г. Казань |
|
12 декабря 2017 г. |
Дело N А55-1844/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Топорова А.В.,
судей Сабирова М.М., Желаевой М.З.,
при участии представителей истца - Шатровой Т.И. по доверенности от 04.12.2017, Лебедь Е.О. по доверенности от 30.11.2017, Громославской Л.Д. по доверенности от 30.11.2017,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2017 (председательствующий судья Холодкова Ю.Е., судьи Александров А.И., Селиверстова Н.А.)
по делу N А55-1844/2017
по исковому заявлению Муниципального предприятия городского округа Самара "Жилсервис" к Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара, к Администрации городского округа Самара, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамента финансов и экономического развития Администрации городского округа Самара о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие городского округа Самара "Жилсервис" (далее - истец, МП г.о.Самара "Жилсервис") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара, Администрации городского округа Самара, с учетом принятых судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнений, о взыскании солидарно с Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара и Администрации городского округа Самара субсидий в размере 10 677 755,16 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2017 Муниципальному предприятию г.о. Самара "Жилсервис" отказано в удовлетворении заявления. Суд пришел к выводу, что поскольку истцом не обжаловались отказы в заключении дополнительных соглашений для возмещения выпадающих доходов, имелось недостаточное бюджетное финансирование данных расходов, отсутствуют неправомерные действия со стороны ответчиков, то оснований для удовлетворения иска не имеется.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2017 решение Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2017 отменено, принят по делу новый судебный акт, которым взыскано с муниципального образования городского округа Самара в лице Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара за счет средств казны в пользу Муниципального предприятия городского округа Самара "Жилсервис" 10 677 755 руб. 16 коп. убытков на возмещение недополученных доходов, возникающих в связи с оказанием населению жилищных услуг, по тарифам, не обеспечивающим возмещения издержек. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что поскольку органом местного самоуправления установлены тарифы, не обеспечивающие возмещение всех экономически обоснованных издержек истца при оказании жилищных услуг населению, то иск подлежит удовлетворению. Недостаточность финансирования не может служить основанием для освобождения муниципального образования от возмещения экономических потерь истцу.
Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции оставить в силе, а постановление апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права. По мнению заявителя, судебные акты вынесены при недоказанности имеющихся в деле обстоятельствах: истец не признает Департамент лицом, действия которого привели к возникновению убытков в виде неполученных доходов; доказательств того, что вследствие нарушения права истца Департамент либо Администрация городского округа Самара получили вследствие этого доходы материалы дела не содержат.
В отзыве на кассационную жалобу истец просит оспариваемый судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представители истца в судебном заседании отклонили доводы, изложенные в кассационной жалобе по основаниям, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Из материалов дела усматривается, 12.02.2016 между Уполномоченной организацией - Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самары и Получателем субсидий - Муниципальным предприятием городского округа Самара "Жилсервис" был заключен Договор N 1-СЖ/16 на предоставление субсидий из бюджета городского округа Самара в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с оказанием населению жилищных услуг по тарифам, установленным Администрацией г.о. Самара и не обеспечивающим возмещение издержек.
В соответствии с пунктом 1.1. договора его предметом являлось предоставление из бюджета городского округа Самара субсидий в порядке и на условиях, определенных Постановлением Администрации г.о. Самара от 07.02.2012 N 80 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета городского округа Самара юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг, осуществляющим свою деятельность на территории городского округа Самара, в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с оказанием населению жилищных услуг по тарифам, установленным Администрацией г.о. Самара и не обеспечивающим возмещение издержек".
В соответствии с пунктом 4.1. договора размер субсидий на текущий финансовый год по настоящему договору определен на основании расчетов, являющихся неотъемлемой частью настоящего договора и составляет 13 963 675 руб. 34 коп. Субсидии предоставляются с учетом исполнения обязательств по договору от 21.08.2015 N 21- СЖ/15 согласно акту сверки и составляют 13 963 675 руб. 34 коп.
В силу пункта 4.2. договора перечисление субсидий производится уполномоченной организацией по следующей схеме: в январе - ноябре текущего финансового года на основании отчетов, предусмотренных пунктом 3.2.2. настоящего договора, в течение 20 дней после их предоставления Уполномоченной организации; в декабре - в соответствии с графиком выплаты согласно настоящему договору.
Пунктом 4.3. договора стороны установили, что получатель субсидий ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за расчетным, предоставляет уполномоченной организации расчет (отчет) возмещения недополученных доходов по жилищным услугам по форме согласно Приложениям N 7 к Порядку, произведенный по фактическим данным с приложением подтверждающих документов.
Согласно пункту 4.5. договора корректировка размера субсидий производится по срокам, установленным Порядком предоставления субсидий. 22.03.2016 между сторонами договора было заключено Дополнительное соглашение N 1 к Договору на предоставление субсидий N 1-СЖ/16 от 12.02.2016, согласно которому размер субсидии на 2016 год составляет 46 570 099 руб. 48 коп.
Субсидии предоставляются с учетом исполнения обязательств по договору от 21.08.2015 N 21-СЖ/15 согласно акта сверки и составляют 60 533 774 руб. 82 коп. за 2016 год.
21.04.2016 между сторонами было заключено Дополнительное соглашение N 2 к договору на предоставление субсидий N 1-СЖ/16 от 12.02.2016, в котором Приложения к договору были изложены в новой редакции без изменения суммы субсидий.
31.10.2016 между сторонами было подписано Дополнительное соглашение N 3 к договору, в котором пункт 4.1. договора стороны изложили в следующей редакции: "Размер субсидий на текущий финансовый год по настоящему договору определен на основании расчетов, являющихся неотъемлемой частью настоящего договора, составляет 46 824 455 руб. 87 коп. Субсидии предоставляются с учетом исполнения обязательств по договору от 21.08.2015 N 21-СЖ/15 согласно акту сверки и составляют 60 788 131 руб. 21 коп. в год".
Из материалов дела следует, и не оспаривалось сторонами, что фактически в 2016 году (с учетом сальдо, перешедшего с 2015 года) МП г.о. Самара "Жилсервис" имело недополученный доход, возникший в связи с оказанием населению жилищных услуг по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, в размере 71 462 067 руб. 24 коп.
Сумма, перечисленная Департаментом в счет возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с оказанием населению жилищных услуг, по тарифам, не обеспечивающим возмещения издержек за 2016 год составила 60 784 312 руб. 08 коп.
Истец дважды обращался к Департаменту с предложением заключить дополнительное соглашение к договору на предоставление субсидий N 1-СЖ/16 от 12.02.2016 с приложением необходимых расчетов сумм субсидий, согласно которых суммы недополученных доходов составили 71 462 067 руб. 24 коп., однако, Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара было отказано в заключении дополнительного соглашения ввиду недостаточного остатка лимитов бюджетных обязательств, доведенных Департаменту на предоставление субсидий на 2016 финансовый год.
В связи с чем МП г.о. Самара "Жилсервис" обратилось в суд с рассматриваемым иском, в котором на основании статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации просило взыскать за счет казны муниципального образования разницу между общей суммой подлежащих возврату недополученных МП г.о. Самара "Жилсервис" доходов и размером субсидий, поступивших из бюджета г.о. Самара в размере 10 677 755 руб. 16 коп.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 8 Порядка предоставления субсидий, утвержденного Постановлением Администрации городского округа Самара от 07.02.2012 N 80 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета городского округа Самара юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим свою деятельность на территории городского округа Самара, в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с оказанием населению жилищных услуг по тарифам, установленным Администрацией городского округа Самара и не обеспечивающим возмещение издержек" предоставление Субсидий осуществляется при наличии договора на предоставление Субсидий из бюджета городского округа Самара, заключенного между Получателем субсидий и Уполномоченной организацией.
Порядок заключения договора на предоставление субсидий для указанных целей регламентирован пунктами 9-10 Порядка предоставления субсидий.
В частности, пункт 10 Порядка содержит перечень оснований для отказа в заключении договора на предоставление Субсидий, в числе которых: непредставление Получателем субсидий комплекта документов; представление расчетов суммы Субсидий по несоответствующим формам; ошибки в расчетах суммы Субсидий; а также недостаточность бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год на цели, предусмотренные настоящим Порядком.
Из материалов дела, договор на предоставление субсидий из бюджета городского округа Самара на 2016 год между МП г.о. Самара "Жилсервис" и Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара был заключен, действовал и исполнялся между сторонами.
Согласно пункту 3 Порядка предоставления субсидий главным распорядителем бюджетных средств в рамках настоящего Порядка является Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара.
По смыслу статей 78, 86 БК РФ, Порядка предоставления субсидий N 80 целью предоставления субсидий является возмещение организациям доходов, недополученных ими в связи с установлением Администрацией г.о. Самара тарифов на оказание населению жилищных услуг, не обеспечивающих возмещение понесенных такими организациями издержек в связи с оказанием услуг.
Пунктом 11 Порядка предоставления субсидий предусмотрено, что размер субсидий на текущий финансовый год при заключении договора на предоставление Субсидий определяется на основании расчетов по формам согласно приложениям N N 4, 7, 8, 10, 12 к настоящему Порядку.
Согласно пункту 11 Порядка субсидии перечисляются Получателю субсидий за счет средств бюджета городского округа Самара в соответствии с заключенным договором на предоставление Субсидий.
Из совокупного толкования пунктов 4.2, 4.3. договора на предоставление субсидий N 1-СЖ/16 от 12.02.2016 следует, что перечисление субсидий производится уполномоченной организацией на основании расчетов (отчетов), составленных по фактическим данным с приложением подтверждающих документов, что не противоречит по существу пункту 4.1. договора.
Пунктом 4.5. договора предусмотрена возможность корректировки размера субсидий в соответствии с Порядком предоставления субсидий.
В соответствии с пунктом 13 Порядка, который определяет условия предоставлении субсидии, также установлено, что при условии выделения средств из бюджета городского округа Самара на цели возмещения недополученных доходов, связанных с оказанием населению жилищных услуг по тарифам, установленным Администрацией городского округа Самара и не обеспечивающим возмещение издержек, по итогам работы за текущий финансовый год в 1 квартале очередного финансового года производится корректировка по Субсидиям, предоставляемым в соответствии с настоящим Порядком.
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что корректировка Субсидий - это изменение размера Субсидий в большую или меньшую сторону в зависимости от фактических показателей в соответствии с представляемыми Получателем субсидий отчетами.
В ходе рассмотрения дела факт наличия на стороне МП г.о. Самара "Жилсервис" недополученных доходов, связанных с оказанием населению жилищных услуг по тарифам, установленным Администрацией г.о.Самара и не обеспечивающим возмещение издержек, в 2016 году (с учетом сальдо, перешедшего с 2015 года) в размере 71 462 067 руб. 24 коп., а также расчет таких доходов ответчиками не оспаривался.
Возражений по поводу общего размера, стоимости, объема и качества услуг, оказываемых населению МП г.о. Самара "Жилсервис", в материалы дела от ответчиков не поступало.
Основанием для отказа в увеличении размера выделяемых МП г.о. Самара "Жилсервис" субсидий на 2016 год послужила недостаточность остатка лимитов бюджетных обязательств, доведенных Департаменту на предоставление субсидий на 2016 финансовый год на цели, предусмотренные Порядком предоставления субсидий, что подтверждается ответами Департамента от 05.10.2016 и от 13.12.2016.
Между тем, как правильно принял во внимание суд апелляционной инстанции, согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенным в пункте 15 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ" недостаточность лимитов бюджетных средств не может рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии обязательств сверх этих лимитов.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ N 23 от 11.06.2006 при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы (далее - убытки), судам необходимо иметь в виду следующее.
В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Суд апелляционной инстанции правильно исходил из того, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование - Городской округ Самара в лице главного распорядителя бюджетных средств - Департамента.
Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ. При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Право истца на взыскания недополученных им доходов, связанных с оказанием населению жилищных услуг, ввиду установления Администрацией городского округа Самара тарифов, не обеспечивающих возмещение издержек, как верно отмечено судом апелляционной инстанции, обусловлено наличием заключенного договора на предоставление субсидий от 12.02.2016, самим фактом оказания услуг по заниженным ценам, и правилами статей 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Данное право не связано с наличием, либо отсутствием дополнительного соглашения к договору на предоставление субсидий или получением Департаментом какого-либо дохода.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения сторон, имеющиеся в материалах дела доказательства на предмет их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности по отдельности и взаимной связи в их совокупности, правильно применив указанные выше нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм права.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции норм права.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебный акт апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2017 по делу N А55-1844/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.В. Топоров |
Судьи |
М.М. Сабиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
...
Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ. При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Право истца на взыскания недополученных им доходов, связанных с оказанием населению жилищных услуг, ввиду установления Администрацией городского округа Самара тарифов, не обеспечивающих возмещение издержек, как верно отмечено судом апелляционной инстанции, обусловлено наличием заключенного договора на предоставление субсидий от 12.02.2016, самим фактом оказания услуг по заниженным ценам, и правилами статей 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 декабря 2017 г. N Ф06-27313/17 по делу N А55-1844/2017