г. Казань |
|
22 декабря 2017 г. |
Дело N А55-7326/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Карповой В.А., Ананьева Р.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражный суд Самарской области от 16.06.2017 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2017 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Юдкин А.А., Попова Е.Г.)
по делу N А55-7326/2017
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара к Управлению Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, Территориального управления Росимущества в Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) о признании незаконным решения Управление Росреестра по Самарской области об отказе проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое помещение площадью 211 кв.м с кадастровым номером 63:01:0906002:0:6/57, распложенное по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Двадцать второго Партсъезда, д. 52, и об обязании Управления Росреестра по Самарской области произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанный объект недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), привлечены Министерство имущественных отношений Самарской области, Территориальное управление Росимущества в Самарской области.
До принятия оспариваемого решения Департамент заявил ходатайство о восстановлении установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока на подачу заявления.
Удовлетворяя заявленное Департаментом ходатайство, суд дал оценку конкретным обстоятельствам, касающимся причин пропуска срока, признал эти причины уважительными, и, руководствуясь правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, восстановил его.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.06.2017 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции, разрешая спор, установили, что Департаментом в Управление Росреестра по Самарской области предоставлены все необходимые и надлежащим образом оформленные документы для государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный объект, кроме того, в соответствии с действующим законодательством спорное имущество не подлежит включению в конкурсную массу и должен быть передан в собственность муниципального образования независимо от собственности и целей его использования.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Самарской области, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что поскольку передача имущества осуществлялась в 2001 году, переход права собственности на передаваемые объекты недвижимости должен быть зарегистрирован в установленном Законом о регистрации порядке.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, решением Арбитражного суда Самарской области от 28.12.2000 по делу N А55-15101/2000 государственное предприятие "Управление строительства N 15" Спецстроя России (далее - ГП "УС N 15") признано банкротом.
Определением суда от 01.08.2002 по указанному делу конкурсное производство в отношении ГП "УС N 15" завершено.
В целях освобождения ГП "УС N 15" от функции по содержанию объектов коммунально-бытового назначения главой г. Самары принято постановление от 13.07.2001 N 1152 "О принятии в муниципальную собственность города Самары общежития от Государственного предприятия "Управление строительства N 15" Спецстроя России".
На основании указанного постановления объект недвижимости - нежилое помещение площадью 211 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Двадцать второго Партсъезда, д. 52, является муниципальной собственностью, включен в реестр муниципального имущества 13.07.2001 за N 013603, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности от 19.10.2016 N 15-07-16/46022.
Согласно кадастровому паспорту от 12.08.2010 нежилое помещение площадью 211 кв. м имеет кадастровый номер 63:01:0906002:0:6/57, расположено на 1 этаже поз. 38, 42-47, 72-80, 91-94.
Муниципальное образование городского округа Самара в лице Департамента 21.10.2016 обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлениями о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение площадью 211 кв. м с кадастровым номером 63:01:0906002:0:6/57.
К заявлению в качестве правоустанавливающих документов были приложены: доверенность, выписка из реестра муниципальной собственности от 19.10.2016, судебные акты по делу N А55-15101/2000, письмо Территориального управления Росимущества в Самарской области от 28.09.2016 N 10554, письмо Департамента от 20.10.2016 N 15-07-16/46156, письмо Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 09.07.2010 N Д05-01-01/6605-0-1.
Управление Росреестра по Самарской области сообщением от 05.12.2016 N 63/001/870/2016-5355 отказало муниципальному образованию городского округа Самара в лице Департамента в государственной регистрации на основании абзацев 9 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", указав, что не представлены заявление с приложением документов, необходимых для государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, а также заявление о государственной регистрации перехода права собственности к муниципальному образованию.
Департамент, считая отказ в проведении государственной регистрации прав незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей судебно-арбитражной практике.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В силу статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Статьей 17 Закона о государственной регистрации (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) определено, что помимо перечисленных в данной статье документов основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (абзац 2); иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав (абзац 9).
В пункте 36 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
При обращении в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации Департамент в качестве правоустанавливающего документа была представлена выписка из реестра от 19.10.2016 N 15-07-16/46022, согласно которой спорный объект является муниципальной собственностью городского округа Самара, включен в реестр муниципального имущества на основании постановления главы г. Самары от 13.07.2001 N 1152.
Так, судами установлено, что общежитие учитывалось на балансе ГП "УС N 15", которое решением Арбитражного суда Самарской области от 28.12.2000 по делу N А55-15101/2000 было признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него было открыто конкурсное производство.
В силу статьи 104 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве), действующего в указанный период, спорный объект, относящийся к жилому фонду, подлежал исключению из конкурсной массы должника и передаче соответствующему муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления.
На основании указанного закона, в соответствии с Положением "Об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп, главой г. Самары было принято постановление от 13.07.2001 N 1152 "О принятии в муниципальную собственность города Самары общежития от Государственного предприятия "Управление строительства N 15" Спецстроя России.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" объекты, указанные в приложении N 3 к указанному постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше постановления Верховного Совета Российской Федерации и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления.
Заявителем в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации были представлены все документы, необходимые и достаточные для осуществления регистрации права собственности муниципального образования городского округа Самара на заявленный объект недвижимости, которые позволяет идентифицировать объект недвижимого имущества.
Таким образом, следует признать правильными выводы судов о том, что спорное нежилое помещение площадью 211 кв. м с кадастровым номером 63:01:0906002:0:6/57, распложенное по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Двадцать второго Партсъезда, д. 52, в силу закона находится в муниципальной собственности, данное право является ранее возникшим и регистрируется в соответствии пунктом 1 статьи 6 Закона о государственной регистрации по желанию его обладателя.
Аналогичные выводы изложены в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 23.07.2015 по делу N А55-26297/2014, от 10.04.2017 по делу N А55-11400/2016.
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьей 17 Закона о государственной регистрации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что заявителем на государственную регистрацию были предоставлены все необходимые документы, которые соответствуют требованиям законодательства о государственной регистрации, правомерно удовлетворили заявленные требования.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, что в силу положений главы 35 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражный суд Самарской области от 16.06.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2017 по делу N А55-7326/2017 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявителем в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации были представлены все документы, необходимые и достаточные для осуществления регистрации права собственности муниципального образования городского округа Самара на заявленный объект недвижимости, которые позволяет идентифицировать объект недвижимого имущества.
Таким образом, следует признать правильными выводы судов о том, что спорное нежилое помещение площадью 211 кв. м с кадастровым номером 63:01:0906002:0:6/57, распложенное по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Двадцать второго Партсъезда, д. 52, в силу закона находится в муниципальной собственности, данное право является ранее возникшим и регистрируется в соответствии пунктом 1 статьи 6 Закона о государственной регистрации по желанию его обладателя.
Аналогичные выводы изложены в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 23.07.2015 по делу N А55-26297/2014, от 10.04.2017 по делу N А55-11400/2016.
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьей 17 Закона о государственной регистрации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что заявителем на государственную регистрацию были предоставлены все необходимые документы, которые соответствуют требованиям законодательства о государственной регистрации, правомерно удовлетворили заявленные требования."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 декабря 2017 г. N Ф06-27881/17 по делу N А55-7326/2017