г. Казань |
|
19 февраля 2018 г. |
Дело N А65-20909/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Баширова Э.Г., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в Альметьевском, Заинском, Лениногорском районах Республики Татарстан - Мурадымовой Л.В. доверенность от 09.01.2018 N 65-Д, Мухаметшина И.Р. доверенность от 12.02.2018 N 167-Д,
в отсутствие:
индивидуального предпринимателя Клевцова Ильи Николаевича - извещенного надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в Альметьевском, Заинском, Лениногорском районах Республики Татарстан
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2017 (председательствующий Бажан П.В., судьи Засыпкина Т.С., Кувшинов В.Е.)
по делу N А65-20909/2017
по заявлению индивидуального предпринимателя Клевцова Ильи Николаевича (ОГРНИП 309168908600046) к территориальному отделу управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в Альметьевском, Заинском, Лениногорском районах Республики Татарстан об отмене постановлений по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Клевцов Илья Николаевич (далее - заявитель, предприниматель, ИП Клевцов И.Н.) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Лениногорскому Территориальному отделу управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (далее - ответчик, административный орган, Роспотребнадзор) о признании незаконными и отмене постановления от 26.06.2017 N 27/100 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) виде штрафа в размере 3 000 рублей, постановления от 26.06.2017 N 27/101 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2017 заявленные требования удовлетворены частично.
Признано незаконным и отменено постановление от 26.06.2017 N 27/100, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2017 отменено решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2017 в части отказа в признании незаконным и отмене постановления от 26.06.2017 N 27/101 о привлечении ИП Клевцова И.Н. к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
В данной части принят новый судебный акт.
Признано незаконным и отменено постановление Территориального отдела управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в Альметьевском, Заинском, Лениногорском районах Республики Татарстан от 26.06.2017 N 27/101 о привлечении индивидуального предпринимателя Клевцова Ильи Николаевича к административной ответственности, предусмотренной части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Административный орган, не согласившись с принятым постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2017 в части признания и отмене постановления от 26.06.2017 N 27/101 о привлечении ИП Клецова И.Н к административной ответственности, предусмотренной части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит в указанной части отменить, признать постановление от 26.06.2017 N 27/101 законным и обоснованным.
Проверив законность судебного акта в обжалуемой части, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об ее удовлетворении, отмене постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2017 в обжалуемой части и оставлении в данной части в решения суда первой инстанции в силу следующего.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан от 27.04.2017 N 1575/25-вп/в в отношении ИП Клевцова И.Н. проведена внеплановая проверка.
18 мая 2017 года составлен акт проверки N 1575/25-вп/в.
31 мая 2017 года в присутствии представителя предпринимателя составлены: протокол N 27/097-Л об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.5 КоАП РФ и протокол N 27/098-Л об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения указанных протоколов в отношении предпринимателя соответственно вынесены: постановление от 26.06.2017 N 27/100 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.5, постановление от 26.06.2017 N 27/101 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ
Признавая незаконным и отменяя постановление от 26.06.2017 N 27/100 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.5 суд первой инстанции пришел к выводу, что за совершение описанного в протоколе и в оспариваемом постановлении деяния, а именно реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии, ответственность предусмотрена иной нормой главы 14 КоАП РФ, а именно статьей 14.45 КоАП РФ, в связи с чем выявленное нарушение должно было быть квалифицировано административным органом по статье 14.45 КоАП РФ.
В данной части решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2017 не обжаловалось сторонами ни в суд апелляционной инстанции, ни в суд кассационной инстанции.
Предметом кассационного обжалования является постановление от 26.06.2017 N 27/101 о привлечении индивидуального предпринимателя Клевцова Ильи Николаевича к административной ответственности, предусмотренной части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Из постановления от 26.06.2017 N 27/101 следует, что в магазине "Ивушка" ИП Клевцовым И.Н. осуществлялась реализация парфюмерно-косметическое средство "Одеколон О, жен" (производство: ЗАО "Новая Заря", 115162, Россия, М-162, г. Москва, ул. Павла Андреева, 23) с нарушением требований к маркировке парфюмерно-косметической продукции, а именно этикетка не содержит наименование и место нахождения организации (юридический адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя, сведения о способах применения парфюмерно-косметической продукции, отсутствие которых может привести к неправильному использованию потребителем парфюмерно-косметической продукции,
В данной части суд первой инстанции пришел к выводу, что маркировка парфюмерно-косметического средства "Одеколон О, жен" соответствует требованиям Технического регламента ТС 009/2011, поскольку содержит наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну), на таре имеется информация о целях использования продукции.
Предметом кассационного обжалования является пункт 2 постановления от 26.06.2017 N 27/101.
В пункте 2 оспариваемого постановления указано, что парфюмерно-косметическое средство "1 EAU DE TOILETTE 80 ML 2.7 FL/OZ/ 75% VOL" (парфюмерная вода) без маркировки данной парфюмерно-косметической продукции путем нанесения информации для потребителя в виде надписей, цифровых, цветовых и графических обозначений на этикетку с учетом требований к маркировке, указанных в приложениях 2, 3, 4, 5; наименование, название (при наличии) парфюмерно- косметической продукции; назначение парфюмерно-косметической продукции, если это не следует из наименования продукции; наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну); страна происхождения парфюмерно-косметической продукции (если страна где расположено производство продукции не совпадает с юридическим адресом изготовителя); наименование и место нахождения организации (юридический адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (уполномоченный представитель изготовителя или импортер), если изготовитель не принимает претензии сам на территории государства-члена ТС; срок годности: дата изготовления (месяц, год) и срок годности (месяцев, лет), или надпись "годен до" (месяц, год) или "использовать до" (месяц, год); описание условий хранения в случае, если эти условия отличаются от стандартных; особые меры предосторожности (при необходимости) при применении продукции, в том числе информация о предупреждениях, изложенных в приложениях 2-5 технического регламента; номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерно-косметической продукции; сведения о способах применения парфюмерно-косметической продукции, отсутствие которых может привести к неправильному использованию потребителем парфюмерно- косметической продукции; список ингредиентов в соответствии с пунктом 9.3 статьи 5 ТР ТС 009/2011; на продукции парфюмерно- косметическое средство "1 EAU DE TOILETTE 80 ML 2.7 FL/OZ/ 75% VOL" (парфюмерная вода) отсутствует маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов ТС.
Данное правонарушение квалифицированно административным органом по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Суд первой инстанции согласился с позицией административного органа о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей (часть 1 статьи 14.43 КоАП РФ).
В рассматриваемом случае суд первой инстанции посчитал обоснованным вывод административного органа в пункте 2 оспариваемого постановления о несоответствии маркировки парфюмерной воды "1 EAU DE TOILETTE 80 ML 2.7 FL/OZ/ 75 % VOL" требованиям ТР ТС 009/2011, установив, отсутствие на реализуемой продукции единого знака обращения на рынке государств - членов Таможенного союза (ЕАС), что в данном случае охватывается нарушением требований ТР ТС в части допуска в обращение парфюмерно-косметической продукции без соответствующего сертификата соответствия, и что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
ИП Клевцовым И.Н. в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой были представлены фотографии вторичной упаковки парфюмерной воды (коробка от флакона) в соответствии с пунктом 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанций".
В апелляционной жалобе предприниматель указал, что указанная парфюмерная вода передается потребителю не отдельно в первичной упаковке(флакон), а вместе со вторичной упаковкой(цветной коробки). В данном случае вся маркировка и информация (ЕАС) была нанесена на вторичную упаковку, что соответствует требованиям ТР ТС 009/2011.
Принимая во внимание указанные обстоятельства суд апелляционной инстанции сделал вывод, что действующим законодательством не предусмотрена необходимость маркировки парфюмерно-косметической продукции только на первичной упаковке косметической продукции.
В рассматриваемом случае административным органом исследовалась только первичная упаковка парфюмерно-косметического средства "1 EAU DE TOILETTE 80 ML 2.7 FL/OZ/ 75 % VOL", что следует из фотоматериалов приложенных к материалам административного дела.
Вместе с тем, ТР ТС 009/2011 содержит в себе понятие термина и определения потребительской тары, который четко указывает о том, что потребительская тара парфюмерно-косметической продукции представляет собой первичную или совокупность первичной и вторичной упаковки парфюмерно-косметической продукции.
На потребительской таре реализуемой предпринимателем парфюмерно-косметического средства была указана вся необходимая информация и маркировка.
Правовые основания для нанесения маркировки косметической продукции только на первичную или на вторичную упаковки у производителя отсутствуют.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии в данном случае состава вменяемого предпринимателю административного правонарушения по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, что в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Однако судом апелляционной инстанции к обстоятельством конкретного дела не учтено следующее.
В соответствии со статьёй 26. 2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Частью 2 статьи 26.3 КоАП РФ установлено, что объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.
Согласно статьей 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Да, действительно, действующим законодательством не предусмотрена необходимость маркировки парфюмерно-косметической продукции только на первичной упаковке, в данном случае флаконе, при наличии вторичной упаковки(цветной коробки), либо потребительской тары, на которых указана вся необходимая информация в соответствии с требованиями ТР ТС 009/2011.
Между тем, из материалов административного дела следует, что административным органом исследовалась только первичная упаковка парфюмерно-косметического средства "1 EAU DE TOILETTE 80 ML 2.7 FL/OZ/ 75 % VOL" (флакон), поскольку коробка(упаковка) на которой имеется маркировка, либо потребительская тара при проведении проверки индивидуальным предпринимателем представлены не были.
При этом флакон имелся на реализации только в единичном экземпляре.
О наличии вторичной упаковки к флакону либо потребительской тары в суде первой инстанции предпринимателем также не заявлялось.
В ходе проведения проверки индивидуальным предпринимателем не приведены доказательства того, что при реализации одного флакона к нему имелась коробка на которой имеется маркировка, данная коробка при проведении проверки административном органом индивидуальным предпринимателем не была представлена.
Представление коробки от флакона в суд апелляционной инстанции не свидетельствует и не подтверждает тот факт, что данная коробка имелась в момент проведения проверки при реализации товара и не доказывает законность действий индивидуального предпринимателя при реализации парфюмерно-косметического средства "1 EAU DE TOILETTE 80 ML 2.7 FL/OZ/ 75 % VOL".
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Поскольку обстоятельства дела установлены арбитражным судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, а судом апелляционной инстанций неправильно применены нормы права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ считает, что постановление суда апелляционной инстанций в обжалуемой части подлежит отмене на основании статьи 288 АПК РФ, с оставлением в силе в данной части решение суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2017 по делу N А65-20909/2017 отменить в части признания незаконным и отмене постановления Территориального отдела управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в Альметьевском, Заинском, Лениногорском районах Республики Татарстан от 26.06.2017 N 27/101 о привлечении индивидуального предпринимателя Клевцова Ильи Николаевича к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в виде наложения административного штрафа в размере 20 000 рублей, кассационную жалобу удовлетворить.
В отмененной части оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2017 по делу N А65-20909/2017.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
Э.Г. Баширов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьёй 26. 2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Частью 2 статьи 26.3 КоАП РФ установлено, что объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 февраля 2018 г. N Ф06-28676/17 по делу N А65-20909/2017