г. Казань |
|
20 марта 2018 г. |
Дело N А65-7388/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Мила Моторс" - Милонаса Д.И., паспорт, Баскакова Д.Н., доверенность от 02.02.2018,
Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - Паймухина А.В., доверенность от 05.02.2018 N 1-30/1478,
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - Бочкаревой О.В., доверенность от 09.01.2018 N 185Д,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мила Моторс"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.08.2017 (судья Мазитов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2017 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Бажан П.В., Кувшинов В.Е.)
по делу N А65-7388/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мила Моторс", Республика Татарстан, г. Елабуга, к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г. Казань, государственному учреждению "Дирекция инвестиционных программ на территории промышленной площадки "Алабуга", Республика Татарстан, г. Елабуга, муниципальному казенному учреждению Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан, г. Елабуга, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, о приведении земельного участка с кадастровым номером 16:18:200201:134 в соответствие с условиями договора купли-продажи от 24.05.2007 N 1, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Автомастер", Республика Татарстан, г. Елабуга, акционерное общество "Особая Экономическая Зона Промышленного - производственного типа "Алабуга", Республика Татарстан, г. Елабуга,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мила Моторс" (далее - ООО "Мила Моторс", истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, государственному учреждению "Дирекция инвестиционных программ на территории промышленной площадки "Алабуга", муниципальному казенному учреждению Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о приведении земельного участка с кадастровым номером 16:18:200201:134 в соответствии с условиями договора купли-продажи от 24.05.2007 N 1, на котором расположены объекты недвижимости (литера А1 производственный корпус, литера А административно-бытовой корпус), в соответствии с их месторасположением (Республика Татарстан, Елабужский район, г. Елабуга, тер. Алабуга ОЭЗ), где действует особый правовой и экономический режим - особая экономическая зона и внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Автомастер", акционерное общество "Особая Экономическая Зона Промышленного - производственного типа "Алабуга" (далее - АО "Особая Экономическая Зона Промышленного-производственного типа "Алабуга").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.08.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2017, в иске отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение судами норм процессуального права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Мила Моторс" на основании договора купли-продажи от 24.05.2007 N 1 является собственником незавершенных строительством объектов - производственного корпуса "База механизации с автобазой на 450 спецмашин" с кадастровым номером 16:18:200201:0001:0030 и административно-бытового корпуса "Базы механизации с автобазой на 450 спецмашин" с кадастровым номером 16:18:200201:0001:0031, что подтверждается свидетельствами от 12.07.2007 серии 16-АА N 280647, N 280648.
Данные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером 16:18:200201:134 площадью 54 056 кв. м с разрешенным использованием под промышленное предприятие, расположенном по адресу: Республика Татарстан, Елабужский муниципальный район, территория промышленной площадки "Алабуга", который находится в собственности заявителя и приобретен им на основании договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Татарстан, занимаемого объектом недвижимости от 10.03.2011 N 072-922.
Полагая, что земельный участок с кадастровым номером 16:18:200201:134 должен входить в особую экономическую зону, истец обратился в суд с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорный земельный участок в состав особой экономической зоны ни при его создании, ни после, не входил и не входит. Суд установил, что истец приобрел в собственность у ООО "Автомастер" объекты незавершенного строительства, расположенные на спорном земельном участке, в 2007 году, то есть после создания особой экономической зоны промышленного производственного типа в Елабужском районе Республики Татарстан.
Общество не представило доказательств наличия нормативно-правового акта, принятого в соответствии с Федеральным законом, об отнесении спорного земельного участка к землям особой экономической зоны.
Принимая во внимание, что особая экономическая зона - это часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации, а спорный земельный участок с кадастровым номером 16:18:200201:134 и расположенные на нем объекты незавершенного строительства с кадастровыми номерами 16:18:200201:0001:0030 и 16:18:200201:0001:0031 изначально не входили в территорию (состав) особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории Елабужского района Республики Татарстан и не включались в него в дальнейшем, суд пришел к выводу, что указанный земельный участок не может быть включен в его территорию (состав) на основании решения суда.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов.
Законом Республики Татарстан от 22.04.1998 N 1569 "О свободной экономической зоне "Алабуга" (далее - Закон Республики Татарстан от 22.04.1998 N 1569) была создана свободная экономическая зона.
Свободная экономическая зона "Алабуга" - ограниченная территория, на которой действует особый правовой и экономический режим инвестиционной и предпринимательской деятельности, устанавливаемый настоящим Законом (статья 1 Закона Республики Татарстан от 22.04.1998 N 1569).
Статья 2 Закона Республики Татарстан от 22.04.1998 N 1569 предусматривала, что Свободная экономическая зона создается кабинетом министров Республики Татарстан в соответствии с настоящим Законом на территории промышленной площадки Елабужского автомобильного завода, расположенной в Елабужском районе Республики Татарстан.
В Свободной экономической зоне устанавливается особый льготный режим инвестиционной и предпринимательской деятельности, предоставляемый юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Свободной экономической зоне в качестве участников.
Однако Определением Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2003 N 11-ГО3-5 Закон Республики Татарстан от 22.04.1998 N 1569 признан недействующим с момента вынесения данного судебного акта.
Впоследствии принят Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон об особых экономических зонах).
Статьей 40 Закона об особых экономических зонах предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона существование особых экономических зон и свободных экономических зон, за исключением указанных в части 2 настоящей статьи особых экономических зон, созданных до дня его вступления в силу, прекращается.
Согласно статье 4 Закона об особых экономических зонах на территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны, в том числе, промышленно-производственные особые экономические зоны.
В соответствии со статьей 2 Закона об особых экономических зонах особая экономическая зона - часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
В силу части 1 статьи 10 Закона об особых экономических зонах под промышленно-производственной деятельностью понимается производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация, под деятельностью по логистике понимается оказание услуг по обеспечению перевозок и складированию товаров. При этом резидент промышленно-производственной особой экономической зоны вправе осуществлять в промышленно-производственной особой экономической зоне только деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении промышленно-производственной деятельности или соглашением об осуществлении технико-внедренческой деятельности. Осуществление технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной особой экономической зоне допускается по решению экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам.
Согласно статье 4 Закона об особых экономических зонах промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках, территории которых имеют общую границу и площадь которых составляет не более 20 квадратных километров.
Порядок создания и прекращения существования особых экономических зон, в том числе промышленно-производственных особых экономических зон, закреплен в статье 6 Закона об особых экономических зонах, частью 1 которой предусмотрено, что решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 784 "О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа" на территории Елабужского района Республики Татарстан создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа, расположенная на земельных участках, определяемых соглашением о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа.
На основании указанного постановления между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Татарстан и администрацией Елабужского муниципального района Республики Татарстан подписано соглашение от 18.01.2006 N 6678-ГГ/Ф7 "О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно - производственного типа" (далее - соглашение).
Дополнительным соглашением от 16.10.2006 N 15266-ГГ/Ф7 к соглашению определены границы особой экономической зоны промышленно - производственного типа на территории Елабужского района Республики Татарстан.
Площадь земельного участка, выделяемого под создание особой экономической зоны промышленно - производственного типа на территории Елабужского района Республики Татарстан, составляет 19 981 137 кв. м границы особой экономической зоны промышленно-производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан проходят по границам земельного участка с кадастровым номером 16:18:000000:0031, Республика Татарстан, Елабужский район, копия выписки государственного земельного кадастра от 23.09.2006 N 2-2006-2365 (приложение 1 к настоящему дополнительному соглашению) и с кадастровым номером 16:18:200201:0046, Республика Татарстан, Елабужский район, копия выписки государственного земельного кадастра от 23.09.2006 N 2-2006-2366 (приложение 2 к настоящему дополнительному соглашению (пункты 2 и 3 дополнительного соглашения).
К соглашению от 18.01.2006 N 6678-ГГ/Ф7 подписаны дополнительные соглашения от 22.11.2013 N С-686-ОС/Д14, от 04.09.2014 N С-350-ЕЕ/Д14, которыми утвержден перечень земельных участков, входящих в границы особой экономической зоны промышленно - производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан.
Согласно пункту 1 дополнительного соглашения от 22.11.2013 N С-686-ОС/Д14 настоящее дополнительное соглашение определяет границы особой экономической зоны промышленно-производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан (далее - ОЭЗ), которые проходят по границам земельных участков с кадастровыми номерами 16:18:000000:308, 16:18:200201:186, 16:18:200201:144, 16:18:200201:181, 16:18:200201:172, 16:18:200201:182, 16:18:200201:168, 16:18:200201:169, 16:18:200201:155, 16:18:200201:156, 16:18:200201:157, 16:18:200201:166, 16:18:200201:167, 16:18:200201:171, 16:18:200201:170, 16:18:140401:1689, 16:18:200201:173, 16:18:200201:174, 16:18:200201:175, 16:18:200201:176, 16:18:200201:177, 16:18:200201:178, 16:18:200201:179, 16:18:200201:180, 16:18:200201:190, 16:18:200201:191, 16:18:200201:192, 16:18:200201:193, 16:18:200201:195, 16:18:200201:196, 16:18:200201:197, 16:18:200201:198, 16:18:200201:199, 16:18:200201:201, 16:18:200201:204, 16:18:200201:207, 16:18:200201:208, 16:18:200201:209, 16:18:200201:194, 16:18:200201:200, 16:18:200201:202, 16:18:200201:203, 16:18:200201:205, 16:18:200201:215, 16:18:200201:214, 16:18:200201:216, 16:18:200201:218, 16:18:200201:219, 16:18:200201:226, 16:18:200201:227, 16:18:200201:228, 16:18:140401:1754, 16:18:140401:1755, 16:18:200201:229, 16:18:140401:1774, 16:18:06040954, 16:18:060401:255, 16:18:140401:1836, 16:18:200201:235, 16:18:200201:234, 16:18:140401:1835, 16:18:200201:233, 16:18:200201:232, 16:18:200201:236, 16:18:200201:237, 16:18:200201:238, 16:18:200201:297, 16:18:200201:296, 16:18:200201:299, 16:18:200201:300, 16:18:140401:1949, 16:18:200201:301, 16:18:140401:1991, 16:18:060401:257, 16:18:200201:302, 16:18:200201:338, 16:18:200201:343, 16:18:200201:342, 16:18:200201:341, 16:18:200201:340, 16:18:200201:339, 16:18:000000:650, 16:18:140401:2032, 16:18:140401:2033, 16:18:200201:368, 16:18:200201:365, 16:18:200201:366, 16:18:200201:367, 16:18:200201:370, 16:18:200201:373, 16:18:200201:374, 16:18:200201:381, 16:18:200201:380, 16:18:200201:407, 16:18:200201:410, 16:18:200201:423, 16:18:200201:438, 16:18:200201:439, 16:18:200201:437, 16:18:200201:438, 16:18:200201:441, 16:18:200201:442, 16:18:140401:2141, 16:18:140401:2132, 16:18:140401:2205, 16:18:200201:443, 16:18:200201:458, 16:18:200201:457, 16:18:200201:459, 16:18:200201:460, 16:18:200201:461, 16:18:200201:462, 16:18:140401:2302, 16:18:000000:839, 16:18:200201:463, 16:18:200201:453, 16:18:200201:352, 16:18:200201:450.
Пунктом 1 дополнительного соглашения от 04.09.2014 N С-350-ЕЕ/Д14 определено, что в границы особой экономической зоны промышленно-производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан включаются земельные участки с кадастровым номерами 16:18:060401:267, 16:18:060401:271, 16:18:060401:272, 16:18:060401:273, 16:18:060401:274, 16:18:060401:290, 16:18:060401:2362, 16:18:060401:2365, 16:18:140401:292, 16:18:140401:336, 16:18:140401:338, 16:18:140401:473, 16:18:140401:1970, 16:18:140401:2001, 16:18:140401:2167, 16:18:140401:2193, 16:18:140401:2194, 16:18:140401:2206, 16:18:140401:2241, 16:18:140401:2242, 16:18:140401:2252, 16:18:140401:2293, 16:18:140401:2294, 16:18:140401:2295, 16:18:140401:2296, 16:18:140401:2297, 16:18:140401:2366, 16:18:140401:2422, 16:18:140401:2423, 16:18:140401:2424, 16:18:140401:2426, 16:18:140401:2427, 16:18:140401:2428, 16:18:140401:2438, 16:18:140401:2439, 16:18:140401:2440, 16:18:140401:2441, 16:18:140401:2442, 16:18:140401:2443, 16:18:140401:2444.
Из границ особой экономической зоны исключается земельный участок с кадастровым номером 16:18:200201:490, образованный из земельного участка с кадастровым номером 16:18:000000:308, включенного в границы особой экономической зоны пунктом 1 дополнительного соглашения от 22.11.2013 N С686-ОС/Д14 к соглашению.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд первой инстанции, исходя из того, что заявителем не были представлены доказательства, подтверждающие нахождение спорного земельного участка в границах особой экономической зоны, правомерно не нашёл оснований для удовлетворения заявленных требований.
Ссылка общества на отказ суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств (документов) в судебном порядке у ответчиков с указанием границ и состава земель, входящих в территории особой экономической зоны, и на момент ее образования, правомерно признана судом апелляционной инстанции необоснованной. В материалы дела были представлены дополнительные соглашения от 22.11.2013 N С-686-ОС/Д14, от 04.09.2014 N С-350-ЕЕ/Д14, которыми утвержден перечень земельных участков, входящих в границы особой экономической зоны промышленно-производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан. Соответственно судом первой инстанции был установлен перечень земельных участков, входящих в границы указанной особой экономической зоны. При этом вхождение в ее границы спорного земельного участка не установлено.
Кроме того, как верно указано судом апелляционной инстанции, избранный заявителем способ защиты права (требование о приведении земельного участка в соответствие с условиями договора купли-продажи от 24.05.2007 N 1) не позволяет восстановить нарушенные, по мнению заявителя, права, поскольку условия указанного договора должны соответствовать законодательству, регулирующему создание особой экономической зоны, а не наоборот. Изначально, при заключении договора, заявитель должен был убедиться в соответствии указанных в нем условий законодательству, в том числе в нахождении спорного земельного участка в границах особой экономической зоны. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 784 "О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа" на территории Елабужского района Республики Татарстан создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа, расположенная на земельных участках, определяемых соглашением о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа.
Следовательно, законным основанием для включения земельных участков в состав указанной особой экономической зоны является соглашение о её создании.
Между тем в данном случае соглашение от 18.01.2006 N 6678-ГГ/Ф7 "О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно - производственного типа" и дополнительные соглашения к нему не предусматривают включения спорного земельного участка, принадлежащего заявителю, в состав особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории Елабужского района Республики Татарстан.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы об обратном, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.08.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2017 по делу N А65-7388/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
Р. В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка общества на отказ суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств (документов) в судебном порядке у ответчиков с указанием границ и состава земель, входящих в территории особой экономической зоны, и на момент ее образования, правомерно признана судом апелляционной инстанции необоснованной. В материалы дела были представлены дополнительные соглашения от 22.11.2013 N С-686-ОС/Д14, от 04.09.2014 N С-350-ЕЕ/Д14, которыми утвержден перечень земельных участков, входящих в границы особой экономической зоны промышленно-производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан. Соответственно судом первой инстанции был установлен перечень земельных участков, входящих в границы указанной особой экономической зоны. При этом вхождение в ее границы спорного земельного участка не установлено.
Кроме того, как верно указано судом апелляционной инстанции, избранный заявителем способ защиты права (требование о приведении земельного участка в соответствие с условиями договора купли-продажи от 24.05.2007 N 1) не позволяет восстановить нарушенные, по мнению заявителя, права, поскольку условия указанного договора должны соответствовать законодательству, регулирующему создание особой экономической зоны, а не наоборот. Изначально, при заключении договора, заявитель должен был убедиться в соответствии указанных в нем условий законодательству, в том числе в нахождении спорного земельного участка в границах особой экономической зоны. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 784 "О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа" на территории Елабужского района Республики Татарстан создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа, расположенная на земельных участках, определяемых соглашением о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 марта 2018 г. N Ф06-29885/18 по делу N А65-7388/2017