответчика, третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, приказом УФАС России по РТ от 11.06.2015 N 02/373-к было возбуждено дело N 06-1:8/2015 в отношении МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г. Казани" по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Антимонопольным органом установлено, что путем ограждения забором ООО "Стан" самовольно использует дополнительный земельный участок площадью 30217 кв.м из муниципальных земель города Казани, частично расположенный на участках с кадастровыми номерами 16:50:110908:4, 16:50:000000:18164, 16:50:110908:6, 16:50:110908:8, въезд органичен шлагбаумами с будками охраны и контролируется охраной рынка, собирающей плату в размере 300 руб. за заезд на территорию рынка.
Управлением Росреестра по Республике Татарстан вынесено постановление о назначении ООО "Стан" административного наказания от 26.05.2015 N 50-2015-0478 и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 26.05.2015 N 50-2015-0478.
По результатам рассмотрения дела N 06-188/2015, антимонопольным органом 23.12.2015 принято решение о признании МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г. Казани" нарушившим пункты 7 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части продления договоров аренды земельных участков ООО "Стан" без заключения дополнительных соглашений, а также неосуществления муниципального земельного контроля за использованием ООО "Стан" муниципальных земельных участков, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Несогласие с вышеназванным решением антимонопольного органа послужило основанием для обращения ООО "Стан", МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г. Казани" в арбитражный суд с настоящими заявлениями.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В частности, запрещается предоставление муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона (пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции) и создание дискриминационных условий (пункт 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с положением части 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции преференциями являются действия органов власти по представлению отдельным хозяйствующим субъектам преимущества.
Порядок предоставления муниципальных преференций предусмотрен в статьях 19, 20 Закона о защите конкуренции.
Дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (пункт 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Для соответствующей квалификации действий (бездействия) как нарушения антимонопольного законодательства (часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции) обязательно установление обстоятельств, подтверждающих реальные либо возможные последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и такими последствиями.
Оспариваемым решением от 23.12.2015 по делу N 06-188/2015 МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г. Казани" вменяется продление договоров аренды земельных участков ООО "Стан" без заключения дополнительных соглашений, а также неосуществление муниципального земельного контроля за использованием ООО "Стан" муниципальных земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:110908:4, 16:50:000000:18164, 16:50:110908:6, 16:50:110908:8.
Как установлено судами, МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" осуществляло муниципальный земельный контроль, по результатам которого составлен акт обследования земельного участка от 21.04.2015 N 192.
При обследовании было установлено, что путем ограждения забором ООО "Стан" самовольно использует дополнительный земельный участок площадью 30217 кв.м из муниципальных земель г. Казани, прилегающий к земельным участкам с кадастровыми номерами 16:50:000000:18164, 16:50:110908:6, 16:50:110908:8.
Материалы проверки были направлены в Управление Росреестра по Республике Татарстан для принятия в отношении ООО "Стан" мер административного воздействия.
В этой связи 26.05.2015 Управлением Росреестра по Республике Татарстан вынесено постановление N 50-2015-0478 о назначении административного наказания, в соответствии с которым директор ООО "Стан" Янаков В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в самовольном занятии земельного участка из состава земель муниципального образования г. Казани. Также Управлением Росреестра по Республике Татарстан вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В качестве доказательств фактического исполнения представления N 50-2015-0478, в материалы дела представлено письмо от 10.06.2015 за N 51а.
Доводы антимонопольного органа о том, что ООО "Стан" по прежнему самовольно использует дополнительный земельный участок площадью 30217 кв.м., не нашли документального подтверждения, в связи с чем отклонены судами.
Установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суды правомерно удовлетворили заявленные требования, поскольку оспариваемый пункт 1 решения по делу от 23.12.2015 N 06-188/2015 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани".
Доводы антимонопольного органа, приведенные в кассационной жалобе, коллегия судей отклоняет, поскольку они не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права применительно к обстоятельствам спора.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для изменения или отмены судебных актов кассационной инстанцией не выявлено.
Учитывая изложенное, и, исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ, оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.05.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2017 по делу N А65-765/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с положением части 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции преференциями являются действия органов власти по представлению отдельным хозяйствующим субъектам преимущества.
Порядок предоставления муниципальных преференций предусмотрен в статьях 19, 20 Закона о защите конкуренции.
Дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (пункт 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Для соответствующей квалификации действий (бездействия) как нарушения антимонопольного законодательства (часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции) обязательно установление обстоятельств, подтверждающих реальные либо возможные последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и такими последствиями."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 октября 2017 г. N Ф06-25233/17 по делу N А65-765/2016
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-25233/17
26.07.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8567/17
02.05.2017 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-765/16
20.01.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-16262/16
12.10.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12741/16
19.07.2016 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-765/16
20.02.2016 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-1127/16