г. Казань |
|
19 марта 2018 г. |
Дело N А55-12787/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
государственного учреждения - Самарское Региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 10, Самарская область, г. Тольятти - Инкиной А.П., доверенность от 28.12.2017,
государственного казенного учреждения Самарской области "Тольяттинский социальный приют для лиц без определенного места жительства и занятий" - Незамаевой И.В., доверенность от 01.06.2017 N 2, Абдуллаевой У.К., доверенность от 01.06.2017 N 1,
в отсутствие иных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного казенного учреждения Самарской области "Тольяттинский социальный приют для лиц без определенного места жительства и занятий",
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.10.2017 (судья Мешкова О.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Бажан П.В., Корнилов А.Б.)
по делу N А55-12787/2017
по заявлению государственного учреждения - Самарское Региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 10, Самарская область, г. Тольятти, к государственному казенному учреждению Самарской области "Тольяттинский социальный приют для лиц без определенного места жительства и занятий", Самарская область, г. Тольятти, третье лицо: Федосеева Лариса Александровна, Самарская область, с. Подстепки, о взыскании 84 416,28 руб.,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Самарское Региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 10 (далее - Фонд социального страхования, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к государственному казенному учреждению Самарской области "Тольяттинский социальный приют для лиц без определенного места жительства и занятий" (далее - Учреждение, Тольяттинский социальный приют, ответчик) о взыскании излишне выплаченного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 84 416,28 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федосеева Лариса Александровна.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.10.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017, заявленные требования удовлетворены.
Тольяттинский социальный приют, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Фонд социального страхования, в представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отзыве на кассационную жалобу просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Тольяттинский социальный приют является страхователем в силу положений статьи 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).
Страхователем Тольяттинским социальным приютом 21.07.2015 для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет застрахованному лицу - Федосеевой Л.А. в Фонд социального страхования был направлен электронный реестр сведений, содержащий следующие данные: ребенок, за которым осуществляется уход, дата рождения, очередность рождения: Федосеева Есения, 21.01.2015, третий; период выплаты пособия по уходу за ребенком: с 01.07.2015 по 31.07.2016; средний заработок: 433 649,86 руб.; количество дней в расчетном периоде: 365.
На основании представленных страхователем сведений Федосеевой Л.А. было рассчитано и выплачено пособие по уходу за ребенком до полутора лет, исходя из расчета: 433 649,86 х 365 х 30,4 х 40% = 14 447,05 руб.
Выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет по заявлению Федосеевой Л.А. осуществлена на лицевой счет застрахованного лица платежными поручениями на общую сумму 187 811,65 руб.
В период с 20.02.2017 по 22.02.2017 Фондом социального страхования, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ была проведена выездная проверка полноты и достоверности сведений, влияющих на право получения застрахованными лицами и исчисление размера соответствующего вида страхового обеспечения, иных выплат и расходов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294.
Фондом социального страхования, по результатам данной проверки, составлен акт от 01.03.2017 N 75, справка к нему, из которого следует, что ответчик предоставил недостоверные сведения о количестве календарных дней в расчетном периоде для исчисления пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - Федосеевой Ларисе Александровне.
По данным страхователя, число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата, составляет 365 дней, а согласно представленному для проверки отчету - 663 дня.
Из материалов дела следует, что согласно представленным для проверки документам Федосеева Л.А. ушла в отпуск по уходу за ребенком до полутора лет с 23.05.2017. Ей было назначено пособие в сумме 7953,49 руб. за полный календарный месяц. При этом представлен расчет, в котором среднедневной заработок составляет 654,07 руб.
Исходя из расчетных ведомостей по начислению заработной платы, Федосеева Л.А. получила пособие по уходу за ребенком до полутора лет за май 2015 года в сумме 2309,08 руб., за июнь 2015 года в сумме 7953,49 руб., то есть без нарушений по назначению и выплате пособия.
Отпуск по уходу за третьим ребенком до полутора лет у Федосеевой Л.А. наступил в мае 2015 года (до перехода на "пилотный проект").
При передаче сведений в июле 2015 года в Фонд социального страхования для назначения и выплаты пособия по уходу за ребенком до полутора лет, застрахованному лицу - Федосеевой Л.А. страхователем - Тольяттинский социальный приют был представлен электронный реестр с ошибками, то есть содержащий недостоверные сведения для исчисления пособия.
В результате чего был завышен среднедневной заработок застрахованного лица и размер пособия. В двух предшествующих годах, взятых для расчета пособия, число учитываемых календарных дней составляет 663, а в заявлении о выплате пособия было указано 365 дней.
Кроме того, Фондом социального страхования установлено, что в заявлении от 23.05.2017 Федосеева Л.А. просила предоставить отпуск с 23.05.2015, а приказом от 20.07.2015 N 166, оформленным спустя 2 месяца, отпуск предоставлен с 22.05.2015 по 31.07.2016, хотя в листке нетрудоспособности по беременности и родам отпуск предоставлен до 22.05.2015, а приступить к работе - с 23.05.2015. Но в заявлениях страхователя и в реестрах указан иной приказ - от 18.05.2015 N 115, хотя само заявление от 23.05.2015, а на проверку ревизору был предоставлен приказ от 20.07.2015 N 166
Тольяттинский социальный приют письмом от 22.05.2015 N 332 уточнил, что срок отпуска считать по 31.07.2016.
В заявлении, направленном для назначения и выплаты пособия в Фонд социального страхования, срок выплаты пособия организацией указан с 22.05.2015 (а не с 23.05.2015) по 30.06.2016 ссылкой на приказ от 18.05.2015 N 115, а не представленный на проверку приказ от 20.07.2015 N 166.
В реестре, направленном для назначения и выплаты пособия Фонд социального страхования, срок выплаты пособия организацией также указан с 22.05.2015 (а не с 23.05.2015) по 30.06.2016 с ссылкой на приказ от 18.05.2015 N 115, а не предоставленный на проверку приказ от 20.07.2015 N 166.
Кроме того, заявителем было обнаружено, что справка от второго родителя была получена только 15.07.2015, а пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет застрахованному лицу выплачивалось с мая 2015 года. Следовательно, страхователь, назначая и выплачивая пособие, не собрал всех необходимых документов, требуемых законодательством для назначения и выплаты пособия.
Справка была затребована страхователем только тогда, когда документы для назначения и выплаты пособия передавались в Фонд социального страхования при переходе Самарской области на "прямые выплаты" с 01.07.2015.
Таким образом, в связи с предоставлением страховщиком недостоверных данных в Фонд социального страхования произошли излишне понесенные затраты страховщиком (убытки), то есть Федосеевой Л.А. было излишне выплачено пособие по уходу за ребенком до полутора лет в общем размере 84 416,28 руб. (187811,65 - 103 395,37) руб.
Фондом социального страхования в адрес ответчика была направлена претензия от 06.04.2017 N 07-28/07/5800 с уведомлением о факте излишне понесенных расходов в связи с предоставлением учреждением недостоверных сведений и требованием вернуть излишне уплаченную сумму пособия.
Ответ на претензию с возражениями получен Фондом социального страхования 25.04.2017.
Поскольку денежные средства в добровольном порядке не были возвращены в Фонд социального страхования, изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Самарской области с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, исходя из анализа исследованных доказательств, имеющихся в материалах дела, и установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, пришли к выводу об удовлетворении заявленных обществом требований, при этом исходили из следующего.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2016 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматиз ма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Самарская область с 01.07.2015 участвует в реализации пилотного проекта, предусматривающего особый порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В рамках реализации пилотного проекта выплата пособий застрахованным лицам осуществляется на основании документов и сведений, представляемых страхователями, напрямую из средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Указанным постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2016 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перечень документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, определяется в соответствии с Федеральными законами "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
В порядке пункта 3 Положения страхователь не позднее 5-ти календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 Положения, представляет в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту регистрации, поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом социального страхования Российской Федерации.
Страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют в сроки, установленные пунктом 3 настоящего Положения, в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (далее - "реестр сведений"), в электронной форме по форматам, установленным Фондом. Формы реестров сведений и порядок их заполнения утверждаются Фондом (пункт 4 Положения).
Согласно пункту 8 Положения после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий напрямую застрахованным лицам
Судами установлено и следует из материалов дела, что 21.07.2015 ответчик направил в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации реестр сведений в электронной форме по форматам, установленным Фондом, для оплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в пользу застрахованного лица - гражданки Федосеевой Л.А.
В указанном реестре ответчиком были отражены обязательные для заполнения сведения по расчетному периоду (2013 - 2014 годы), календарным дням (365 дней) и сумме заработка (за 2013 - 2014 годы - 215 831,72 руб. и 217 818,14 руб. соответственно средний заработок для исчисления пособия составил 433 649,86 руб.) для исчисления среднего заработка в целях расчета ежемесячного пособия застрахованному лицу - Федосеевой Л.А.
Фондом социального страхования была произведена обработка представленных ответчиком реестровых данных и на основании представленных сведений был произведен расчет, назначено и выплачено ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в пользу застрахованного лица - Федосеевой Л.А. исходя из расчета: 433 649,86 х 365 х 30,4 х 40% = 14 447,05 руб.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными заявителем в материалы настоящего дела сканированными копиями электронного реестрового файла.
По данным страхователя, представленным фонду, число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата, составляет 365 дней, а согласно представленному для проверки отчету - 663 дня.
Судами отмечено, что с 01.01.2013 было отменено право выбора по какому законодательству производить расчет среднего заработка. Страховой случай - оформление отпуска по уходу за ребенком до полутора лет наступил в 2015 году. Соответственно в расчет берется только два календарных года, (а не один год как ранее), предшествующих наступлению страхового случая. Расчетный период в данном случае признается равным 730 календарным дням.
Согласно материалам дела, учреждение вместе со сведениями, предусмотренным реестром сведений по форме, утвержденной приказом Фонда социального страхования РФ от 15.06.2012 N 233 "Об утверждении форм реестров_" представило фонду и заявление застрахованного, а также данные для расчета пособия, что подтверждается скриншотами, представленными Управлением.
Фактически реестр формируется из данных, которые вносит в программу работодатель. Для формирования реестра работодатель заполняет электронное заявление, в котором указывает необходимые данные для назначения и получения пособия. При этом в электронном заявлении/реестре предусмотрено заполнение графы "Число календарных дней, учитываемых в расчетном периоде", что видно из представленных сторонами документов.
При таких обстоятельствах, суды пришли к выводу, что ответчик не должен был ставить в реестре количество дней (365), поскольку право выбора, какой период принимать за расчетный (один календарный год или два календарных года) было отменено с 01.01.2013. Количество дней, учитываемых в расчетном периоде, проставляется в электронном заявлении/реестре с вычетом дней, которые исключаются из расчетного периода.
В рассматриваемом же случае должно было быть указано 663 дня, а не 365 дней как было сделано работодателем.
Таким образом, суды правомерно пришли к выводу, что вследствие представления недостоверных сведений ответчиком пособие по уходу за ребенком до полутора лет начислено и оплачено с заниженным количеством дней в расчетном периоде, что является нарушением и противоречит содержанию пункта 3.1. части 3 статьи 14 главы 4 Федерального закона N 255-ФЗ, а именно: средний дневной заработок для исчисления пособия по уходу за ребенком до полутора лет определяется путем деления суммы начисленного заработка за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком до полутора лет, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, а также периоды освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования в соответствии с законодательством не начислялись.
При этом судами указано, что отпуск по уходу за третьим ребенком до полутора лет у Федосеевой Л.А. наступил в мае 2015 года (до перехода на "пилотный проект").
Суды, исследовав и оценив представленные в материал дела документы, пришли к выводу, что при передаче сведений в июле 2015 года в Фонд социального страхования для назначения и выплаты пособия по уходу за ребенком до полутора лет, застрахованному лицу Федосеевой Л.А. страхователем - Тольяттинским социальным приютом был представлен электронный реестр с ошибками, то есть содержащий недостоверные сведения для исчисления пособия. В результате чего был завышен среднедневной заработок застрахованного лица и размер пособия. В двух предшествующих годах, взятых для расчета пособия, число учитываемых календарных дней составляет 663, а в электронном заявлении/реестре о выплате пособия было указано 365 дней.
Поскольку в результате недостоверного отражения ответчиком сведений территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации назначил и выплатил пособие в неверном завышенном размере, следовательно, заявителем излишне выполнено пособие в общем размере 84 416,28 руб. (187 811,65 - 103 395,37(надлежащий общий размер пособия)).
В силу части 4 статьи 15 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи).
Неправильное применение ответчиком действующего законодательства Российской Федерации относительно определения количества дней в расчетном периоде не может быть расценено как счетная ошибка при определении размера пособия по уходу за ребенком, в связи с чем, застрахованное лицо (получатель пособия) не имеет обязанности по возврату в пользу территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации излишне перечисленного пособия.
Согласно пункту 16 Положения за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 15.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Указанные расходы по смыслу части 2 статьи 15.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" являются убытками, понесенными территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 N 304-KГ15-5176).
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права.
Таким образом, суды правомерно пришли к выводу, что излишняя выплата сумм пособий по обязательному социальному - страхованию произошла по причине предоставления ответчиком фонду недостоверных сведений о количестве дней в расчетном периоде, предоставленных посредством электронной почты, что повлекло излишнюю выплату страховщиком пособия по социальному страхованию в сумме 84 416,28 руб.
При этом судами установлено, что размер убытков подтвержден расчетом пособия, платежными поручениями по выплате пособия.
Следовательно, заявитель доказал, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет Федосеевой Л.А. в сумме 84416,28 руб. является излишне выплаченным, и неправомерными действиями ответчика бюджету страховщика причинены убытки в указанном размере.
Доводы ответчика о том, что он правильно указал и представил сведения о среднем дневном заработке 654,07 руб., в связи с чем недостоверность данных отсутствует, как и довод о том, что количество дней в расчетном периоде электронный реестр не содержит, в столбце 25 указана только сумма среднего заработка, были исследованы судами и правомерно отклонены, что нашло свое отражение в судебных актах.
При указанных обстоятельствах суды правомерно пришли к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права к конкретным обстоятельствам дела, не опровергают выводов судов и не подтверждают, что суды неполно и необъективно исследовали все имеющиеся в деле доказательства.
С учетом изложенного кассационная инстанция не усматривает нарушения судами при рассмотрении спора норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 17.10.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017 по делу N А55-12787/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании части 2 статьи 15.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Указанные расходы по смыслу части 2 статьи 15.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" являются убытками, понесенными территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 N 304-KГ15-5176).
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 марта 2018 г. N Ф06-30823/18 по делу N А55-12787/2017