г. Казань |
|
24 ноября 2017 г. |
Дело N А55-2894/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Филимонова С.А.,
судей Махмутовой Г.Н., Хайбулова А.А.,
при участии представителя:
истца - Ганжа Е.Е., доверенность от 04.09.2017 б/н (до перерыва),
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования городского округа Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.06.2017 (судья Богданова Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2017 (председательствующий судья Балашева В.Т., судьи Кузнецов С.А., Морозов В.А.)
по делу N А55-2894/2017
по иску общества с ограниченной ответственностью "Волгатеплоснаб", г. Самара (ОГРН 1126316007641, ИНН 6316178168) к муниципальному образованию городского округа Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара (ОГРН 1026300959871, ИНН 6315800001) о взыскании долга за поставленную тепловую энергию, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Самарская управляющая технико-эксплуатационная компания", г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Волгатеплоснаб" (далее - ООО "Волгатеплоснаб", истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному образованию городского округа Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент, ответчик) о взыскании 861 683 руб. 07 коп. задолженности за поставленную тепловую энергию, 148 836 руб. 30 коп. пеней.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Самарская управляющая технико-эксплуатационная компания" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.06.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2017, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в заседании суда 14.11.2017 объявлялся перерыв до 11 часов 30 минут 21.11.2017, по окончании которого судебное разбирательство было продолжено.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 30.09.2016 по делу N А55-12012/2016, общество является теплоснабжающей организацией, в обязанности которой входит обеспечение потребителей городского округа Самара коммунальными услугами в тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение.
В число объектов, в отношении которых истцом осуществляется поставка тепловой энергии на отопление, входят многоквартирные дома, расположенные по адресам: г. Самара, Красноглинский район, п. Винтай, ул. Гаражная, 45, строения 1 и 2.
В отношении указанных многоквартирных домов истец является единственным поставщиком тепловой энергии на отопление.
Вышеуказанные многоквартирные жилые дома до 10.11.2011 находились на балансе Федерального государственного учреждения "Самарская квартирно-эксплуатационная часть района" (далее -ФГУ "Самарская КЭЧ района").
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 31.05.2011 N 816 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования городского округа Самара Самарской области", акта приема-передачи имущества, передаваемого в муниципальную собственность в п. Винтай Красноглинского района г. Самара, утвержденного в Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации 10.11.2011, ФГУ "Самарская КЭЧ района" передало два вышеуказанных многоквартирных жилых дома в муниципальную собственность городского округа Самара.
Таким образом, с момента подписания вышеуказанного акта жилой фонд в п. Винтай Красноглинского района находится в муниципальной собственности городского округа Самара.
Ранее указанные многоквартирные дома находились в управлении АО "Славянка", однако с 01.11.2015 обслуживание домов указанной управляющей организацией прекращено.
Тариф на тепловую энергию для общества установлен Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 17.12.2015 N 638 "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения ООО "Волгатеплоснаб" и с 01.01.2016 составляет 1549,00 рублей (без учета НДС-18%) за 1 Гкал, с учетом НДС 18% - 1827,82 рублей, с 01.07.2016 составляет 1602,00 рублей (без учета НДС-18%) за 1 Гкал, с учетом НДС 18% - 1890, рублей.
Тариф на горячую воду установлен Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 17.12.2015 N 704.
Обратившись с настоящим иском в суд, истец указал, что ответчик как собственник помещений не оплачивает тепловую энергию.
За период с апреля 2016 года (перерасчет за октябрь 2015 года) по октябрь 2016 года ответчику было поставлено тепловой энергии в количестве 454,619 Гкал общей стоимостью 861 683, 07 рублей.
Расчет потребленной тепловой энергии произведен истцом от котельной, расположенной в п. Винтай, для многоквартирных домов Красноглинского района г.о. Самара по адресам: ул. Гаражная, д. 45, строение 1 и 2 на основании составленных актов на поставку тепловой энергии и выставленных счетов-фактур, однако ответчик данные акты не подписал и не возвратил истцу.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском в суд о взыскании задолженности в размере 861 683,07 рублей и 148 836,30 рублей пеней, предусмотренных частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Как установлено в статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Жилищное законодательство регулирует отношения по поводу пользования общим имуществом собственников помещений, в том числе и юридических лиц (статья 4 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, и плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Из статьи 153, пункта 2 части 1 и части 4 статьи 154, статьи 155 ЖК РФ следует, что с момента возникновения права собственности на жилое помещение его собственник обязан ежемесячно вносить плату за жилое помещение (включающую помимо прочего плату за содержание и ремонт жилого помещения) и коммунальные услуги.
Таким образом, в силу прямого указания закона, собственник обязан вносить плату за коммунальные услуги, в том числе, и услуги отопления.
Частью 14 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации (далее - Банк России), действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Банка России, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
В силу пункта 25 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 ответчик должен оплатить поставленную теплоэнергию до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем).
Суд первой инстанции, установив отсутствие в материалах дела доказательств оплаты тепловой энергии, а также руководствуясь названными нормами права, обоснованно удовлетворил исковые требования, взыскав с муниципального образования в лице уполномоченного органа спорную сумму, в том числе, и пени за счет средств казны муниципального образования, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Относительно довода ответчика о расчете размера задолженности без учета сведений о наличии нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах суд округа считает необходимым отметить, что расчет размера исковых требований произведен исключительно за пустые помещения, в отношении которых Департамент несет бремя содержания и оплаты коммунальных услуг. Доказательств заселения пустующих жилых помещений в материалы дела ответчиком не представлено. Следовательно, отнесение указанных расходов не на ответчика, а на иных лиц не представляется возможным ввиду непроживания в данных жилых помещениях каких-либо граждан и отсутствия регистрации последних в этих жилых помещениях (письмо Департамента управления имуществом городского округа Самара от 12.02.2016 N 15-07-25/6983).
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с изложенным кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки оспариваемых ответчиком выводов судов.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом всестороннего рассмотрения в двух судебных инстанциях, где получили надлежащую правовую оценку. В данном случае указанные доводы не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, а по своей сути направлены на иную оценку имеющихся доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 13.06.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2017 по делу N А55-2894/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального образования городского округа Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.А. Филимонов |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 14 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации (далее - Банк России), действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Банка России, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
В силу пункта 25 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 ответчик должен оплатить поставленную теплоэнергию до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 ноября 2017 г. N Ф06-26037/17 по делу N А55-2894/2017