г. Казань |
|
23 ноября 2017 г. |
Дело N А57-21447/2016 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Хайбулова А.А., Махмутовой Г.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 01.06.2017 (судья Игнатьев Ю.Д.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2017 (председательствующий судья Камерилова В.А., судьи Клочкова Н.А., Телегина Т.Н.)
по делу N А57-21447/2016
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "М.М. Расковой" (ОГРН 1166451057915, ИНН 6451009409; 410039, г. Саратов, пр-т Энтузиастов, д. 43, кв. 125) к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (410012, г. Саратов, ул. А.М. Горького, 48) об обязании совершить действия.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация муниципального образования "Город Саратов" (410031, г. Саратов, ул. Первомайская, 78), Комитет по управлению имуществом Саратовской области (410012, г. Саратов, ул. Театральная, 7), Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (410031, г. Саратов, ул. Первомайская, 78), публичное акционерное общество "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946; 143421, Московская область, Красногорский район, 26 км автодороги Балтия, территория Бизнес-Центр Рига-Ленд, стр. 3),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "М.М. РАСКОВОЙ" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - ответчик) об обязании муниципального образования "Город Саратов" в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09: - разработать и согласовать проектно-сметную документацию на восстановление и реконструкцию внутриквартальных тепловых сетей от ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Крымская, 16/24, ул. Крымская, 34, ул. Крымская, 21.
Обязать муниципальное образование "Город Саратов" восстановить внутриквартальные тепловые сети от ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Крымская, 16/24, ул. Крымская, 34, ул. Крымская, 21, к жилым домам, расположенным по адресам: г. Саратов, N N 1, 3, 5, 6, 7, 9, 10 по ул. М. Расковой; N N 16/24, 19, 21, 25, 32 а, 34, 34 а по ул. Крымской; N N 60, 62 по Новоастраханскому шоссе в соответствии с принятыми проектными решениями. Обязать муниципальное образование "Город Саратов" провести реконструкцию ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Крымская, 16/24, ул. Крымская, 34, ул. Крымская, 21 в соответствии с принятыми проектными решениями.
В ходе рассмотрения дела судом, по ходатайству истца, привлечена к участию в деле в качестве соответчика администрация муниципального образования "Город Саратов".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 01.06.2017 обязал муниципальное образование "Город Саратов" в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет казны муниципального образования "Город Саратов" в течение шести месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09: - разработать и согласовать проектно-сметную документацию на восстановление внутриквартальных тепловых сетей от ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Крымская, 16/24, ул. Крымская, 34, ул. Крымская, 21 к многоквартирным жилым домам, расположенных по адресам: г. Саратов, N N 1, 3, 5, 6, 7, 9, 10 по ул. М. Расковой; N N 16/24, 19, 21, 25, 32 а, 34, 34 а по ул. Крымской; N N 60, 62 по Новоастраханскому шоссе; - разработать и согласовать проектно-сметную документацию на реконструкцию ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Крымская, 16/24, ул. Крымская, 34, ул. Крымская, 21.
Обязал муниципальное образование "Город Саратов" в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет казны муниципального образования "Город Саратов" восстановить внутриквартальные тепловые сети от ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, N N 1, 3, 5, 6, 7, 9, 10 по ул. М. Расковой; N N 16/24, 19, 21, 25, 32 а, 34, 34 а по ул. Крымской; N N 60, 62 по Ново-астраханскому шоссе в соответствии с принятыми проектными решениями.
Обязал муниципальное образование "Город Саратов" в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет казны муниципального образования "Город Саратов" провести реконструкцию ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Крымская, 16/24, ул. Крымская, 34, ул. Крымская, 21 в соответствии с принятыми проектными решениями.
С муниципального образования "Город Саратов", в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу общества с ограниченной ответственностью "М. М. РАСКОВОЙ" взысканы судебные расходы, понесенные за проведение судебной экспертизы в размере 45 000 руб., расходы по оплаченной государственной пошлине в размере 6 000 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2017 решение Арбитражного суда Саратовской области от 01.06.2017 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Саратовской области от 01.06.2017 и постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2017, ответчик обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права, а также не соответствуют выводы судов фактическим обстоятельствам дела.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность решения Арбитражного суда Саратовской области от 01.06.2017 и постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2017, на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество с ограниченной ответственностью "М.М. РАСКОВОЙ" является управляющей организацией и исполнителем коммунальных услуг, в частности горячего водоснабжения для многоквартирных домов N N 1, 3, 5, 6, 7, 9, 10 по ул М. Расковой; N N 16/24, 19, 21, 25, 32а, 34, 34а по ул. Крымской; N N 60, 62 по Новоастраханскому шоссе в городе Саратове на основании протоколов общих собраний собственников от 10.06.2016, договоров управления.
В соответствии с пунктом 3.4.8 договоров управления, собственники поручили управляющей организации от имени собственников помещений многоквартирных домов представлять интересы собственников в суда, государственных и иных органах и организациях по вопросам, связанным с исполнением условий договоров управления.
Полагая, что обязанность по обеспечению помещений многоквартирных жилых домов бесперебойным горячим водоснабжением лежит на ответчике, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
"Исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно- правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов; "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемые для предоставления коммунальных услуг.
Право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию. Их соблюдение является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно пункту 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.
Исполнитель обязан обеспечивать соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора.
Все спорные многоквартирные дома снабжаются горячим водоснабжением от ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Крымская, 16/24, ул. Крымская, 34, ул. Крымская, 21 с которой они соединены внутриквартальными сетями, что подтверждается материалами дела.
При этом, по мнению истца, подача горячего водоснабжения в спорные жилые дома производится по тупиковой схеме (без циркуляции), в отсутствии циркуляционных внутриквартальных трубопроводов горячего водоснабжения, в связи с чем, необходимо провести работы по восстановлению линий циркуляции горячего водоснабжения.
Отсутствие указанных трубопроводов делает невозможным обеспечить круглосуточную (без какого-либо слива) подачу жителям указанных домов услуги по "горячему водоснабжению" соответствующей температуры (в точке водоразбора),
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются распечатками общедомовых приборов учета вышеуказанных многоквартирных жилых домов.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
Судами установлено, что согласно проведенной судебной экспертизе, схема теплоснабжения жилых домов: по ул. М. Расковой. д. N N 1, 3, 5, 6, 7, 9, 10; по ул. Крымская, д. 16/24, 32а, 34, 34а; по Новоастраханскому шоссе, д. N N 60, 62 в городе Саратове не соответствует требованиям строительных норм и правил (СНиП), обеспечивающая круглосуточную (без какого либо слива) подачу жителям указанных домов услуги "горячее водоснабжение" соответствующие температуры.
Параметры качества горячего водоснабжения, поставляемого в помещениях многоквартирных жилых домов: по ул. М. Расковой. д. N N 1, 3, 5, 6, 7, 9, 10; по ул. Крымская, д. 16/24, 32а, 34, 34а; по Новоастраханскому шоссе, д. N N 60, 62 в городе Саратове не соответствуют требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Существующая внутридомовая система спорных жилых домов не может обеспечивать подачу горячего водоснабжения надлежащего качества, так как отсутствует внутридомовая циркуляция системы ГВС.
Реконструкцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения, а также ЦТП (при необходимости) следует производить в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании, нормативными документами и разработанной и согласованной проектной документацией.
Точные объемы и стоимость материалов, а также работ по реконструкции внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от ЦТП до многоквартирных жилых домов может быть определена только после выполнения проектно-сметной документации. Сроки выполнения строительно-монтажных работ зависят от решений, принятых в проекте.
Таким образом, суды пришли к верному выводу, что представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключение судебной экспертизы, проведенной в рамках рассматриваемого дела, с участием представителей сторон, подтверждают, что причиной предоставления населению услуг горячего водоснабжения ненадлежащего качества является отсутствие внутридомовой циркуляции, отсутствие внутриквартальных циркуляционных трубопроводов, надлежащего оборудования и циркуляционного трубопровода в центральном тепловом пункте (ЦТП) по адресному ориентиру Крымская, 34; (ЦТП) по адресному ориентиру Крымская, 21; (ЦТП) по адресному ориентиру Крымская, 16/24.
При отсутствии циркуляции происходит остывание горячей воды в сетях, в связи с чем, жители спорных многоквартирных домов получают горячее водоснабжение ненадлежащего качества. Наличие циркуляции в сетях, даже в тех домах, стояки горячего водоснабжения в которых являются "тупиковыми" позволят жителям быстрее получать услугу "горячее водоснабжение" надлежащего качества и производить меньший слив воды из системы горячего водоснабжения до нормативных температур.
В свою очередь, оборудование ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Крымская, 16/24, ул. Крымская, 34, ул. Крымская, 21 и внутриквартальные сети от неё находятся в собственности муниципального образования "Город Саратов", что не оспаривается ответчиками и подтверждается комитетом по управлению имуществом администрации "Город Саратов" письмом N 02-61/939 от 31.05.2016 г и свидетельствами о праве собственности на вышеуказанные объекты.
Суды первой и апелляционной инстанций посчитали правомерным и обоснованным, что передача спорного имущества в безвозмездное пользование публичному акционерному обществу "Т плюс" по договору N 154 от 01.01.2006 не свидетельствует о возникновении у пользователя спорного имущества обязанностей по модернизации, реконструкции и техническом перевооружение указанного имущества.
Для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Саратов, N N 1, 3, 5, 6, 7, 9, 10 по ул. М. Расковой; N N 16/24, 19, 21, 25, 32а, 34, 34а по ул. Крымской; N N 60, 62 по Новоастраханскому шоссе бесперебойным горячим водоснабжением, с параметрами качества, соответствующими требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 обязано провести следующие работы:
- разработать и согласовать проектно-сметную документацию на восстановление внутриквартальных тепловых сетей от ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Крымская, 16/24, ул. Крымская, 34, ул. Крымская, 21 о многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Саратов, N N 1, 3, 5, 6, 7, 9, 10 по ул. М. Расковой; N N 16/24, 19, 21, 25, 32а, 34, 34а по ул. Крымской; N N 60, 62 по Новоастраханскому шоссе; - разработать и согласовать проектно-сметную документацию на реконструкцию ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Крымская, 16/24, ул. Крымская, 34, ул. Крымская, 21;
- восстановить внутриквартальные тепловые сети от ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Крымская, 16/24, ул. Крымская, 34, ул. Крымская, 21, к жилым домам, расположенным по адресам: г. Саратов, N N 1, 3, 5, 6, 7, 9, 10 по ул. М. Расковой; N N 16/24, 19, 21, 25, 32а, 34, 34а по ул. Крымской; N N 60, 62 по Новоастраханскому шоссе в соответствии с принятыми проектными решениями.
- провести реконструкцию ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Крымская, 16/24, ул. Крымская, 34, ул. Крымская, 21 в соответствии с принятыми проектными решениями.
Надлежащим ответчиком по делу признано муниципальное образование "Город Саратов" в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов".
Разработка проектно-сметной документации, проведение реконструкции и восстановление проектной схемы подачи горячего водоснабжения осуществляется за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов".
При указанных обстоятельствах и руководствуясь статьями 215, 210, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 158, 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 08.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", суды первой и апелляционной инстанций приняли законное и обоснованное решение.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает решение Арбитражного суда Саратовской области от 01.06.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2017 законными и не подлежащими отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 01.06.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2017 по делу N А57-21447/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
А.А. Хайбулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Разработка проектно-сметной документации, проведение реконструкции и восстановление проектной схемы подачи горячего водоснабжения осуществляется за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов".
При указанных обстоятельствах и руководствуясь статьями 215, 210, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 158, 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 08.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", суды первой и апелляционной инстанций приняли законное и обоснованное решение.
...
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает решение Арбитражного суда Саратовской области от 01.06.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2017 законными и не подлежащими отмене."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 ноября 2017 г. N Ф06-26799/17 по делу N А57-21447/2016