г. Казань |
|
07 марта 2018 г. |
Дело N А12-16850/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Топорова А.В., Савкиной М.А.,
при участии представителей:
заявителя - Ломакина Д.И., доверенность от 19.02.2018 N 28-10/31, Клещевниковой О.М., доверенность от 19.02.2018 N 28-10/30, Котенджи Т.А., доверенность от 14.12.2017 N 28-10/422,
Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Бухарина Е.Р., доверенность от 16.01.2018 N 23/75-18, Ванягина А.А., доверенность от 20.02.2018 N 23/167-18,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.08.2017 (судья Пономарева Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2017 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Землянникова В.В., Комнатная Ю.А.)
по делу N А12-16850/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" (410052, г. Саратов, пр. им. 50 лет Октября, д. 118А, ОГРН 1026403049815, ИНН 6453010110) к Нижне-Волжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (400074, г. Волгоград, ул. Огарева, д. 15, ОГРН 1023403462488, ИНН 3444046034) о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" (далее - ООО "Газпром трансгаз Саратов", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным предписания Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Нижне-Волжское управление Ростехнадзора, административный орган) от 30.03.2017 N П-127/24/56.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.08.2017, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2017, заявленные требования удовлетворены, признано недействительным предписание Нижнее-Волжского управления Ростехнадзора от 30.03.2017 N П-127/24/56, выданное ООО "Газпром трансгаз Саратов". С административного органа в пользу общества взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Нижне-Волжское управление Ростехнадзора, не согласившись с вынесенными судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В отзыве ООО "Газпром трансгаз Саратов", полагая решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в заседании суда кассационной инстанции 22.02.2018 объявлялся перерыв до 01.03.2018 до 9 час.10 мин.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей административного органа и заявителя, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 02.08.2016 N 127дсп Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора проведена внеплановая документарная проверка (в рамках постоянного надзора) в отношении филиала ООО "Газпром трансгаз Саратов" Александровогайское линейное производственное управление магистральных газопроводов, эксплуатирующего опасный производственный объект "Участок магистрального газопровода Александровогайского ЛПУМГ", по результатам которой составлен акт от 31.03.2017 N А-127/24/111.
В ходе проверки административный орган пришел к выводу о нарушении обществом требований части 1 статьи 9, пунктов 1, 5 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), пункта 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации 26.12.2013 peг. N 30855 (далее - ФНИП от 14.11.2013 N 538), выразившиеся в эксплуатации опасных производственных объектов - участков магистрального газопровода, технических устройств без проведения экспертиз промышленной безопасности с оформлением положительного заключения, внесенного в реестр заключений экспертизы, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке безопасной эксплуатации.
Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора 30.03.2017 ООО "Газпромтрансгаз Саратов" выдано предписание N П-127/24/56, согласно которому обществу надлежит в срок до 01.07.2017 принять меры по устранению выявленных нарушений.
ООО "Газпром трансгаз Саратов", полагая, что выданное административным органом предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 11 статьи 16 Закона N 116-ФЗ на опасных производственных объектах I класса опасности устанавливается режим постоянного государственного надзора в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон 294-ФЗ). Порядок осуществления постоянного государственного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что в материалах дела отсутствуют доказательства направления ООО "Газпром трансгаз Саратов" уведомления для ознакомления с актом проверки 31.03.2017 посредством электронной почты, а также доказательства получения обществом данного уведомления. Акт проверки от 31.03.2017 N А-127/24/111 составлен административным органом в одностороннем порядке без вызова и уведомления общества, для ознакомления и подписания руководителю ООО "Газпром трансгаз Саратов" не вручался, подпись от имени общества в акте проверки отсутствует, сведения об отказе ООО "Газпром трансгаз Саратов" от ознакомления с актом или отказа от подписи не зафиксированы.
Указав, что доказательства наличия объективных причин, препятствовавших вручению акта и предписания в порядке, установленном частью 4 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ, административным органом не представлены, в том числе, не подтверждена доказательствами невозможность вручения акта и предписания представителю общества непосредственно после их оформления, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении административным органом требований части 4 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ, что является в силу пункта 6 части 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ грубым нарушением требований к организации и проведению проверки.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных Федеральным законом от 26.12.2008 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Из содержания оспариваемого предписания от 30.03.2017 N П-127/24/56 следует, что в рассматриваемом случае обществу вменяется эксплуатации опасных производственных объектов - участков магистрального газопровода (пункты 1-31, 38, 39 предписания), технических устройств (пункты 32-37 предписания) без проведения экспертиз промышленной безопасности с оформлением положительного заключения, внесенного в реестр заключений экспертизы, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке безопасной эксплуатации.
Суд первой инстанции, указав, что согласно пункту 2 статьи 7 Закона N 116-ФЗ к техническим устройствам понятие "срок безопасной эксплуатации" не применимо, поскольку срок службы или количество циклов нагрузки технических устройств устанавливаются его производителем, установил, что срок службы камер запуска и приема очистных устройств (пункты 32-37 оспариваемого предписания), установленный производителем, составляет 40 лет, и административный орган не исследовал паспорта изделий, не установив срока службы камер запуска и приема очистных устройств, необоснованно сделал вывод о необходимости проведения экспертизы промышленной безопасности.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что конденсатопровод и газоизмерительная станция (объекты, указанные в оспариваемом предписании) входят в состав линейной части магистрального газопровода, как его неотъемлемая часть, и требования по проведению экспертизы промышленной безопасности на данные объекты как самостоятельные отсутствуют.
Судом первой инстанции отмечено, что в материалах проверки отсутствуют какие-либо сведения о проектной, технической документации, на основании которой административный орган пришел к выводу о необходимости проведения экспертизы промышленной безопасности в отношении данных технических сооружений и устройств.
Придя к выводу, что заявителем выполняются требования Правил безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 06.11.2013 N 520, и СТО Газпром 2-2.3-095-2007 "Методические указания по диагностическому обследованию линейной части магистральных газопроводов", утвержденного распоряжением ОАО "Газпром" от 29.12.2006 N 441, суд первой инстанции счел, что административный орган не представил суду доказательства наличия в действиях общества нарушения обязательных требований при эксплуатации участка магистрального газопровода Александровогайского ЛПУМГ и признать недействительным оспариваемое предписание от 30.03.2017 N П-127/24/56.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В кассационной жалобе Нижне-Волжское управление Ростехнадзора оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, полагая, что в силу положений статьи 13 Закона N 116-ФЗ и пункта 7 ФНИП от 14.11.2013 N 538 общество должно провести экспертизу промышленной безопасности.
Все доводы кассационной жалобе были заявлены в судах первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.
В силу положений статьи 1 Закона N 116-ФЗ под экспертизой промышленной безопасности понимается определение соответствия объектов экспертизы промышленной безопасности, указанных в части 1 статьи 13 Закона N116-ФЗ, предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности.
Суд кассационной инстанции отмечает, что часть 1 статьи 13 Закона N 116-ФЗ среди подлежащих экспертизе промышленной безопасности выделяет "технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона", а также "здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий".
В отношении "технических устройств" Закон N 116-ФЗ четко установил случаи проведения экспертизы промышленной безопасности - технические устройства подлежат экспертизе промышленной безопасности по истечении срока службы устройства или при превышении количества циклов его нагрузки, установленного производителем, либо при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства (абзацы 3, 4 части 2 статьи 7, абзацы 3, 4 части 1 статьи 13 Закона N 116-ФЗ);
Суд первой инстанции, установив, что срок службы технических устройств - камер запуска и приема очистных устройств (пункты 32-37 оспариваемого предписания), установленный производителем, составляет 40 лет, и административный орган, вынося предписание, не исследовал паспорта изделий, не установил срок службы вышеуказанных технических средств, обоснованно признал предписание в данной части недействительным.
Часть 1 статьи 13 Закона N 116-ФЗ не устанавливает случаи, при которых необходимо провести экспертизу промышленной безопасности "зданий и сооружений на опасном производственном объекте_", в отличие от случаев, установленных в отношении "технических устройств" (статья 7 Закона N 116-ФЗ), указывая, что экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (часть 3 статьи 13 Закона N 116-ФЗ).
Абзацами 1-5 пункта 7 ФНИП от 14.11.2013 N 538 определено, что "здания и сооружения на опасном производственном объекте_, подлежат экспертизе:
- в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;
- в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
- после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
- по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы".
Экспертиза зданий и сооружений в силу абзаца 7 пункта 7 ФНИП от 14.11.2013 N 538 проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.
Однако Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора не представлено судам доказательств наступления условий (случаев), предусмотренных абзацами 1-5 пункта 7 ФНИП от 14.11.2013 N 538, на "сооружениях - участках магистрального газопровода Александровогайского ЛПУМГ" (пункты 1-31, 38, 39 предписания), а также не указан действующий нормативный акт (абзац 7 пункта 7 ФНИП от 14.11.2013 N 538), устанавливающий требования промышленной безопасности к "сооружениям - участкам магистрального газопровода" на опасном производственном объекте.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств. В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит основания для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.08.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2017 по делу N А12-16850/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В отношении "технических устройств" Закон N 116-ФЗ четко установил случаи проведения экспертизы промышленной безопасности - технические устройства подлежат экспертизе промышленной безопасности по истечении срока службы устройства или при превышении количества циклов его нагрузки, установленного производителем, либо при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства (абзацы 3, 4 части 2 статьи 7, абзацы 3, 4 части 1 статьи 13 Закона N 116-ФЗ);
...
Часть 1 статьи 13 Закона N 116-ФЗ не устанавливает случаи, при которых необходимо провести экспертизу промышленной безопасности "зданий и сооружений на опасном производственном объекте_", в отличие от случаев, установленных в отношении "технических устройств" (статья 7 Закона N 116-ФЗ), указывая, что экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (часть 3 статьи 13 Закона N 116-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 марта 2018 г. N Ф06-30616/18 по делу N А12-16850/2017