г. Казань |
|
15 февраля 2018 г. |
Дело N А06-445/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Егоровой М.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителя:
заявителя - Данилова А.Г., доверенность от 10.01.2018,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Областной наркологический диспансер"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 03.07.2017 (судья Блажнов Д.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2017 (председательствующий судья Акимова М.А., судьи Веряскина С.Г., Смирников А.В.)
по делу N А06-445/2017
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Областной наркологический диспансер", г. Астрахань (ИНН 3015010543, ОГРН 1023000858154) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, г. Астрахань (ИНН 3015011410, ОГРН 1023000863390), заинтересованные лица: Саморегулируемая организация Союз предприятий безопасности "Партнерство", г. Астрахань (ИНН 3017063318, ОГРН 1103000000333), общество с ограниченной ответственностью Охранное Агентство "Аргус", г. Астрахань (ИНН 3018017900, ОГРН 1033000810072) о признании решения от 25.10.2016 N 126-К-03-15 незаконным,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Областной наркологический диспансер" (далее - ГБУЗ АО "ОНД", заявитель, учреждение) с заявлением о признании незаконным решения Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - антимонопольный орган, Астраханское УФАС России) от 25.10.2016 N 126-К-03-15.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 03.07.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2017 решение Арбитражного суда Астраханской области от 03.07.2017 оставлено без изменения.
ГБУЗ АО "ОНД", не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что в действиях учреждения отсутствуют признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Суды не применили к спорным правоотношениям приказ Минздрава России от 29.12.2012 N 1631 н "Об утверждении Порядка определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казёнными государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации". Судами не дана оценка письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.09.2016 N 14-2/2079660.
Кроме того, заявитель считает предписание антимонопольного органа неисполнимым, поскольку разъяснений относительно порядка его исполнения от антимонопольного органа не получено. Полагает, что решением и предписанием антимонопольный орган незаконно ограничил учреждение в оказании платных медицинских услуг, относящихся к основным видам его деятельности.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Астраханское УФАС России и заинтересованные лица в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия Астраханского УФАС России и заинтересованных лиц.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившегося в судебное заседание представителя заявителя, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, находит принятые по делу судебные акты подлежащими отмене.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 25.10.2016 Астраханским УФАС России вынесено решение по делу N 126-К-03-15, которым учреждение признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) путем применения цен на платные услуги медицинского освидетельствования врачом психиатром-наркологом пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия и применения цен на проведение химико-токсикологического исследования наличия в организме человека наркотических веществ, психотропных веществ и их метаболитов для проведения медицинского освидетельствования врачом психиатром-наркологом пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия в целях получения удостоверения частного охранника.
По мнению антимонопольного органа, указанные действия учреждения привели к ущемлению интересов неопределенного круга лиц на рынках оказания услуг медицинского освидетельствования граждан врачом психиатром-наркологом на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, в целях получения удостоверения частного охранника, проведения химико-токсикологического исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов для проведения медицинского освидетельствования врачом психиатром-наркологом на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника в целях получения удостоверения частного охранника.
Заявителю выдано предписание от 25.10.2016 N 126-К-03-15 с учетом определения об исправлении описки от 18.11.2016 о прекращении нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в течение 30 дней с момента его получения путем прекращения применения цен на платные услуги медицинского освидетельствования врачом психиатром-наркологом пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия в целях получения удостоверения частного охранника, оказываемые ГБУЗ АО "ОНД", утвержденных приказом главного врача ГБУЗ АО "ОНД" от 31.12.2014 N 137, и прекращения применения цен на проведение химико-токсикологического исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов для проведения медицинского освидетельствования врачом психиатром-наркологом пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия в целях получения удостоверения частного охранника, утвержденных приказом главного врача ГБУЗ АО "ОНД" от 31.12.2014 N 137.
Учреждение, не согласившись с указанными актами антимонопольного органа, обратилось в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу о наличии у антимонопольного органа оснований для принятия оспоренного решения и вынесения предписания.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться, недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Для квалификации деяния как злоупотребления доминирующим положением (то есть нарушения антимонопольного законодательства) достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из следующих последствий: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Суды пришли к выводу о том, что антимонопольный орган правомерно квалифицировал действия заявителя, занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, поскольку заявитель в нарушение установленного порядка ценообразования самостоятельно приказом главного врача ГБУЗ АО "ОНД" от 31.12.2014 N 137 утвердил и применял цены на платные услуги по медицинскому освидетельствованию врачом психиатром-наркологом пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия в целях получения удостоверения частного охранника, по проведению химико-токсикологического исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов для проведения медицинского освидетельствования врачом психиатром-наркологом пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия в целях получения удостоверения частного охранника. Указанный факт влечет ограничение конкуренции, поскольку ставит заявителя в неравное положение с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на данном товарном рынке.
Между тем выводы судебных инстанций сделаны при неверном применении норм материального права.
Согласно части 3 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", пункту 2 Правил определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг, пункту 27 Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг. Размер платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг (к их числу согласно пункту 27 Перечня относится медицинское освидетельствование с выдачей справки), устанавливается федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006) порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливаются органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей.
Услуги по медицинскому освидетельствованию врачом психиатром-наркологом пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия в целях получения удостоверения частного охранника, по проведению химико-токсикологического исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов для проведения медицинского освидетельствования врачом психиатром-наркологом пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия в целях получения удостоверения частного охранника в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" и Перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (ред. от 08.12.2016) "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" являются платными медицинскими услугами.
Поскольку ГБУЗ АО "ОНД" является государственным бюджетным учреждением здравоохранения Астраханской области, соответственно вышеуказанный порядок определения цен устанавливается Министерством здравоохранения Астраханской области.
Минздрав Астраханской области 10.07.2014 принял распоряжение Минздрава Астраханской области N 982р "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг".
В соответствии с пунктом 5 Методики утвержденной Распоряжением Минздрава Астраханской области от 10.07.2014 N 982р определение цен (тарифов) на платные медицинские услуги прейскурант на платные услуги, оказываемые государственными учреждениями здравоохранения Астраханской области, утверждается руководителем учреждения здравоохранения.
Приказом главного врача ГБУЗ АО "ОНД" от 31.12.2014 N 137 утвержден прейскурант цен на платные медицинские услуги, оказываемые в ГБУЗ АО "ОНД", в том числе на платные услуги по медицинскому освидетельствованию врачом психиатром-наркологом пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия в целях получения удостоверения частного охранника, по проведению химико-токсикологического исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов для проведения медицинского освидетельствования врачом психиатром-наркологом пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия в целях получения удостоверения частного охранника.
Таким образом, исходя из вышеуказанных положений приведенных нормативных правовых актов следует, что ГБУЗ АО "ОНД" издало спорный приказ при наличии соответствующих полномочий.
Следовательно, выводы судов о том, что заявитель в нарушение установленного порядка ценообразования самостоятельно приказом главного врача ГБУЗ АО "ОНД" от 31.12.2014 N 137 утвердил и применял цены на платные услуги по медицинскому освидетельствованию врачом психиатром-наркологом пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия в целях получения удостоверения частного охранника, по проведению химико-токсикологического исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов для проведения медицинского освидетельствования врачом психиатром-наркологом пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия в целях получения удостоверения частного охранника являются ошибочными, как основанные на неправильном применении норм материального права, что является основанием для отмены судебных актов и признания решения антимонопольного органа незаконным.
Согласно части 3 статьи 286 АПК РФ при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ в случае выявления несоответствия выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой инстанции, и имеющимся в деле доказательствам, нарушения либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, арбитражным судом кассационной инстанции выносится постановление об отмене обжалуемого решения, постановления.
Поскольку все обстоятельства дела установлены, не требуется установления новых обстоятельств и исследования дополнительных доказательств, суд кассационной инстанции, отменяя судебные акты, не находит оснований для направления дела на новое рассмотрение и считает возможным принять по делу новый судебный акт, удовлетворив требования ГБУЗ АО "ОНД".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 03.07.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2017 по делу N А06-445/2017 отменить.
Принять новый судебный акт.
Требования государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Областной наркологический диспансер" удовлетворить.
Признать решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 25.10.2016 N 126-К-03-15 незаконным.
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Областной наркологический диспансер".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.В. Логинов |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Услуги по медицинскому освидетельствованию врачом психиатром-наркологом пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия в целях получения удостоверения частного охранника, по проведению химико-токсикологического исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов для проведения медицинского освидетельствования врачом психиатром-наркологом пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия в целях получения удостоверения частного охранника в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" и Перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (ред. от 08.12.2016) "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" являются платными медицинскими услугами.
...
решение Арбитражного суда Астраханской области от 03.07.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2017 по делу N А06-445/2017 отменить."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 февраля 2018 г. N Ф06-29114/17 по делу N А06-445/2017