г. Казань |
|
01 декабря 2017 г. |
Дело N А55-9022/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сабирова М.М.,
судей Гильмановой Э.Г., Топорова А.В.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, г. Самара, и Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.07.2017 (судья Коршикова Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2017 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Пышкина Н.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-9022/2017
по исковому заявлению муниципального района Похвистневский Самарской области в лице администрации муниципального района Похвистневский Самарской области, Самарская область, г. Похвистнево, к Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области о взыскании убытков, с участием в деле в качестве третьего лица Министерства управления финансами Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
муниципальный район Похвистневский Самарской области в лице администрации муниципального района Похвистневский Самарской области (далее - Администрация) обратился в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - Министерство) о взыскании за счёт средств казны 1 400 000 руб. убытков.
Исковое заявление мотивировано наличием у субъекта федерации обязанности по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, обязанность по предоставлению жилого помещения Администрацией установлена решением суда общей юрисдикции.
Определением от 20.04.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено Министерство управления финансами Самарской области (далее - Минфин).
Министерство в отзыве на исковое заявление просило отказать в удовлетворении требований, поскольку обеспечение жилым помещением является обязанностью органов местного самоуправления, муниципальному образованию предоставлялись трансферты на реализацию задач местного значения, у субъекта федерации отсутствуют расходные обязательства по предоставлению помещений, не доказан размер убытков, Министерство является ненадлежащим ответчиком.
Минфин в отзыве на исковое заявление так же просил отказать в иске, поскольку отсутствуют правовые основания для возмещения убытков за счёт субъекта федерации, жилое помещение получено как малоимущими гражданами, обеспечение малоимущих жилым помещением относится к обязанности муниципального образования, у субъекта федерации отсутствуют расходные обязательства, в действиях субъекта федерации отсутствует противоправность, муниципальному образованию субъектом федерации предоставлялись дотации, надлежащим ответчиком является Министерство.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.07.2017 исковые требования удовлетворены.
Решение суда первой инстанции мотивировано следующими обстоятельствами: решением суда общей юрисдикции на Администрацию возложена обязанность по предоставлению жилых помещений, осуществление полномочий муниципальным образованием предусмотрено при предоставлении субвенций из областного бюджета, предоставление жилых помещений отнесено к расходным обязательствам субъекта федерации, денежные средства муниципальному образованию не представлялись, главным распорядителем средств областного бюджета в данном случае является Министерство.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2017 решение суда первой инстанции от 13.07.2017 оставлено без изменения.
В обоснование принятого по делу судебного акта апелляционный суд указал на правомерность выводов суда первой инстанции.
Не согласившись с выводами судебных инстанций, Министерство обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении требований.
В обоснование поданной по делу кассационной жалобы Министерство ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. По мнению заявителя кассационной жалобы, судебными инстанциями не учтено следующее: вопросы предоставления жилых помещений нуждающимся относятся к вопросам местного значения, субъектом федерации органам местного самоуправления было предоставлено финансирование, предоставленное жилое помещение не соответствуют норма предоставления жилых помещений, не доказана рыночная стоимость помещения.
Так же с кассационной жалобой на принятые по делу судебные акты в суд округа обратился Минфин, который просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований ввиду неправильного применения норм права и несоответствия выводов судов обстоятельствам дела. Судами не установлены правовые основания возложения обязанности по финансированию на Самарскую область, лицо, получившее жилое помещение является малоимущим, не дана оценка отсутствию противоправности в действиях субъекта федерации.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу просила оставить судебные акты без изменения, поскольку судебными инстанциями правомерно установлена обязанность субъекта федерации по возмещению Администрации расходов в связи с предоставлением жилого помещения гражданину-инвалиду во исполнение решения суда общей юрисдикции.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещённых надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив законность обжалованных по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы поданных по делу кассационных жалоб, отзыва Администрации на кассационные жалобы, судебная коллегия суда округа не находит правовых оснований для удовлетворения поданных по делу кассационных жалоб.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается следующее.
Решением Похвистневского районного федерального суда Самарской области от 17.04.2015 по делу N 2-473/2015, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 18.06.2015, на Администрацию возложена обязанность по обеспечению ребёнка-инвалида Холиной Варвары Валерьевны, 08.03.2006 года рождения с составом семьи 3 человека во внеочередном порядке жилым помещением в соответствии с нормами, установленными жилищным законодательством Российской Федерации на момент предоставления жилья.
Решение суда общей юрисдикции обусловлено тем, что Холина В.В. является инвалидом 1 группы, страдает тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении Перечня тяжелых форм хронических заболеваний при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире". Таким образом, Холина В.В. попадает под действие пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса российской Федерации - предоставление вне очереди жилые помещения по договору социального найма: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.
Во исполнение решения суда, Администрацией, на основании результатов подведения итогов электронного аукциона от 29.06.2016, 11.07.2016 был заключен муниципальный контракт N 17 на приобретение жилого помещения для семьи, имеющей ребёнка-инвалида, на сумму 1 400 000 руб., общей площадью 59,2 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Похвистнево, ул. Косогорная, д. 47, кв. 8.
Администрация перечислила денежные средства в размере 1 400 000 руб. продавцу указанного жилого помещения, что подтверждается платёжным поручением от 28.07.2016 N 638.
03.08.2016 Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Похвистневский Самарской области с Холиной Е.С. как законным представителем Холиной В.В. был заключён договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: Самарская область, г. Похвистнево, ул. Косогорная, д. 47, кв. 8.
Постановлением Администрации от 23.08.2016 N 698 Холиной В.В. (ребёнку-инвалиду) на основании заявления Холиной Е.С. выдано разрешение на приватизацию данной квартиры.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 07.06.2017 Холина В.В. является собственницей предоставленного Администрацией жилого помещения.
Сумма расходов Администрации, связанных с предоставлением жилого помещения на основании вступившего в законную силу судебного акта суда общей юрисдикции, составила 1 400 000 руб.
Поскольку расходы по предоставлению жилого помещения подлежат компенсации за счёт средств субъекта федерации, Администрация направила в адрес Министерства претензию от 07.02.2017 N 01/288 с требованием о возмещении расходов, понесённых муниципальным образованием.
Министерство в ответе N 5-15/74 от 14.02.2017 на претензию указало на отсутствие оснований для её удовлетворения.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения Администрации в суд с требованиями по настоящему делу.
Удовлетворяя предъявленные по делу требования, судебные инстанции исходили из следующего.
В соответствии со статьёй 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для удовлетворения требований о привлечении лица к гражданско-правовой ответственности необходимо совокупное наличие следующих обстоятельств: сам факт причинения убытков в заявленном размере, противоправное поведение причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между противоправным поведением причинителя вреда и возникшими неблагоприятными последствиями.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно положениям указанной статьи инвалидам по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.101999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счёт средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учёт после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Статьями 49, 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" установлено право на предоставление вне очереди жилых помещений по договору социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, а также порядок предоставления указанным гражданам жилых помещений.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Порядок обеспечения жилыми помещениями за счёт средств областного бюджета отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, признанных в соответствии с федеральным законодательством и настоящим законом нуждающимися в жилых помещениях, состоящих на учёте по месту жительства и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счёт бюджетных средств, определён Законом Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" (далее - Закон N87-ГД).
Данным законом определено понятие субвенций, как средств областного бюджета, предоставляемых бюджетам муниципальных образований на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление целевых расходов на строительство или приобретение жилых помещений и предоставление их по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно статье 2 Закона N 87-ГД обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путём предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений отдельным категориям граждан.
В соответствии с частью статьи 2 Закона N 87-ГД обеспечение жилыми помещениями граждан, вставших на учёт после 01.01.2005, в том числе граждан, страдающим хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области путём предоставления жилых помещений по договору социального найма в случае наделения данных органов отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями в соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Закон N 115-ГД) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделены отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области, в том числе, по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 2 Закона N 87-ГД.
В силу пункта 1 части 1 статьи 2 Закона N 115-ГД органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий за счёт субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
Таким образом, обеспечение жильём граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, вставших на учёт после 01.01.2005, подлежит финансированию за счёт субъекта Российской Федерации, т.е. Самарской области.
В соответствии со статьёй 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений, определяющих объём расходов за счёт средств местных бюджетов.
Возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, не допускается.
Исполнение переданных государственных полномочий без обеспечения финансирования наносит ущерб бюджету муниципального района и финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.
Материалами дела установлено, что Администрация выполнила свою обязанность по предоставлению жилого помещения во исполнение решения суда общей юрисдикции.
Поскольку расходы по предоставлению помещения муниципальному образованию не компенсированы, судебные инстанции правомерно указали на наличие соответствующей обязанности у субъекта федерации.
Доказательства обеспечения муниципального образования достаточным финансированием для предоставления спорного жилого помещения представителями субъекта федерации не представили.
Учитывая вышеизложенные положения законодательств Российской Федерации и Самарской области, принимая во внимание доказанность Администрацией наличия расходов по предоставлению жилого помещения, исходя из положений статей 15, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 51, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о наличии у субъекта федерации обязанности по компенсации расходов, понесённых муниципальным образованием.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 22.06.2012 N 289 "Об утверждении положения о Министерстве социально-демографической и семейной политики Самарской области" к ведению министерства отнесено: обеспечение реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, в том числе нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", Федеральным законом "О ветеранах", Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и др.
При данных обстоятельствах уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим государственный контроль за исполнением переданных органам местного самоуправления государственных полномочий, является Министерство.
Указание заявителей кассационных жалоб на то обстоятельство, что законодательством Самарской области не установлены расходные обязательства по финансированию льгот по внеочередному предоставлению жилых помещений определённым категориям граждан не свидетельствует о незаконности выводов судебных инстанций. Указанные расходы отнесены к расходным обязательствам Самарской области в соответствии с федеральным законодательством. Не установление на законодательном уровне субъекта федерации указанных расходных обязательств не освобождает субъект федерации от обязанности по возмещению понесённых муниципальным образованием расходов, подлежащих возмещению субъектом федерации в соответствии с федеральным законодательством.
Доводы Минфина о том, что требования не подлежат удовлетворению в связи с наличием у муниципального образования обязанности по предоставлению жилых помещений малоимущим гражданам так же не свидетельствуют об ошибочности выводов судебных инстанций, поскольку жилое помещение предоставлено муниципальным образованием на основании решения суда общей юрисдикции, установившего обязанность по предоставлению жилого помещения ребёнку-инвалиду и членам его семьи.
Доводы о неопределении судебными инстанциями рыночной стоимости жилого помещения не свидетельствуют о незаконности судебных актов. Предоставленное на основании решения суда общей юрисдикции ребёнку-инвалиду жилое помещение приобретено муниципальным образованием на конкурсной основе, что само по себе свидетельствует о приобретении по рыночной цене.
Фактически доводы заявителей кассационных жалоб повторяют доводы, изложенные в отзывах на исковое заявление и апелляционных жалобах, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, основаны на ошибочном толковании норм закона, направлены на переоценку выводов судебных инстанций, что не отнесено процессуальным законодательством к полномочиям суда кассационной инстанции.
При изложенных выше обстоятельствах выводы судебных инстанций соответствуют нормам права и материалам дела, в связи с чем судебной коллегией суда округа правовые основания к отмене обжалованных по делу судебных актов не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 13.07.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2017 по делу N А55-9022/2017 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.М. Сабиров |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательства обеспечения муниципального образования достаточным финансированием для предоставления спорного жилого помещения представителями субъекта федерации не представили.
Учитывая вышеизложенные положения законодательств Российской Федерации и Самарской области, принимая во внимание доказанность Администрацией наличия расходов по предоставлению жилого помещения, исходя из положений статей 15, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 51, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о наличии у субъекта федерации обязанности по компенсации расходов, понесённых муниципальным образованием.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 22.06.2012 N 289 "Об утверждении положения о Министерстве социально-демографической и семейной политики Самарской области" к ведению министерства отнесено: обеспечение реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, в том числе нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", Федеральным законом "О ветеранах", Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и др."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 декабря 2017 г. N Ф06-26404/17 по делу N А55-9022/2017