г. Казань |
|
15 марта 2018 г. |
Дело N А57-13175/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Егоровой М.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителя:
заявителя - Бариновой В.М., доверенность от 09.01.2018,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.09.2017 (судья Михайлова А.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2017 (председательствующий судья Землянникова В.В., судьи Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А57-13175/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Частная клиника N 1", г. Саратов (ОГРН 1026403361445, ИНН 6454050885) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова, г. Саратов (ОГРН 1066455012546, ИНН 6455044186) о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Частная клиника N 1" (далее - ООО "Частная клиника N 1", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова (далее - УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова, Пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 17.03.2017 N 300 о привлечении ООО "Частная клиника N 1" к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, об обязании Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Частная клиника N 1" и возместить оплаченную недоимку по дополнительному тарифу по решению от 17.03.2017 N 300, а также оплаченные пени, штрафы общей суммой 34 538,45 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06.09.2017 заявленные требования общества удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2017 решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.09.2017 оставлено без изменения.
Пенсионный фонд, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований ООО "Частная клиника N 1" отказать в полном объеме.
Представитель общества в судебном заседании отклонила кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Пенсионный фонд в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия Пенсионного фонда.
Представитель общества в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве на кассационную жалобу. Просила решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав явившегося в судебное заседание представителя общества, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова в отношении ООО "Частная клиника N 1" была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
После окончания проверки был составлен акт выездной проверки N 300 от 09.02.2017, в котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения, а именно: неправомерное в нарушение частей 1, 2, 2.1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) неисчисление страховых взносов по дополнительным тарифам в 2013 году (ставка 4%), 2014 году (ставка 6%), 2015 году (ставка 9%) с сумм выплат рентген-лаборанту, врачу-рентгенологу (список N 1), что привело к занижению базы в сумме 364 244,58 руб. и неуплате страховых взносов в размере 23 773,09 руб.
По результатам проверки Пенсионным фондом вынесено решение N 300 от 17.03.2017, которым ООО "Частная клиника N 1" привлечено к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Частная клиника N 1" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования общества, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что у Пенсионного фонда отсутствовали основания для доначисления соответствующих сумм страховых взносов, пени и привлечения заявителя к ответственности в виде штрафа.
Судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 01.01.2015 - в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), применяются с 01.01.2013 следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 данной статьи: в 2013 году - 4%, в 2014 году - 6%, в 2015 году - 9%.
Часть 4 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ предусматривала, что плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам, установленным частями 1 и 2 данной статьи, по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", вступившим в законную силу с 01.01.2014, часть 4 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ признана утратившей силу.
Вместе с тем, введена в действие часть 2.1 статьи 58.3, которая предусматривает установление "нулевой" ставки дополнительного тарифа, если по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класс условий труда является оптимальным и допустимым.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), в соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Указанные списки предусматривают, что при определении стажа на соответствующих видах работ, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применять Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда - Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
К работникам, занятым на указанных видах работ, на основании раздела XXIII "Общие профессии" Списка N 1 относятся рентгенологи, врачи-рентгенологи.
Пенсионным фондом при проведении проверки установлено, что 30.08.2011 в ООО "Частная клиника N 1" проведена аттестация рабочего места по условиям труда рентген-лаборанта, врача-рентгенолога, общая оценка условий труда по степени вредности и опасности - допустимые, класс условий труда - 2 (карты аттестации 49, 50).
Настаивая на правомерности оспариваемого решения, Пенсионный фонд указывает на то, что часть 2.1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ используется только для определения тарифа, в том числе и до 01.01.2014, а не закрепляет законодательную обязанность по уплате дополнительных страховых взносов, как это предусмотрено частями 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ с единственным условием - занятости на определенных видах работ.
Между тем, как верно указали суды, Пенсионным фондом не учтено нижеследующее.
Как определено в пункте 7 статье 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ), с 01.01.2014 при установлении дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации, с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной оценки условий труда.
При этом, согласно части 4 статьи 27 Закона N 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 данного Закона. При этом для целей, определенных статьей 7 данного Закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу данного Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" результаты аттестации, проведенной до 01.01.2014, которые действительны до окончания срока их действия применяются при определении установленного частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными.
Как верно указали суды, из совокупности приведенных положений следует, что в 2013-2015 гг. страхователь освобождается от уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу в случае, если по итогам аттестации рабочего места, условия труда соответствующего работника не будут признаны вредными либо опасными.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание результаты проведенной до 01.01.2014 аттестации в отношении врача-рентгенолога, рентген-лаборанта, суды пришли к правомерному выводу о том, что у заявителя отсутствовала обязанность в 2013-2015 гг. уплачивать дополнительные тарифы страховых взносов с выплат, произведенных врачу рентгенологу и рентген-лаборанту.
Суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении заявленных требований судами установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для иной оценки данных обстоятельств и выводов судов не находит.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, не нарушены.
Доводы ответчика, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационной жалобы ответчика необоснованными и не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.09.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2017 по делу N А57-13175/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.В. Логинов |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как определено в пункте 7 статье 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ), с 01.01.2014 при установлении дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации, с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной оценки условий труда.
При этом, согласно части 4 статьи 27 Закона N 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 данного Закона. При этом для целей, определенных статьей 7 данного Закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу данного Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" результаты аттестации, проведенной до 01.01.2014, которые действительны до окончания срока их действия применяются при определении установленного частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 марта 2018 г. N Ф06-30582/18 по делу N А57-13175/2017