г. Казань |
|
22 марта 2018 г. |
Дело N А55-27336/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Баутдинова Р.М. (доверенность от 27.01.2017 N 7658), Суховой Е.Я. (доверенность от 26.01.2017 N 7667),
ответчика - Малороссиянцева С.Г. (доверенность от 11.01.2018 N 02-27/00279), Ковалевой О.С. (доверенность от 12.07.2017 N 021-27/14165),
третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области - Малороссиянцева С.Г. (доверенность от 29.01.2018 N 12-09/04366),
в отсутствие:
третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Саратовское бюро судебных экспертиз" - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "РусГидро"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.09.2017 (судья Рагуля Ю.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2017 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Засыпкина Т.С., Филиппова Е.Г.)
по делу N А55-27336/2016
по заявлению публичного акционерного общества "РусГидро" (ОГРН 1042401810494, г. Красноярск) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Самарской области (г. Тольятти Самарской области), с участием третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Саратовское бюро судебных экспертиз" (г. Саратов), Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области (г. Самара), о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "РусГидро" (далее - ПАО "РусГидро", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Самарской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 15 по Самарской области, налоговый орган, инспекция), с привлечением третьих лиц общества с ограниченной ответственностью "Саратовское бюро судебных экспертиз", Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - Управление), с уточнением требований, принятых судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения от 08.06.2016 N 29912 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен налог на имущество за 2015 год, начислены пени, а также общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за неполную уплату налога на имущество организаций, в неотмененной управлением части.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.09.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ПАО "РусГидро" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Представитель третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Саратовское бюро судебных экспертиз" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещен.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налогоплательщика, по результатам которой 08.06.2016 вынесено решение N 29912 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом статьи 122 Кодекса за неполную уплату налога на имущество организаций в сумме 4 922 847 руб. 40 коп., а также доначислены налог на имущество организаций в сумме 57 878 679 руб., пени в сумме 207 580 руб. 07 коп.
В порядке соблюдения досудебного порядка урегулирования спора ПАО "РусГидро" обратилось в управление с апелляционной жалобой, которое решением от 11.08.2016 N 03-15/21621 оставило решение инспекции без изменения, а апелляционную жалобу заявителя без удовлетворения.
Также налогоплательщик обратился с жалобой в ФНС России, решением которой от 22.08.2016 N СА-4-9/15287@ решения инспекции от 19.01.2016 N 33199 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и управления от 17.03.2016 N 03-15/06782@ отменены в части начисления авансового платежа по налогу на имущество организации по эпизоду о неправомерном применении обществом пониженной ставки налога на имущество организаций в размере 1,0 % на объекты основных средств с кодами по ОКОФ 14 2925192, 14 3120100, 14 3120103, 14 3120105, 14 3120107, 14 3120143, 14 3120144, 14 3120113, 14 3120114, 14 3120116, 12 4527341 (таблица N 2 решения инспекции), которые не поименованы в перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504.
В этой связи управление письмом от 26.12.2016 N 03-15/37967@ отменило решение инспекции от 08.06.2016 N 29912 в указанной части.
Считая решение инспекции незаконным в неотмененной части, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
Согласно ст. 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество организаций устанавливается Кодексом и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
На основании пункта 1 статьи 373 НК РФ плательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьей 378 НК РФ.
Пунктом 3 статьи 380 НК РФ установлены пониженные налоговые ставки, в том числе, в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 "Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов" (далее - Перечень).
Право на пониженную ставку возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 11 статьи 381 НК РФ; имущество поименовано в Перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации; имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
При этом Перечень имущества, неразрывно связанного с линиями энергопередачи, носит исчерпывающий характер, налогоплательщик не вправе по своему усмотрению расширять пределы действия налоговой льготы.
Следовательно, в соответствии с Перечнем подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне, с учетом иерархической структуры кодов.
В связи с тем, что коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем указанные в Перечне имущества, льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно назван в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения).
Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе "Примечание", состав имущественных объектов по которой является закрытым.
Суды признали, что спорные коды ОКОФ не поименованы в Перечне, не являются составной частью линий энергопередачи, в силу чего льготированию не подлежат.
Доводы заявителя о наличии на балансе общества имущества, которое по своему назначению относится к линиям электропередач, отклонены судами.
Суды учитывали, выводы эксперта (заключение N 433 от 02.11.2015), согласно которому спорные объекты относятся к оборудованию, используемому обществом для собственных нужд, и не участвуют в передаче электроэнергии. Гидроэлектростанция является имущественным комплексом, в деятельность которого входит совокупность взаимосвязанных технологических процессов, целью и результатом которых является выработка, распределение и передача электрической энергии.
Учитывая изложенное, суды пришли к выводу, что спорные объекты основных средств филиала общества являются оборудованием, обеспечивающим выработку, преобразование электроэнергии и не относятся к линиям энергопередачи, а также сооружениями, являющимися неотъемлемой технологической частью указанных объектов и, следовательно, не относятся к имуществу по смыслу Перечня, в отношении которого применяются льготы по налогу на имущество организаций.
В соответствии с пунктом 21 статьи 381 НК РФ организации в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, освобождены от налогообложения в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.
При применении льготы по налогу на имущество организаций по п. 21 ст. 381 НК РФ необходимо руководствоваться Перечнем объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 308 "Об утверждении перечня объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности" (далее - Постановление N 308), а также постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 N 600 "Об утверждении перечня объектов, технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности" (далее - Постановление N 600).
Постановлением N 308 определен закрытый Перечень объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность. Безусловным применением льготы по объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, является указание объекта в Постановлении N 308.
В соответствии с пунктом 85 Перечня, утвержденного Постановлением N 308, объектами, имеющими высокую энергетическую эффективность, признаются турбины паровые, газовые, гидравлические (код ОКОФ 14 2911020), удельный расход энергии ИЭЭФ (индикатор энергетической эффективности) которых не более 2077 кг у.т./т. Указанный индикатор должен рассчитываться на основании единиц измерения, указанных в технической документации производителя, и представляет собой количество натурального топлива, пересчитанного в условное, по их фактическим тепловым эквивалентам, определяемым как отношение низшей теплоты сгорания рабочего состояния топлива к теплоте сгорания 1 кг. условного топлива, необходимое для производства единицы продукции.
Поскольку в гидравлической турбине в качестве рабочего тела используется вода, в ней механическая энергия потока воды преобразуется в энергию вращающегося вала без сжигания топлива, суды признали верным вывод о том, что индикатор энергетической эффективности, указанный в постановлении N 308, не может быть отнесен к показателям, характеризующим ее энергетическую эффективность.
Код ОКОФ, указанный в Постановлении N 308 (14 2911020 - турбины паровые, газовые и гидравлические), не соответствует коду ОКОФ, который применен налогоплательщиком (14 2911141 - турбины гидравлические мощностью до 10 тыс.квт.). Мощность гидравлических турбин налогоплательщика, согласно техническим паспортам 145 тыс.квт.
Поскольку Постановление Правительства РФ от 17.06.2015 N 600 вступает в силу с 30.06.2015 и не имеет обратной силы, налоговая льгота в отношении объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, применяется в отношении новых объектов, то есть введенных с 30.06.2015, и не распространяется на объекты, ранее учтенные на балансе организации.
Учитывая вышеизложенное, суды пришли в обоснованному выводу, что применение льготы к объектам, включенным в перечень Постановления N 600, начинается с 01.07.2015 и распространяется на вновь введенные объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность, которые поставлены на баланс, начиная с 30.06.2015, а также в отношении вошедших в перечень объектов, указанных в Постановлении N 308, у которых не истек 3 летний срок со дня постановки на учет указанного имущества.
Налоговая льгота по налогу на имущество организаций в отношении объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность применяется в отношении новых объектов введенных в эксплуатацию после 30.06.2015. В отношении объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность поставленных на учет в период до 30.06.2015 г. безусловным условием применения льготы по налогу на имущество организаций является наличие объекта в Перечне N 308.
Суды верно отметили, что спорные объекты основных средств, в отношении которых заявлена льгота, находятся непосредственно на территории гидроэлектростанции и участвуют в процессе выработки и преобразования электроэнергии, т.е. являются оборудованием, обеспечивающим выработку, преобразование и передачу электроэнергии до точки разграничения, находятся в зоне балансовой и эксплуатационной ответственности ГЭС, и не относятся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов и, следовательно, не относятся к имуществу по смыслу Перечня, в отношении которого применяются льготы по налогу на имущество организаций.
С учетом вышеизложенного суды признали верными выводы налогового органа о необоснованном применении налоговой льготы по пункту 21 статьи 381 НК РФ в отношении данных объектов.
Отклоняя ходатайство общества о назначении по делу экспертизы, суды пришли к обоснованному выводу о нецелесообразности ее проведения, поскольку в материалах дела имеется экспертное заключение ООО "Саратовское бюро судебных экспертиз", процессуальные нарушения при назначении и проведении данной экспертизы не установлены. Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций полно установили фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовали имеющиеся в материалах дела доказательства, приняли обоснованные решение и постановление, соответствующие нормам материального и процессуального права.
Доводы кассатора не опровергают выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебного акта. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 11.09.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2017 по делу N А55-27336/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "РусГидро" из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1500 рублей как излишне уплаченную по платежному поручению от 29.11.2017 N 2259. Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку Постановление Правительства РФ от 17.06.2015 N 600 вступает в силу с 30.06.2015 и не имеет обратной силы, налоговая льгота в отношении объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, применяется в отношении новых объектов, то есть введенных с 30.06.2015, и не распространяется на объекты, ранее учтенные на балансе организации.
Учитывая вышеизложенное, суды пришли в обоснованному выводу, что применение льготы к объектам, включенным в перечень Постановления N 600, начинается с 01.07.2015 и распространяется на вновь введенные объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность, которые поставлены на баланс, начиная с 30.06.2015, а также в отношении вошедших в перечень объектов, указанных в Постановлении N 308, у которых не истек 3 летний срок со дня постановки на учет указанного имущества.
...
Суды верно отметили, что спорные объекты основных средств, в отношении которых заявлена льгота, находятся непосредственно на территории гидроэлектростанции и участвуют в процессе выработки и преобразования электроэнергии, т.е. являются оборудованием, обеспечивающим выработку, преобразование и передачу электроэнергии до точки разграничения, находятся в зоне балансовой и эксплуатационной ответственности ГЭС, и не относятся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов и, следовательно, не относятся к имуществу по смыслу Перечня, в отношении которого применяются льготы по налогу на имущество организаций.
С учетом вышеизложенного суды признали верными выводы налогового органа о необоснованном применении налоговой льготы по пункту 21 статьи 381 НК РФ в отношении данных объектов."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 марта 2018 г. N Ф06-30403/18 по делу N А55-27336/2016