г. Казань |
|
07 февраля 2018 г. |
Дело N А55-2595/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Савкиной М.А., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Самарский государственный социально-педагогический институт" - Дуфинец В.И. доверенность от 25.01.2018,
министерства строительства Самарской области - Блиновой М.В. доверенность от 10.01.2018,
государственной инспекции строительного надзора Самарской области - Черкасова М.К. доверенность от 09.01.2018, Мартыновой О.А. доверенность от 09.01.2018,
в отсутствие представителя:
Департамента градостроительства городского округа Самара - извещенного надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы министерства строительства Самарской области и государственной инспекции строительного надзора Самарской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2017 (председательствующий Корнилов А.Б., судьи Засыпкина Т.С., Кувшинов В.Е.)
по делу N А55-2595/2017
по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Самарский государственный социально-педагогический институт" к министерству строительства Самарской области, государственной инспекции строительного надзора Самарской области, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Департамента градостроительства городского округа Самара о признании действий незаконными и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Самарский государственный социально-педагогический институт" (далее - ФГБОУ ВО "Самарский государственный социально-педагогический университет") обратилось в арбитражный суд Самарской области с заявлением к министерству строительства Самарской области, в котором просило обязать министерство строительства Самарской области выдать истцу разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства "Здание учебного корпуса по адресу: город Самара, Самарский район, ул. Льва Толстого, дом 47".
В качестве третьих лиц, к участию в деле привлечены Государственная инспекция строительного надзора Самарской области и Департамент градостроительства городского округа Самара.
До принятия судом первой инстанции решения, заявитель уточнил требования и просил признать действия Государственной инспекции строительного надзора Самарской области, выраженные в отказе в выдаче заключения о соответствии построенного (реконструированного) объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, незаконными и нарушающими его права в сфере экономической деятельности в виде создания препятствий на осуществление образовательной деятельности в данном учебном корпусе, осуществляемой в том числе за плату в соответствии с государственным заданием Министерства образования и науки Российской Федерации.
Признать действия министерства строительства Самарской области, выражающиеся в требовании представления градостроительного плана земельного участка в отношении объекта, разрешение на строительство которого выдано на основании архитектурно-планировочного задания, незаконными и нарушающими право заявителя в сфере экономической деятельности.
Обязать министерство строительства Самарской области выдать разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства "Здание учебного корпуса по адресу: город Самара, Самарский район, ул. Льва Толстого, д. 47".
Также, заявитель просил привлечь Государственную инспекцию строительного надзора Самарской области в качестве соответчика по делу.
Суд первой инстанции отказал в принятии уточнений в части требований заявителя к Государственной инспекции строительного надзора и привлечения в качестве второго ответчика по делу, усмотрев нарушения статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.05.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, выводы суда первой инстанции об отказе в принятии уточнений к Государственной инспекции строительного надзора и привлечения ее в качестве второго ответчика по делу признаны ошибочными, поскольку заявление института изначально содержало доводы о несогласии с действиями как министерства строительства Самарской области, так и Государственной инспекции строительного надзора.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2017, апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам рассмотрения дела в суде первой инстанции на основании части 4 статьи 270 АПК РФ.
Государственная инспекция строительного надзора Самарской области привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
Приняты уточнения заявленных требований, в которых заявитель просил:
Признать незаконными действия Государственной инспекции строительного надзора Самарской области по отказу выдать заявителю заключение о соответствии реконструированного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Обязать Государственную инспекцию строительного надзора Самарской области устранить нарушения законных прав и интересов заявителя - выдать ФГБОУ ВО "Самарский государственный социально-педагогический университет" требуемое заключение.
Признать незаконными действия министерства строительства Самарской области по отказу в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства "Здание учебного корпуса по адресу: город Самара, Самарский район, ул. Льва Толстого, д. 47".
Обязать министерство строительства Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи ФГБОУ ВО "Самарский государственный социально-педагогический университет" разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства "Здание учебного корпуса по адресу: город Самара, Самарский район, ул. Льва Толстого, д. 47".
Рассмотрев ходатайство ФГБОУ ВО "Самарский государственный социально-педагогический университет" о восстановлении срока на обращение с заявлением о признании незаконными действий государственных органов, оценив с учетом требований статьи 71 АПК РФ представленные в дело документы, руководствуясь положениями части 4 статьи 198 АПК РФ, суд апелляционной инстанции восстановил пропущенный трехмесячный срок на обращение в суд.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2017, решение Арбитражного суда Самарской области от 31.05.2017 отменено, по делу принят новый судебный акт, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Признаны незаконными действия Государственной инспекции строительного надзора Самарской области по отказу выдать заявителю заключение о соответствии реконструированного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Государственной инспекции строительного надзора Самарской области вменена обязанность устранить нарушения законных прав и интересов заявителя путем выдачи ФГБОУ ВО "Самарский государственный социально-педагогический университет" требуемое заключение.
Признаны незаконными действия министерства строительства Самарской области по отказу в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства "Здание учебного корпуса по адресу: город Самара, Самарский район, ул. Льва Толстого, д. 47".
Суд обязал министерство строительства Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи ФГБОУ ВО "Самарский государственный социально-педагогический университет" разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства "Здание учебного корпуса по адресу: город Самара, Самарский район, ул. Льва Толстого, д. 47".
Министерство строительства Самарской области и Государственная инспекция строительного надзора Самарской области, не согласившись с постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2017 обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят его отменить как несоответствующие нормам материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела, оставить в силе решение Арбитражного суда Самарской области от 31.05.2017.
По мнению заявителей кассационных жалоб, институт, при наличии не оспоренных и непризнанных незаконными действий Государственной инспекции строительного надзора Самарской области по отказу выдачи заключения о соответствии реконструированного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации, предпринял попытку обойти законодательно установленные правила о сроке для обжалования действий органов и организаций, а также о возможности восстановления пропущенного срока только при наличии уважительных причин, путем искажения фактических обстоятельств дела и неверной интерпретации процедуры получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства.
Проверив законность постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2017, исходя из требований статьи 286 АПК РФ и доводов, содержащихся в кассационных жалобах, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об его отмене, кассационные жалобы подлежащие удовлетворению, с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований в силу следующего.
Судебными инстанциями из материалов дела установлено, что заявителю на праве оперативного управления принадлежит здание учебного корпуса Самарского государственного социально-педагогического университета, расположенное по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. Льва Толстого, дом 47.
28 апреля 2007 года заявителю выдано разрешение на строительство (реконструкцию) указанного здания N RU 63301000-016, со сроком действия до 28.04.2019.
По окончании реконструкции, заявитель обратился в Государственную инспекцию строительного надзора Самарской области за получением заключения о соответствии реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
Государственной инспекцией строительного надзора Самарской области проведена выездная проверка, по результатам которой составлен акт от 19.07.2016 о невозможности выдать заключение, со ссылкой на наличие нарушений (замечаний) отраженных в акте проверки.
В дальнейшем, заявитель обратился в министерство строительства Самарской области о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства "Здание учебного корпуса по адресу: город Самара, Самарский район, ул. Льва Толстого, д. 47".
Уведомлением от 20.10.2016 министерство строительства Самарской области отказало в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, со ссылкой на отсутствие в пакете документов: технического плана объекта капитального строительства, градостроительного плана земельного участка, заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Кроме того, указано на отсутствие в пакете документов доказательств направления письма в департамент градостроительства городского округа Самара, содержащего сведения об исполнении застройщиком требований части 18 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ФГБОУ ВО "Самарский государственный социально-педагогический университет" в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что Государственной инспекцией строительного надзора Самарской области выявлены замечания, отраженные в акте проверки от 19.07.2016 N 02-23/349, которые заявитель не устранил и не обжаловал, не выполнено требование части 18 статьи 51 ГрК РФ, поэтому отказ министерства строительства Самарской области в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции на основании части 4 статьи 270 АПК РФ.
Рассматривая дело по существу по правилам суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что указанные Государственной инспекцией строительного надзора Самарской области в акте проверки от 19.07.2016 N 02-23/349 замечания не касаются нарушений требований проектной документации, а вызваны изменениями требований СНиП, которые имели место с момента получения разрешения на реконструкцию в 2007 году и до момента обращения за получением разрешения на ввод реконструированного объекта в эксплуатацию в 2016 году, технический план представлен заявителем в арбитражный суд в ходе рассмотрения дела, сведения об исполнении застройщиком требований части 18 статьи 51 ГрК РФ заявителем выполнены 29.06.2017, представление градостроительного плана земельного участка при реконструкции объекта капитального строительства не требуется.
Однако судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 55 ГрК РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документации.
Перечень документов, предоставление которых является обязательным, установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации.
На основании части 4 статьи 54 ГрК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, которое устанавливает порядок осуществления государственного строительного надзора в Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 54 ГрК РФ и пункта 4 Положения предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, наличия разрешения на строительство; выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 ГрК РФ.
Согласно положению государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 ГрК РФ извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации. Застройщик или заказчик обязан заблаговременно, но не позднее, чем за семь рабочих дней до начала строительства объекта капитального строительства направить в уполномоченный орган извещение о начале работ с приложением необходимой для надзора документацией.
В соответствии с пунктом 18 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54, орган государственного строительного надзора отказывает в выдаче заключения, если при реконструкции объекта капитального строительства были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Государственной инспекцией строительного надзора Самарской области проведена выездная проверка, по результатам которой составлен акт от 19.07.2016 о невозможности выдать заключение, со ссылкой на наличие нарушений (замечаний) отраженных в акте проверки.
Однако, выявленные замечания, которые отражены в акте проверки от 19.07.2016 N 02-23/349 заявителем не устранены, соответствующие доказательства в арбитражный суд при рассмотрении дела не представлены.
Вывод суда апелляционной инстанции, что указанные Государственной инспекцией строительного надзора Самарской области в акте проверки от 19.07.2016 N 02-23/349 замечания не касаются нарушений требований проектной документации, а вызваны изменениями требований СНиП, которые имели место с момента получения разрешения на реконструкцию в 2007 году и до момента обращения за получением разрешения на ввод реконструированного объекта в эксплуатацию в 2016 году не основан на материалах дела.
Так, заявитель не доказал и не представил в материалы дела выполнение в полном объеме первоначально подготовленного проекта, прошедшего положительную государственную экспертизу.
В целях решения вопросов по пожарной безопасности реконструируемого учебного корпуса по заданию института были разработаны в 2013 году специальные технические условия на проектирование и строительство.
Поэтому в акте проверки от 19.07.2016 N 02-23/349 относительно выявленных нарушений Государственная инспекция строительного надзора ссылалась на нормативные акты, принятые после 2006 года, а именно, на Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СП 1.13130.2009, СП 2.13130.2009, СП 4.13130.2013.
Доказательств получения положительной экспертизы реконструированного объекта капитального строительства, либо выполнение требований первоначальной проектной документации на реконструкцию в 2007 году заявителем также не представлено и материалы дела не содержат.
Иной подход фактически будет свидетельствовать о том, что заявитель, не выполнив требования первоначальной проектной документации, не выполняет взамен этого и требования разработанных впоследствии СТУ, не обеспечивая тем самым необходимой пожарной безопасности объекта, предназначенного для ежедневного нахождения в нем большого количества учащихся и преподавателей.
Законность решений и действий государственных органов должна проверяться арбитражным судом на дату совершения анализируемых решений и действий, с учетом представленных и имевшихся у государственного органа документов, на основании которых орган принимал соответствующее решение и совершил определенное действие.
Относительно технического плана, то данного документа не было у ФГБОУ ВО "Самарский государственный социально-педагогический университет" на дату обращения в Арбитражный суд Самарской области (06.02.2017). Данный факт институт отразил в своем заявлении и обязался за время производства по арбитражному делу изготовить технический план и представить арбитражному суду.
Аналогичное нарушение имело место со стороны института и в отношении непредставления им в министерство строительства Самарской области документов, свидетельствующих о выполнении требований части 18 статьи 55 ГрК РФ.
Фактически институт направил в Департамент градостроительства г.о. Самара документы во исполнении части 18 статьи 55 ГрК РФ 29.06.2017, то есть после рассмотрения дела в суде первой инстанции (решение Арбитражного суда Самарской области от 31.05.2017).
Суд кассационной инстанции соглашается с выводом суда апелляционной инстанции в части отсутствия нарушения со стороны заявителя по пункту 2 части 3 статьи 55 ГрК РФ - не представление градостроительного плана земельного участка, которое не требуется при реконструкции объекта капитального строительства.
При таких обстоятельствах дела, министерство строительства Самарской области законно отказало в предоставлении государственной услуги на основании пункта 1 части 6 статьи 55 ГрК РФ, поскольку заявитель не представил весь пакет документов, необходимых для оказания государственной услуги.
Следовательно, в силу пункта 1 части 6 статьи 55 ГрК РФ отказ министерства строительства Самарской области в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является правомерным.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Поскольку судом апелляционной инстанции фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, суд округа считает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2017 по делу N А55-2595/2017 отменить, кассационные жалобы удовлетворить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Приостановление исполнения постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2017 по настоящему делу, принятое определением Арбитражного суда Поволжского округа от 04.12.2017, отменить.
Поручить Арбитражному суду Самарской области расходы по уплате государственных пошлин по заявлению, апелляционной и кассационной жалобам, перераспределить в порядке статей 110, 319, 325 АПК РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
М.А. Савкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Фактически институт направил в Департамент градостроительства г.о. Самара документы во исполнении части 18 статьи 55 ГрК РФ 29.06.2017, то есть после рассмотрения дела в суде первой инстанции (решение Арбитражного суда Самарской области от 31.05.2017).
Суд кассационной инстанции соглашается с выводом суда апелляционной инстанции в части отсутствия нарушения со стороны заявителя по пункту 2 части 3 статьи 55 ГрК РФ - не представление градостроительного плана земельного участка, которое не требуется при реконструкции объекта капитального строительства.
При таких обстоятельствах дела, министерство строительства Самарской области законно отказало в предоставлении государственной услуги на основании пункта 1 части 6 статьи 55 ГрК РФ, поскольку заявитель не представил весь пакет документов, необходимых для оказания государственной услуги.
Следовательно, в силу пункта 1 части 6 статьи 55 ГрК РФ отказ министерства строительства Самарской области в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является правомерным."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 февраля 2018 г. N Ф06-28226/17 по делу N А55-2595/2017