г. Казань |
|
23 января 2018 г. |
Дело N А55-3421/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Нафиковой Р.А.,
судей Александрова В.В., Нагимуллина И.Р.,
при участии представителей:
истца - Шашкина А.А. (доверенность от 28.1.2016),
ответчика - Туишевой О.А. (доверенность от 01.12.2017),
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "РН-Транс"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 31.07.2017 (судья Каленникова О.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2017 (председательствующий судья Морозов В.А., судьи Демина Е.Г., Туркин К.К.)
по делу N А55-3421/2017
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к акционерному обществу "РН-Транс" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к акционерному обществу "РН-Транс" (далее - АО "РН-Транс", ответчик) о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в сумме 199 017,62 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.07.2017, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2017, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, ответчик просит состоявшиеся судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Заявитель кассационной жалобы указал, что в основу судебных актов положены договоры, которые уже не действовали. Кроме того, на станции назначения не было избытка подвижного состава, в связи с чем отставление поездов в пути следования носит неправомерный характер.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Представитель истца с доводами кассационной жалобы не согласился, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и закрытым акционерным обществом "Рязанская нефтеперерабатывающая компания (далее - ЗАО "РНПК", пользователь) был заключен договор от 06.06.2013 N 2-12/143 с учетом протокола разногласий и протокола согласования разногласий.
К договору сторонами неоднократно подписывались дополнительные соглашения, в том числе, стороны продляли действие договора, изменяли иные условия договора.
Согласно параграфу 7 количество вагонов, одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования, устанавливается по наличию мест погрузки, выгрузки.
Тем же приложением устанавливается вместимость мест погрузки, выгрузки, а также количество вагонов, подаваемых на места выгрузки для одновременного начала проведения грузовых операций.
В приложении отражены номера путей, на которые возможна подача грузов.
В приложении N 1 определены нормы времени на грузовые операции.
В соответствии с параграфами 10, 11 договора о готовности вагонов к уборке пользователь передает уведомление приемосдатчику станции Стенькино-2 по телефону.
Вагоны с железнодорожного пути необщего пользования возвращаются в том же количестве, в котором были поданы.
Параграф 14 договора определяет с учетом приложения N 1 технологические нормы на погрузку, выгрузку.
Параграфом 17 определены платежи, уплачиваемые пользователем перевозчику, в том числе, плата за пользование вагонами, контейнерами по ставкам таблиц 5-8 Тарифного руководства N 2 "Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами Федерального железнодорожного транспорта" (в редакции дополнительного соглашения от 26.05.2015 N 9.
Согласно подпункту "д" параграфа 17 пользователь уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе, на промежуточных железнодорожных станциях, груженых и порожних вагонов, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе для нахождения на них железнодорожного подвижного состава, по причинам, зависящим от пользователя, грузополучателей, грузоотправителей и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. При этом оформляется акт общей формы (ГУ-23ВЦ) с отражением времени нахождения подвижного состава на инфраструктуре ОАО "РДЖ".
Размер указанной платы определяется Тарифным руководством, утвержденным приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1.
В адрес АО "РН-Транс" на ст. Стенькино-2 МСК ж.д. по дорожным ведомостям направлялся груз вагоны-цистерны, перевозимые на своих осях.
Вагоны следовали в составе поездов N 2200-085-2231, N 2200-098-2231, N 2200- 103- 2231, N 2200-164-2231, N 2200-170-2231, N 2200-176-22131, что подтверждается натурными листами поезда.
В связи с нарушением технологических норм переработки вагонов на путях необщего пользования грузополучателем АО "РН-Транс" образовалась занятость путей общего пользования станции назначения.
По факту задержки вагонов на промежуточных станциях по вине грузополучателя были составлены акты общей формы от 24.09.2016 N 1/1833, от 23.09.2016 N 2/8544, от 25.09.2016 N 2/8582, от 23.09.2016 N 2/8542, от 26.09.2016 N 2/8599, от 24.09.2016 N 2/8554, от 25.09.2016 N 2/8600, от 24.09.2016 N 2/8575, от 25.09.2016 N 2/8577, от 24.09.2016 N 2/8562, от 24.09.2016 N 2/8563, от 24.09.2016 N 2/8557, от 24.09.2016 N 2/8566, от 26.09.2016 N 2/8615, от 27.09.2016 N 2/8665, от 27.09.2016 N 2/8646, от 27.09.2016 N2/8652, от 26.09.2016 N 2/8637, от 26.09.2016 N 2/8721, от 27.09.2016 N 2/8667, от 27.09.2016 N 2/8668, от 27.09.2016 N 2/8662, от 27.09.2016 N 2/8674, от 27.09.2016 N2/8664, от 28.09.2016 N 2/8675, от 27.09.2016 N 2/8639, от 27.09.2016 N 2/8645, от 27.09.2016 N 2/8650, от 28.09.2016 N 2/8676, от 28.09.2016 N 3/1853, от 26.09.2016 N2/8637, от 29.09.2016 N 2/8721, от 27.09.2016 N 2/8650, от 28.09.2016 N 2/8676, от 08.10.2016 NN 2/9170, 2/9180, 2/9173, от 09.10.2016 NN 3/1928, 2/9230, 2/9243, 2/9166, 2/9176, 2/9182, 2/9188, 2/9205, 2/9229, 2/9190, 2/9216, 2/9175, 2/9187, 2/9206, 2/9178, 2/9191, 2/9238, 2/9242, от 10.10.2016 N N 2/9244, 3/1936, 2/9287, 2/9384, 2/9294, 2/9299, 2/9311, 3/1933, 2/9247, 2/9286, 2/9261, 2/9262, 2/6251, 2/9249, 2/9285, 2/9287, 2/9304, 2/9259, 2/9260, 2/9275, 2/9276, 2/9278, 2/9283, от 11.10.2016 NN 2/9300, 2/9298, 2/9305, с указанием начала и окончания задержки, в которых указываются причины задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Данные акты общей формы были представлены для подписания представителю ответчика, который от подписания отказался, о чем составлены акты общей формы.
По расчетам ОАО "РЖД" плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования составила 199 017,62 руб., включая НДС 18%.
Поскольку направленные истцом в адрес ответчика претензии были оставлены без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частями 11, 12 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В соответствии с пунктом 22.1 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 28, перевозчик при приеме собственного порожнего вагона для перевозки может представить отправителю мотивированный отказ с указанием технических и/или технологических причин отказа.
Таким образом, перевозчик, принимая к перевозке собственный порожний подвижной состав, должен оценить возможности только станции, где принимается вагон к перевозке, то есть станции отправления.
Согласно положениям статьям 22.1 Правил приема грузов к перевозке порожний грузовой вагон может быть предъявлен к перевозке за 4 часа до отправления, на основании заявки.
Статьей 119 Устава предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26) установлено, что, в соответствии со статьей 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила N 45), согласно пункту 3.1 которых факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
Из материалов дела следует, что истцом была исполнена обязанность по извещению о задержке спорных вагонов.
Оценив все представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции установили, что представленные в материалы дела акты общей формы, подтверждающие факт задержки вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя, соответствуют требованиям, установленным Правилами N 45.
При указанных обстоятельствах, судебные инстанции правомерно удовлетворили заявленные исковые требования в полном объеме.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции, направлены на переоценку имеющихся доказательств и установленных судом обстоятельств, что недопустимо в кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 31.07.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2017 по делу N А55-3421/2017 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.А. Нафикова |
Судьи |
В.В. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26) установлено, что, в соответствии со статьей 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
...
Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила N 45), согласно пункту 3.1 которых факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 января 2018 г. N Ф06-28685/17 по делу N А55-3421/2017