г. Казань |
|
01 февраля 2018 г. |
Дело N А12-14038/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 30.01.018.
Полный текст постановления изготовлен - 01.02.2018.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
истца - индивидуального предпринимателя Иванова Ивана Геннадьевича - Абашева Р.Р., доверенность,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Иванова Ивана Геннадьевича, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.07.2017 (судья Наумова М.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2017 (председательствующий судья Землянникова В.В., судьи Кузьмичев С.А., Смирников А.В.,)
по делу N А12-14038/2017
по заявлению индивидуального предпринимателя Иванова Ивана Геннадьевича, г. Волгоград, к Департаменту экономического развития администрации Волгограда, г. Волгоград, третьи лица: администрация Краснооктябрьского района г. Волгограда, г. Волгоград, администрация Волгограда, г. Волгоград, Департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, г. Волгоград, о признании незаконным решения формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Иванов Иван Геннадьевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Департаменту экономического развития администрации Волгограда (далее - департамент) о признании незаконным решения межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, оформленное протоколом заседания от 18.01.2017-19.01.2017 N 1-2017 в части не включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы места размещения по адресу: г. Волгоград, пересечение ул. им. Маршала Еременко и ул. им. Пельше (на расстоянии более 24 м. от кафе) (номер 3.552 в схеме 2012-2016 года), обязании включить в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы место размещения по адресу: г. Волгоград, пересечение ул. им. Маршала Еременко и ул. им. Пельше (на расстоянии более 24 м. от кафе) (номер 3.552 в Схеме 2012-2016 года).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.07.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2017, отказано в удовлетворении заявленных требований.
Предприниматель, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт о признании незаконным решения, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель предпринимателя просил судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, указывая на неполное исследование обстоятельств дела.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Между администрацией Краснооктябрьского района Волгограда (далее - администрация) и предпринимателем заключен договор аренды земельного участка от 10.03.2016, для размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Волгоград, пересечение ул. им. Маршала Еременко и ул. им. Пельше.
Предприниматель обратился в администрацию с заявлением от 19.08.2016 о включении указанного места в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы.
Решением межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, оформленном протоколом заседания от 18.01.2017-19.01.2017 N 1-2017, место размещения по вышеуказанному адресу не включено в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021.
Полагая решение межведомственной комиссии незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды двух инстанций, исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц. Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Заявитель согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Решение об исключении или об отказе в исключении места размещения нестационарного торгового объекта из Схемы принимается в соответствии с Порядком разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области, утвержденным приказом Комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД (далее - Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов), согласно пункту 2.2. которого схема разрабатывается с учетом требований земельного законодательства, нормативных правовых актов в сфере градостроительной деятельности, сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия; санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды, благоустройства, розничной торговли, в том числе регулирования оборота табачных изделий, алкогольной продукции (включая пиво и напитки, изготавливаемые на его основе) и иными нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные требования к размещению нестационарных торговых объектов и правил осуществления торговой деятельности.
Пунктом 2.4. Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов предусмотрено, что разработка схемы осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления или его структурным подразделением с учетом предложений органов государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и граждан. Для организации работы по разработке схемы или внесению в нее изменений уполномоченный орган местного самоуправления создает межведомственную комиссию, состав и порядок деятельности которой устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования. Пунктом 2.7 Порядка предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты и граждане, заинтересованные в разработке схемы могут направлять в уполномоченный орган свои предложения относительно мест размещения нестационарных торговых объектов.
Предложение заинтересованных лиц о включении мест размещения нестационарных торговых объектов в схему оформляется в виде заявления, которое должно содержать следующие сведения: адресные ориентиры, площадь места размещения нестационарного торгового объекта, предлагаемого для включения в схему; вид нестационарного торгового объекта, предлагаемого для включения в схему; вид деятельности, специализация (при ее наличии) нестационарного торгового объекта, предлагаемого для включения в схему. К указанному заявлению прилагается копия инженерно-топографического плана в масштабе М 1:500 с нанесенными на нее границами места расположения нестационарного торгового объекта, предлагаемого для включения в схему. Предложения могут быть поданы в течение 30 календарных дней со дня размещения информации о разработке схемы. Предложения, поданные с нарушением требований, установленных пунктом 2.7 Порядка, уполномоченным органом при разработке проекта схемы не учитываются, о чем уполномоченный орган обязан известить заинтересованных лиц.
Уполномоченный орган в течение 30 календарных дней со дня истечения срока, указанного в пункте 2.7 Порядка с учетом предложений заинтересованных лиц, разрабатывает проект схемы и осуществляет его согласование с органами местного самоуправления (их структурными подразделениями), уполномоченными: в области градостроительной деятельности; в области земельных отношений; в области организации благоустройства; в области обеспечения благоприятной окружающей среды; в области предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения; в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения; в области организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; в области торговли (п. 2.8). Срок согласования проекта схемы составляет не более 14 календарных дней с даты поступления в каждый из органов (структурных подразделений). Согласование, отказ в согласовании проекта схемы, замечания (предложения) к проекту схемы оформляются письменно и направляются в уполномоченный орган. В случае наличия у согласующих органов (их структурных подразделений) возражений относительно мест размещения нестационарных торговых объектов они указываются в письменных замечаниях с обоснованием причин таких возражений.
В случае неполучения согласованного проекта схемы согласующим органом (структурным подразделением) в течение 3 рабочих дней с даты истечения установленного для согласования срока, проект схемы считается согласованным таким органом (структурным подразделением), что предусмотрено пунктом 2.10 Порядка. Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня истечения срока для согласования проекта схемы, направляет его в комиссию с приложением предложений, указанных в пункте 2.7 Порядка, и документов о согласовании или отказе в согласовании проекта схемы, поступивших из согласующих органов.
По результатам рассмотрения документов, указанных в пункте 2.7 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов, комиссия принимает решение о включении мест размещения нестационарных торговых объектов в схему или отказе во включении.
Постановлением администрации от 29.06.2016 N 974 "О межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда" (далее - постановление N 974) предусмотрено, что в полномочия администрации районов Волгограда включено осуществление разработки проектов схем размещения нестационарных торговых объектов на территориях районов Волгограда, проектов внесения изменений в схемы размещения нестационарных торговых объектов на территориях районов Волгограда; согласование проектов схем, проектов изменений схем с отраслевыми (функциональными) структурными подразделениями администрации Волгограда - Департаментом экономического развития администрации Волгограда, Департаментом земельных ресурсов администрации Волгограда, Департаментом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда, Комитетом транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда, Комитетом гражданской защиты населения администрации Волгограда, а при необходимости и с органами исполнительной власти Волгоградской области; по результатам согласования - направлять в межведомственную комиссию по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда согласованные (без замечаний) проекты схем и проекты изменений схем по утвержденной форме.
В соответствии с пунктом 4 постановления администрации N 974 Департамент экономического развития администрации Волгограда на основании решения межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда осуществляет разработку в установленном порядке проекта постановления администрации Волгограда о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда.
В соответствии с Порядком схема утверждается не позднее чем за 1 месяц до истечения срока действия предыдущей Схемы.
18.01.2017-19.01.2017, 30.01.2017 состоялись заседания межведомственной комиссии, по результатам которых было принято решение отказать во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов места на пересечение ул. им. Маршала Еременко и ул. им. Пельше (на расстоянии более 24 м. от кафе). Протоколы заседаний межведомственной комиссии размещены на официальном сайте администрации Волгограда www.volgadmin.ru - раздел "Департамент экономического развития"/"Потребительский рынок Волгограда".
Основанием для отказа во включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов места на пересечение ул. им. Маршала Еременко и ул. им. Пельше (на расстоянии более 24 м. от кафе) послужило наличие решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления в отношении территории, на которой планируется размещение НТО о комплексном благоустройстве земельного участка, что подтверждается постановлением администрации от 11.01.2017 N 15 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по формированию городской среды, включающего комплексное благоустройство территорий Волгограда".
Приказом Комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 30.12.2016 N 39-н "О внесении изменений в Приказ комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов Волгоградской области" в пункт 2.14 внесены изменения, в соответствии с которыми основанием для отказа во включении мест размещения нестационарных торговых объектов является наличие решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления в отношении территории, на которой планируется размещение нестационарного торгового объекта о комплексном благоустройстве земельного участка.
Приказом комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 17.03.2017 N 17-н "О внесении изменений в Приказ комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов Волгоградской области" требования смягчены, при комплексном благоустройстве земельного участка запрет на размещение распространился только на следующие виды нестационарных торговых объектов: киоски, павильоны, торговые галереи.
При таких обстоятельствах довод о том, что решение об отказе во включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы места размещения нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: г. Волгоград, пересечение ул. им. Маршала Еременко и ул. им. Пельше (на расстоянии более 24 м от кафе) (номер 3.552 в Схеме 2012-2016 года), принято на заседании межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда 18.01.2017-19.01.2017, 30.01.2017, тогда как такое основание для отказа во включении места размещения нестационарного торгового объекта имеется в пункте 2.14 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов только с 17.03.2017 судами отклонен, поскольку частью 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ не предусмотрена обязанность администрации включать все торговые объекты в Схему размещения нестационарных торговых объектов.
Невключение в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы спорного места размещения нестационарного торгового объекта не является произвольным, обосновано несоответствием указанного места размещения нестационарного торгового объекта требованиям действующего законодательства.
Довод кассатора о длительном нерассмотрении администрацией его заявления в данном случае не может служить основанием к отмене принятых судебных актов, так как на день вынесения комиссией оспариваемого решения вышеназванное постановление от 11.01.2017 было принято.
Отказывая в удовлетворении кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не может не учитывать выводы, содержащиеся в судебных постановлениях судов апелляционной и кассационной инстанций от 9.10.2017 и 17.01.2018 по делу N А12-11301/2017. Названными судебными актами отказано в требованиях предпринимателя к администрации Краснооктябрьского района города Волгограда о признании незаконными действий администрации по демонтажу спорного торгового объекта.
Доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.07.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2017 по делу N А12-14038/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 17.03.2017 N 17-н "О внесении изменений в Приказ комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов Волгоградской области" требования смягчены, при комплексном благоустройстве земельного участка запрет на размещение распространился только на следующие виды нестационарных торговых объектов: киоски, павильоны, торговые галереи.
При таких обстоятельствах довод о том, что решение об отказе во включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы места размещения нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: г. Волгоград, пересечение ул. им. Маршала Еременко и ул. им. Пельше (на расстоянии более 24 м от кафе) (номер 3.552 в Схеме 2012-2016 года), принято на заседании межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда 18.01.2017-19.01.2017, 30.01.2017, тогда как такое основание для отказа во включении места размещения нестационарного торгового объекта имеется в пункте 2.14 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов только с 17.03.2017 судами отклонен, поскольку частью 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ не предусмотрена обязанность администрации включать все торговые объекты в Схему размещения нестационарных торговых объектов."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 февраля 2018 г. N Ф06-29106/17 по делу N А12-14038/2017