г. Казань |
|
01 февраля 2018 г. |
Дело N А55-31456/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Коноплёвой М.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя:
акционерного общества "Теплант" - Зеленина И.В., доверенность от 29.12.2017 N 11,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.06.2017 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2016 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Бажан П.В., Засыпкина Т.С.)
по делу N А55-31456/2016
по заявлению акционерного общества "Теплант" (ОГРН 1026300898887, ИНН 6314004328) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения, выраженного в сообщении от 28.10.2016 N 63/001/820/2016-5038 об отказе в государственной регистрации, третьи лица: открытое акционерное общество "МРСК Волги", г. Самара, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Теплант" (далее - АО "Теплант", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и кар-тографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган) об отказе АО "Теплант" в государственной регистрации права собственности на сооружение: кабельная линия 6.0 кВ от подстанции "Кряжская" до ТП N 4, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, район Куйбышевский, ул. Заводская, 5, выраженного в сообщении об отказе в государственной регистрации от 28.10.2016 N 63/001/820/2016-5038, а также обязании Управления Росреестра устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "Теплант" путем осуществления государственной регистрации права собственности АО "Теплант" на сооружение: кабельная линия 6.0 кВ от подстанции "Кряжская" до ТП N4, рас-положенное по адресу: Самарская область, г. Самара, район Куйбышевский, ул. Заводская, 5.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "МРСК Волги", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - Управление Росимущества).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.06.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2016, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что государственная регистрация права собственности на линейно-кабельные сооружения без предоставления правоустанавливающего документа на земельный участок не представляется возможным.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителя общества, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 20.06.2016 АО "Теплант" обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на сооружение: кабельная линия 6.0 кВ от подстанции "Кряжская" до ТП N 4, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, район Куйбышевский, ул. Заводская, 5, кадастровый номер 63:01:0420004:661 (далее - кабельная линия).
Решением от 27.06.2016 Управление Росреестра приостановило государственную регистрацию права собственности на кабельную линию, ввиду не приложения Обществом к заявлению о государственной регистрации прав документов, необходимых для её проведения. В частности, к заявлению не приложены правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0420004:4, на котором осуществлялось строительство, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о правах АО "Теплант" не период строительства на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0420004:4 не содержатся; заявление о государственной регистрации ипотеки в силу закона от залогодателя АО "Теплант" либо от залогодержателя ПАО "Сбербанк России".
Сообщением от 28.10.2016 N 63/001/820/2016-5038 Управление Росреестра отказало заявителю в государственной регистрации права собственности на кабельную линию по причине непредставления документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Полагая, что отказ в государственной регистрации нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что общество надлежащим образом осуществило все требуемые от него действия и в соответствии со статьей 17 Закона о регистрации представило на государственную регистрацию все необходимые для совершения регистрационных действий документы.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Основания для государственной регистрации прав, а также требования, предъявляемые к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, установлены статьями 17, 18 Закона о регистрации. Основания для отказа в государственной регистрации прав содержатся в статье 20 указанного Закона.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В государственной регистрации может быть отказано на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с указанным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно части 1 статьи 25.3 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
По смыслу пунктов 10, 11 части 1 статьи 11 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), к объектам капитального строительства относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, именуемые как линейные объекты.
Частью 1 статьи 51 ГрК РФ установлено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статья 51 ГрК РФ).
Письмом Министерство экономического развития РФ от 04.03.2016 N 6013-ПК/Д23и "О порядке осуществления государственной регистрации прав на сооружения, созданные с применением технологии горизонтально направленного бурения" в целях формирования единой правоприменительной практики осуществления государственной регистрации прав на сооружения, созданные с применением технологии горизонтально-направленного бурения, а также устранения практики принятия решений об отказе в осуществлении такой регистрации по причине отсутствия прав на земельные участки, под поверхностью которых размещаются подземные части таких сооружений, разъяснило, что если из проектной документации, заключений органов, уполномоченных выдавать разрешение на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, следует, что сооружение представляет собой совокупность наземных и подземных элементов, то представление на государственную регистрацию прав на такие объекты недвижимости правоустанавливающих документов на земельные участки, под поверхностью которых размещаются подземные части такого сооружения, не требуется. Установить указанные характеристики объекта недвижимости государственный регистратор может, в том числе на основании документов, представляемых для осуществления его государственного кадастрового учета, содержащих сведения о характеристиках такого сооружения, свидетельствующих о нахождении части (частей) такого сооружения под поверхностью земельных участков
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Как следует из пунктов 5, 6 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утвержденных приказом Федеральной регистрационной службы от 08.06.2007 N 113, целью представления предусмотренных статьей 25 Закона о регистрации документов является подтверждение факта правомерности создания объекта и удостоверение того, что созданный или реконструируемый объект недвижимого имущества не является самовольной постройкой.
Проанализировав представленные на регистрацию документы, суд пришел к выводу об отсутствии у Общества обязанности по представлению в регистрирующий орган правоустанавливающего документа на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0420004:4 и на земельный участок, государственная собственность на которую не разграничена.
Из материалов дела следует, что общество в 2012 году на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0420004:500, принадлежащем ему на праве собственности, своими силами и за свой счет, на основании разрешения на строительство от 26.07.2010 N RU 63301000-058, в связи с открытием в городе Самаре нового производства минераловатного волокна, построил несколько объектов капитального строительства, основным из которых является здание производственного назначения - производственный корпус МВП N 2, а также спорный объект - кабельная линия, строительство которой велось в соответствии с проектной документацией от 2008 года N 18/08-9-ЭК, с соблюдением технических условий, выданных филиалом ОАО "МРСК Волги - "Самарские распределительные сети", предназначенный для электроснабжения производственного корпуса МВП N 2.
По завершении строительства все указанные в разрешении на строительство объекты, в том числе и кабельная линия, были введены в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 07.09.2012 N RU 63301000-035э.
С заявлением на государственную регистрацию права собственности на кабельную линию заявитель представил, в том числе следующие документы:
- разрешение на строительство от 26.07.2010 N RU 63301000-058;
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 07.09.2012 N RU 63301000-035э;
- кадастровый паспорт сооружения от 16.07.2013 N 63-00-102/13-338839.
Создание спорного объекта на основании необходимых разрешений в отсутствие нарушения градостроительных и строительных норм и правил подтверждается представленным в материалы дела разрешением на ввод объекта в эксплуатацию, которое в силу статьи 55 ГрК РФ удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Частью 3 статьи 55 ГрК РФ предусмотрено, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо представление правоустанавливающего документа на земельный участок.
В соответствии с ГОСТ 24291-90 "Государственный стандарт Союза ССР. Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения" (утв. постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 N 3403) кабельная линия электропередачи - это линия электропередачи, выполненная одним или несколькими кабелями, уложенными непосредственно в землю, кабельные каналы, трубы, на кабельные конструкции.
В силу пункта 11 статьи 1 ГрК РФ к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Из заключения кадастрового инженера, изложенного в техническом плане кабельной линии от 05.10.2016, выполненном ГУП Самарской области "Центр технической инвентаризации", следует, что кабельная линия является сооружением электроэнергетики, имеет общую протяженность 740 м, состоит из двух участков: надземного (по эстакаде) -404 м, подземного (на глубине 0,7 м, в железобетонном канале) - 336 м, расположена согласно схеме технического плана в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0420004:500, 63:01:0420004:4.
Из ситуационного плана технического паспорта кабельной линии от 30.09.2016 следует, что оба участка сооружения: весь надземный участок и часть подземного участка кабельной линии расположены на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0420004:500, принадлежащем обществу на праве собственности, а оставшаяся часть подземного участка кабельной линии расположена под землей, государственная собственность на которую не разграничена, и под земельным участком с кадастровым номером 63:01:0420004:4.
Исходя приведенных технико-экономических характеристик, кабельная линия 6.0 кВ от подстанции "Кряжская" до ТП N 4 является подземно-надземным линейным сооружением.
Отказ в государственной регистрации мотивирован отсутствием у заявителя в период строительства кабельной линии прав на земельный участок, государственная собственность на которую не разграничена, и на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0420004:4.
Как установлено судами и следует из кадастрового паспорта от 09.04.2015 N 63-00-102/15-302371 земельный участок с кадастровым номером 63:01:0420004:4 принадлежит на праве собственности Российской Федерации, имеет разрешенное использование "Подстанция "Кряжская", расположен по адресу: Самарская область, г. Самара, район Куйбышевский, ул. Заводская, д. 3-А.
Техническими условиями, выданными филиалом ОАО "МРСК Волги" - "Самарские распределительные сети" (балансодержателем подстанции "Кряжская"), было предусмотрено, что присоединение кабельной линии выполняется к подстанции "Кряжская", которая расположена на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0420004:4. При этом прокладка кабельной линии со стороны земельного участка заявителя осуществляется в земле на глубине 0,7 м в железобетонном канале, исключая размещение каких-либо элементов кабельной линии на поверхности земель Российской Федерации. Других способов присоединения кабельной линии, минуя земельный участок, на котором расположена подстанция "Кряжская", не существует.
ОАО "МРСК Волги", являясь фактическим владельцем земельного участка, который полностью занят подстанцией "Кряжская", согласовало проектную документацию кабельной линии, в том числе прокладку кабельной линии под земельным участком с кадастровым номером 63:01:0420004:4, до начала строительства кабельной линии.
Письмом Управления Росимущества от 13.10.2016 N 11219 подтверждается согласование размещения кабельной линии на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0420004:4 при условии, что размещение указанного объекта не будет препятствовать использованию земельного участка в соответствии с его назначением и разрешенным использованием.
Таким образом, вся разрешительная документация кабельной линии, являющейся линейным объектом, была согласована в установленном порядке, на плане-схеме прокладки кабельной линии видна трасса кабельной линии, а также границы земельных участков, в пределах которых она расположена, на схеме имеются штампы и подписи должностных лиц департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, Самарского филиала ОАО "МРСК Волги" (копия плана-схемы рабочей документации в приложении N 17 к заявлению).
В статье 51 ГрК РФ указано, что при строительстве линейных объектов разрешение на строительство выдается в соответствии с проектом планировки территории и проектом межевания территории, при этом составление градостроительного плана земельного участка не требуется.
В соответствии с взаимосвязанными положениями статей 23, 78, 89, 90 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) нахождение инженерных коммуникаций на земельных участках не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций.
Согласно пунктам 6-8 статьи 90 ЗК РФ собственникам подземных трубопроводов не требуется оформление прав собственности на земельные участки, под которыми они проходят. Напротив, установление охранных зон таких объектов влечет ограничение прав собственников земельных участков, включая их изъятие на период реконструкции, строительства и ремонта объектов всякого трубопроводного транспорта.
Так, в соответствии с пунктом 8 статьи 90 ЗК РФ земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
По общему правилу для государственной регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества согласно пункту 1 статьи 25 Закона о регистрации необходимы: правоустанавливающий документ, подтверждающий, что в период строительства земельный участок, на котором расположен данный объект недвижимого имущества, принадлежал или был предоставлен для указанных целей создавшему его лицу; разрешение на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию.
Однако положения названной нормы Закона о регистрации на вновь созданный объект на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимости, не учитывают специфику регистрации линейных сооружений, в том числе инженерных коммуникаций.
Согласно статье 11.1 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Из данного определения следует, что под земельным участком понимается часть поверхности земли, и, соответственно, прохождение сооружения под поверхностью земельного участка исключает реализацию владельцем сооружения приобретения права на данный участок в порядке статей 30, 36 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015.
Указанное обстоятельство, с учетом положений статьи 6 ЗК РФ, согласно которой земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи, указывает на то, что представление правоустанавливающих документов на земельные участки, под поверхностью которых размещаются подземные части сооружения, при государственной регистрации прав на подземные объекты недвижимости не требуется.
Данная позиция отражена в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.03.2016 N 6013-ПК/Д23и "О порядке осуществления государственной регистрации прав на сооружения, созданные с применением технологии горизонтально-направленного бурения".
Как правильно указано судами, такой подход может быть применен и при регистрации аналогичных линейных объектов, поскольку опирается на нормы действующего законодательства.
С учетом позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной в письме от 04.03.2016 N 6013-ПК/Д23и, в данном случае предоставление документов, подтверждающих предоставление заявителю на период строительства соседних земель, под которыми расположен подземный участок кабельной линии, законодательством не предусмотрено.
Из положений статей 51 и 55 ЗК РФ следует, что при выдаче разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию уполномоченным органом проводится проверка необходимых документов, в том числе правоустанавливающих документов на земельный участок.
Заявитель представил на государственную регистрацию права собственности на кабельную линию разрешение на строительство от 26.07.2010 N RU 63301000-058 и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 07.09.2012 N RU 63301000-0035э, выданные главой городского округа Самара, которые не оспорены и не признаны недействительными в судебном порядке. Согласно разрешению на строительство от 26.07.2010 N RU 63301000-058 разрешено строительство кабельной линии 6.0 кВ от подстанции "Кряжская" до ТП N 4 - протяженность 740,0 м. Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 07.09.2012 N RU 63301000-0035э разрешен ввод данного объекта в эксплуатацию.
Таким образом, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно пришел к выводу, что отказ в государственной регистрации на основании пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в связи с непредставлением заявителем правоустанавливающих документов на соседние земельные участки, под которыми расположена кабельная линия, не соответствуют закону. При этом суды приняли во внимание, что из указанной нормы следует, что основанием для отказа в государственной регистрации является непредставление документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
По смыслу статьи 51 ЗК РФ, при строительстве линейных объектов разрешение на строительство выдается в соответствии с проектом планировки территории и проектом межевания территории, при этом градостроительного плана земельного участка не требуется.
Между тем в соответствии с положениями статей 23, 78, 89, 90 ЗК РФ нахождение инженерных коммуникаций на земельных участках не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций. В данном случае собственник инженерных коммуникаций имеет право требовать ограничение прав собственника (владельца) земельного участка, на котором расположены данные инженерные коммуникации, в связи с установлением охранных зон таких объектов, а также в случаях установления сервитута на земельный участок в соответствии с положениями статьи 274 ГК РФ, статьи 23 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах непредставление заявителем в регистрирующий орган иных правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых расположен подземный линейный объект, размещение и эксплуатация которого на земельном участке допускается путем установления сервитута, не могло послужить основанием для отказа в государственной регистрации права собственности заявителя на линейный объект.
Аналогичный вывод изложен Верховным Судом Российской Федерации, в определении от 11.11.2015 N 310-КГ15-14023 по делу N А54-6835/2013.
Линейные объекты в силу их технических особенностей и, как правило, большой протяженности размещаются на значительном количестве земельных участков (в том числе под их поверхностью), которые принадлежат различным лицам, относятся к различным категориям и имеют различные виды разрешенного использования.
Действовавшее на момент выдачи разрешения на строительство законодательство в полной мере не учитывало особенности линейных объектов. Указание всех земельных участков, через которые проходят линейные объекты, законом не требовалось.
При таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания требовать от заявителя представления правоустанавливающих документов на все земельные участки, по которым проходит кабельная линия, за исключением земельного участка, на котором располагается здание производственного назначения - производственный корпус МВП N 2, для электроснабжения которого предназначена кабельная линия. Согласно действующему земельному законодательству возможно использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", вступившему в силу с 01.03.2015, линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, отнесены к видам объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В связи с тем, что часть трассы кабельной линии проходит от земельного участка заявителя к подстанции "Кряжская" под землями, правообладателем которых является Российская Федерация, с учетом положений статьи 39.36 ЗК РФ, пользование вышеуказанными земельными участками в целях размещения кабельной линии с 01.03.2015 возможно без их предоставления и установления сервитутов.
Отклоняя доводы Управления Росреестра о том, что наличие права собственности заявителя на земельный участок, на котором расположена надземная часть кабельной линии, и разрешения на ввод в эксплуатацию, подтверждающего законность создания кабельной линии, недостаточно для государственной регистрации права собственности на данный объект и в силу положений статьи 222 ГК РФ, статьи 25 Закона о регистрации для регистрации права собственности на кабельную линию необходимо подтвердить права заявителя на земельные участки, в пределах которых расположена подземная часть спорного сооружения, суд апелляционной инстанции со ссылкой на действующее законодательство указал, что указанный довод сделан без учета специфики регистрации линейного сооружения, в том числе инженерной коммуникации, а также порядка предоставления земельного участка под строительство подземного линейного объекта.
Кроме того, согласно нормам действующего законодательства (пункты 1, 5 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300) подземная кабельная линия отнесена к видам объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Данное постановление принято после окончания строительства кабельной линии, однако заявление на регистрацию подано в период, когда оно вступило в силу, следовательно, оно распространяется на отношения, возникающие при регистрации указанных в нем объектов. Несмотря на то, что кабельная линия была завершена строительством до принятия указанного постановления, на что указывает заинтересованное лицо в отзыве, данное постановление в совокупности с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 26.01.2017 N 175-0, письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.03.016 N 6013-ПК/Д23, действующими нормами земельного и градостроительного законодательства устанавливает правила размещения сложных объектов недвижимости и использования земельных участков на которых они расположены.
Таким образом, строительство кабельной линии осуществлялось на законных основаниях, было согласовано с уполномоченными органами, а также правообладателями земельных участков, в пределах которых она расположена.
Суды, оценив доводы общества о неполучении им сообщения от 31.10.2016 N 63/001/324/2016-2159 об отказе в государственной регистрации ипотеки, в отсутствие доказательств обратного, учитывая, что заявление о государственной регистрации ипотеки заявитель не отзывал и результаты его рассмотрения не были известны заявителю на момент подачи заявления в арбитражный суд, учитывая удовлетворение арбитражным судом заявленных требований по настоящему делу, обоснованно исходили из того, что отказ в регистрации ипотеки от 31.10.2016, который согласно отзыву на заявление был вынесен в связи с отказом в регистрации права собственности на сооружение, является также незаконным.
Согласно пункту 2 статьи 17 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных Законом о регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона о регистрации и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями абзаца 2 пункта 2 статьи 19 Закона о регистрации, с учетом положений пунктов 2.1 и 3 данной статьи, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов только лишь в случае, если в течение срока приостановления государственной регистрации не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав.
Однако, несмотря на устранение причин приостановления государственной регистрации путем представления заявителем дополнительных документов и недостающего заявления о регистрации ипотеки, Управление Росреестра, вопреки вышеназванным нормам Закона о регистрации, отказало в государственной регистрации права собственности на кабельную линию на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации, указав в сообщении об отказе помимо причин, указанных ранее в уведомлении о приостановлении, новую причину - часть кабельной линии расположена также на неразграниченной земле.
В связи с этим решение Управления Росреестра об отказе заявителю в государственной регистрации права собственности на кабельную линию на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации, изложенное в сообщении об отказе, не соответствует требованиям статей 16, 17, 18, 19, 20 Закона о регистрации, в силу чего нарушает права и законные интересы заявителя.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды пришли к правомерному выводу о том, что отказ Управления Росреестра в государственной регистрации является незаконным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приведенные в кассационной жалобе доводы противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии Управления Росреестра с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08.06.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2016 по делу N А55-31456/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
М.В. Коноплёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В связи с тем, что часть трассы кабельной линии проходит от земельного участка заявителя к подстанции "Кряжская" под землями, правообладателем которых является Российская Федерация, с учетом положений статьи 39.36 ЗК РФ, пользование вышеуказанными земельными участками в целях размещения кабельной линии с 01.03.2015 возможно без их предоставления и установления сервитутов.
Отклоняя доводы Управления Росреестра о том, что наличие права собственности заявителя на земельный участок, на котором расположена надземная часть кабельной линии, и разрешения на ввод в эксплуатацию, подтверждающего законность создания кабельной линии, недостаточно для государственной регистрации права собственности на данный объект и в силу положений статьи 222 ГК РФ, статьи 25 Закона о регистрации для регистрации права собственности на кабельную линию необходимо подтвердить права заявителя на земельные участки, в пределах которых расположена подземная часть спорного сооружения, суд апелляционной инстанции со ссылкой на действующее законодательство указал, что указанный довод сделан без учета специфики регистрации линейного сооружения, в том числе инженерной коммуникации, а также порядка предоставления земельного участка под строительство подземного линейного объекта.
Кроме того, согласно нормам действующего законодательства (пункты 1, 5 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300) подземная кабельная линия отнесена к видам объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 февраля 2018 г. N Ф06-28390/17 по делу N А55-31456/2016