г. Казань |
|
07 ноября 2017 г. |
Дело N А55-32640/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Савкиной М.А., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
общество с ограниченной ответственностью "Самарский Деловой Центр" - Крылова П.С. доверенность от 06.07.2017,
министерства имущественных отношений Самарской области - Бобылевой Е.А. доверенность от 13.12.2016,
в отсутствие:
инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Самары - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Самарский Деловой Центр"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2017 (председательствующий Драгоценнова И.С., судьи Попова Е.Г., Семушкин В.С.)
по делу N А55-32640/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самарский Деловой Центр" к министерству имущественных отношений Самарской области, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Самары о признании незаконным бездействия и обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Самарский Деловой Центр" (далее - заявитель, общество, ООО "Самарский Деловой Центр") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик, министерство) о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области, выраженное в не включении зданий с кадастровыми номерами 63:01:0602001:241, 63:01:0602001:243, 63:01:0602001:244, 63:01:0204001:680 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (определен Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015, в редакции Приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 25.12.2015 N 3265), незаконным с 30.11.2015; обязании Министерство имущественных отношений Самарской области включить здания с кадастровыми номерами 63:01:0602001:241, 63:01:0602001:243, 63:01:0602001:244, 63:01:0204001:680 в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (определен Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015, в редакции Приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 25.12.2015 N 3265), направить изменения в перечень в электронной форме в налоговый орган по месту нахождения зданий и разместить его на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области и в сети Интернет.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.03.2017 заявленные требования удовлетворены.
Признано незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выраженное в невключении зданий с кадастровыми номерами 63:01:0602001:241, 63:01:0602001:243, 63:01:0602001:244, 63:01:0204001:680 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (определен приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 N 3033) с 30.11.2015.
Министерству имущественных отношений Самарской области вменена обязанность включить здания с кадастровыми номерами 63:01:0602001:241, 63:01:0602001:243, 63:01:0602001:244, 63:01:0204001:680 в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (определен приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 N 3033), направить изменении перечень в электронной форме в налоговый орган по месту нахождения зданий и разместить его на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области и в сети Интернет.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2017 решение Арбитражного суда Самарской области от 09.03.2017 отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ООО "Самарский Деловой Центр", не согласившись с принятым по делу постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2017, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить как несоответствующее нормам материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела, и оставить в силе решение Арбитражного суда Самарской области от 09.03.2017.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела и судами установлено, ООО "Самарский Деловой Центр" является собственником нежилых зданий, расположенных по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Лесная, д.23 а именно:
- нежилое здание Литера У, общей площадью 10330,10 кв.м., кадастровый номер 63:01:0602001:241, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 63-АД 036324 от 24.06.2009;
- нежилое здание корпус 100, общей площадью 11945,10 кв.м., кадастровый номер 63:01:0602001:243, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 63-АД 036323 от 24.06.2009;
- нежилое здание корпус 3, общей площадью 1993,80 кв.м., кадастровый номер 63:01:0602001:244, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 63-АД 036632 от 29.06.2009;
- нежилое здание (культурно-досуговый центр), площадью 5 054,3 кв.м., кадастровый номер 63:01:0204001:680, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 63-63-01/349/2009-016 от 25.06.2015.
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 N 3033 определен Перечень на 2016 год, при этом сведения об объектах ООО "Самарский Деловой Центр" в данный перечень включены не были.
ООО "Самарский Деловой Центр" обратилось в Министерство с письмами от 20.06.2016 N 12082, от 15.11.2016 N 20701 за внесением объектов в Перечень на 2016 год, облагаемых налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости, расположенных на территории Самарской области, на которые последовали отказы со ссылкой, что вопрос о включении объектов заявителя будет рассмотрен при определении Перечня на 2017 год.
При этом госорган сослался на часть 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в пункте 1 и 2 пункт 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
ООО "Самарский Деловой Центр" полагая, что бездействие Министерства в виде невнесения объектов в перечень на 2016 год является незаконным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в виде возложения дополнительного налогового бремени, обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что часть 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации неприменима к рассматриваемым правоотношениям, поскольку объекты заявителя не являются вновь выявленными в течение налогового периода (2016 год), право собственности заявителя на объекты зарегистрировано в 2009 году, объекты стоят на кадастровом учете с 2009 года.
Суд апелляционной инстанции правомерно признал данные выводы суда первой инстанции ошибочными в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
В соответствии со статьей 14 и пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса (пункт 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации).
Закон Самарской области от 25.11.2003 "О налоге на имущество на территории Самарской области" устанавливает и вводит на территории Самарской области налог на имущество, определяет ставку, порядок и сроки его уплаты, льготы поданному налогу, а также устанавливает особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 N 79 "Об утверждении Положения о Министерстве имущественных отношений Самарской области" уполномоченным органом по составлению Перечня объектов, облагаемых налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости, расположенных на территории Самарской области, является Министерство имущественных отношений. При этом сроки, в течение которого подлежит выявлению такое имущество, ни Налоговым кодексом Российской Федерации, ни Законом Самарской области "О налоге на имущество на территории Самарской области" не предусмотрены.
Как следует из пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждается на очередной налоговый период по налогу на имущество организаций, которым, в силу пункта 1 статьи 379 Налогового кодекса Российской Федерации, является календарный год, включение объектов недвижимого имущества в Перечень осуществляется до 1-го числа очередного налогового периода.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено внесение изменений в течение налогового периода в перечень, определенный на соответствующий налоговый период в части возможности включения нового объекта налогообложения после 1-го числа очередного налогового периода.
Следовательно, в полном соответствии с вышеперечисленными нормативными актами, регулирующими спорные правоотношения, уполномоченный орган, формирующий Перечень объектов, облагаемых налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости в Самарской области, указал на включение объектов недвижимости со следующего после даты выявления в результате обращения обществом отчетного налогового периода.
Доказательств обращения общества в 2015 году в целях включения объектов в оспариваемый приказ от 30.11.2015 N 3033 в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно согласился с Министерством имущественных отношений Самарской области, что объекты являются вновь выявленными, поскольку, исходя из буквального толкования пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, независимо от причины не выявления объекта, подлежащего включению в перечень, он подлежит включению в перечень только на очередной налоговый период..
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, свидетельствуют о его несогласии с той оценкой, которую суд дал фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде апелляционной инстанции, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2017 соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2017 по делу N А55-32640/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
М.А. Савкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждается на очередной налоговый период по налогу на имущество организаций, которым, в силу пункта 1 статьи 379 Налогового кодекса Российской Федерации, является календарный год, включение объектов недвижимого имущества в Перечень осуществляется до 1-го числа очередного налогового периода.
...
Доказательств обращения общества в 2015 году в целях включения объектов в оспариваемый приказ от 30.11.2015 N 3033 в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно согласился с Министерством имущественных отношений Самарской области, что объекты являются вновь выявленными, поскольку, исходя из буквального толкования пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, независимо от причины не выявления объекта, подлежащего включению в перечень, он подлежит включению в перечень только на очередной налоговый период.."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 ноября 2017 г. N Ф06-25858/17 по делу N А55-32640/2016