г. Казань |
|
12 апреля 2018 г. |
Дело N А65-5776/2017 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителей:
заявителя - Соловьевой Т.В. (доверенность от 25.12.2017),
ответчика - муниципального казенного учреждения "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - Рачковой-Чукиной Т.С. (доверенность от 18.12.2017)
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Потапова Александра Анатольевича
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.09.2017 (судья Мазитов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2017 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Филиппова Е.Г., Кувшинов В.Е.)
по делу N А65-5776/2017
по заявлению индивидуального предпринимателя Потапова Александра Анатольевича, г. Казань (ОГРНИП 304165836601944, ИНН 165808952473) к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, муниципальному казенному учреждению "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", муниципального унитарного предприятия "Метроэлектротранс", о признании незаконными действий, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Потапов Александр Анатольевич (далее - ИП Потапов А.А.) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, муниципальному казенному учреждению "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Комитет потребительского рынка), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Комитет земельных и имущественных отношений), муниципального унитарного предприятия "Метроэлектротранс" (далее - МУП "Метроэлектротранс"), о признании незаконными действий Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, осуществившего 24.12.2016 демонтаж и перемещение 19 торговых павильонов ИП Потапова А.Л., расположенных по адресу; г. Казань, Московский район, вблизи домов N 19а и 19б по пр. Ямашева, на основании распоряжения заместителя руководителя Исполнительного комитета г. Казани от 22.12.2016 N 4842р "О демонтаже и перемещении самовольно установленных и незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории г.Казани" незаконными, об обязании Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани возвратить ИП Потапову Л.А. 19 торговых павильонов, путем установки за счет Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани 19 торговых павильонов на прежнем месте, по адресу: г. Казань, Московский район, вблизи домов N 19а и 19б по пр. Ямашева.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.09.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ИП Потапов А.А. просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 26.12.2008 N 10617 "О порядке предоставления права на размещение некапитальных объектов мелкорозничной сети на территории г. Казани" главы администраций районов Исполнительного комитета г. Казани уполномочены предоставлять от имени Исполнительного комитета г. Казани право на размещение некапитальных объектов мелкорозничной сети на объектах муниципальной собственности на территории соответствующего района г. Казани путем подписания соглашения на право размещения некапитального объекта мелкорозничной сети на территории г. Казани.
В соответствии с указанным постановлением за период с 11.03.2009 по 15.04.2009 между заявителем и администрацией Московского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани подписаны соглашения на право размещения некапитальных объектов мелкорозничной сети на территории Московского района г. Казани N 29, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, которыми заявителю предоставлено право на размещение на неопределенной срок объектов мелкорозничной сети - павильонов по адресам: проспект Ямашева, вблизи домов N19а и N19б. Пунктами 2.2.6 соглашений предусмотрена обязанность заявителя добровольно демонтировать объекты мелкорозничной торговли по истечения срока действия соглашений, но не позднее 01.01.2012.
В дальнейшем, за период с 30.03.2009 по 22.07.2009 между заявителем и Комитет земельных и имущественных отношений подписаны соглашения N 65-ОМС, 268-ОМС, 299-ОМС, 300-ОМС, 301-ОМС, 302-ОМС, 303-ОМС, 304-ОМС, 305-ОМС, 306-ОМС, 307-ОМС, 328-ОМС, 329-ОМС, 331-ОМС, 332-ОМС, 333-ОМС, 334-ОМС, 335-ОМС, 327-ОМС, 330-ОМС, которыми установлен порядок, размер и условия платы за право размещения некапитальных объектов мелкорозничной сети - павильонов, расположенных по адресам: проспект Ямашева, вблизи домов N19а и N19б. Срок действия соглашений до 01.01.2012. В пунктах 2.2 соглашений указано, что дата демонтажа объектов мелкорозничной сети - 01.01.2012.
Торговые павильоны для заявителя были установлены обществом с ограниченной ответственностью "Сезон" по договору от 22.12.2009, что подтверждается актами приема-передачи выполненных работ от 28.12.2009 N 1, от 11.01.2010 N 2, от 14.01.2010 N 3, от 18.01.2010 N 4, от 22.01.2010 N 5, от 25.01.2010 N 6, от 05.02.2010 N 7, от 12.02.2010 N 8, от 20.01.2010 N 1.
Решением Вахитовского районного суда г. Казани от 07.09.2009 по делу N 2-5487/2009 по заявлению прокурора г. Казани постановление руководителя Исполнительного комитета г. Казани от 26.12.2008 N 10617 "О порядке предоставления права на размещение некапитальных Объектов мелкорозничной сети на территории города Казани" признано противоречащим действующему федеральному законодательству.
Комитет земельных и имущественных отношений в феврале - марте 2011 года направил заявителю уведомления о необходимости в течение одного месяца с момента получения уведомлений освободить занимаемую объектом мелкорозничной сети территорию, предоставленную по вышеуказанным соглашениям. Как указано в уведомлениях, соглашения с органами местного самоуправления являются недействительными ввиду незаконности постановления руководителя Исполнительного комитета г. Казани от 26.12.2008 N 10617 "О порядке предоставления права на размещения некапитальных объектов мелкорозничной сети на территории г.Казани", в соответствии с которыми они были заключены. Данные уведомления получены заявителем 22.02.2011 и 16.03.2011.
16 сентября 2016 года Комитетом земельных и имущественных отношений составлены акты обследования земельных участков органом муниципального земельного контроля N 3246, 3247, 3248, 3249, 3250, 3251, 3252, 3253, 3254, 3255, 3256, 3257, 3258, 3259, 3260, 3261, 3262, 3265, 3266, 3267, в которых зафиксировано, что на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности по адресам: г. Казань, вблизи домов N 19а и N 19б по пр. Ямашева расположены торговые павильоны, площадью 20 кв. м. в количестве 19, площадью 10 кв. м в количестве 1. В актах указано, что нормативно-правовыми актами Исполнительного комитета г. Казани вышеуказанные земельные участки под установку торговых павильонов кому - либо не предоставлялись, участки используются самовольно неустановленными лицами.
08 декабря 2016 года Комитет потребительского рынка на каждом из 19 нестационарных торговых объектов (павильонов) разместил объявление с требованием добровольного демонтажа объекта в десятидневный срок и на официальном сайте муниципального образования г. Казани (docs.kzn.ru.) опубликовано сообщение о предстоящем демонтаже и перемещении этих самовольно (незаконно) установленных объектов.
22 декабря 2016 года на официальном сайте города Казани (docs.kzn.ru.) размещено распоряжение заместителя руководителя Исполнительного комитета г. Казани от 22.12.2016 N 4842р "О демонтаже и перемещении самовольно установленных и незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории г. Казани", в котором были указаны 19 торговых павильонов по адресам: г. Казань, вблизи домов N 19а и N 19б по проспекту Ямашева.
24-25 декабря 2016 года торговые павильоны, расположенные по адресам: г. Казань, вблизи домов N 19а и N 19б по проспекту Ямашева в количестве 19 шт. демонтированы, что подтверждается актами от 24-25.12.2016 N 19-35 и актом приемки выполненных работ от 26.12.2016.
Заявитель, посчитав, что демонтаж павильонов противоречит закону и нарушает его права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия правовых оснований для расположения торговых павильонов заявителя на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности. Суды установили, что ИП Потапов А.А. ни по требованию органов местного самоуправления, ни по истечении срока, указанного в соглашениях - 01.01.2012, торговые павильоны не демонтировал. После указанной даты в порядке, установленном законом, заявителю земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, для установки торговых павильонов по адресам: г. Казань, вблизи домов N 19а и N 19б по пр. Ямашева, органами местного самоуправления г. Казани не предоставлялись.
Решением Казанской городской Думы от 07.06.2012 N 25-14 утверждено Положение о порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и (или) незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории г. Казани (далее - Положение).
Согласно пункту 2.1. Положения самовольные (незаконные) объекты выявляются в рамках государственного и (или) муниципального земельного контроля.
Уполномоченный орган ведет учет выявленных самовольных (незаконных) объектов и обеспечивает размещение на официальном сайте муниципального образования г. Казани и публикацию в "Сборнике документов и муниципальных правовых актов г. Казани" следующей информации: тип самовольного (незаконного) объекта, место его нахождения, дату его выявления и срок для добровольного демонтажа, владельца самовольного (незаконного) объекта (в случае, если он установлен) (пункт 2.3 Положения).
Если владелец самовольных (незаконных) объектов неизвестен, уполномоченный орган размещает на данном объекте объявление с требованием о проведении добровольного демонтажа самовольного (незаконного) объекта в срок, установленный пунктом 2.5 настоящего Положения (пункт 2.4 Положения).
В соответствии с пунктом 2.5 Положения срок для добровольного демонтажа самовольного (незаконного) объекта составляет 10 дней со дня размещения на официальном сайте муниципального образования г. Казани и публикации в "Сборнике документов и муниципальных правовых актов г. Казани" информации, указанной в пункте 2.3 настоящего Положения.
По результатам обследования земельного участка в рамках муниципального земельного контроля Комитетом земельных и имущественных отношений выявлено, что на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности по адресам: г. Казань, вблизи домов N 19а и N 19б по пр. Ямашева расположены торговые павильоны, площадью 20 кв. м. в количестве 19, площадью 10 кв. м в количестве 1. Правоустанавливающие документы на данные земельные участки в установленном порядке не оформлены, собственник не установлен, о чем составлены акты обследования земельных участков с приложением фототаблиц и схемы размещения.
Во исполнение Решения Казанской городской Думы от 07.06.2012 N 25-14 "О порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и (или) незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории г. Казани" и Постановления Исполнительного комитета г. Казани от 09.11.2015 N 3921 "Об утверждении Порядка демонтажа и перемещения самовольно установленных и незаконно размещенных объектов движимого имущества та территории г. Казани и компенсации понесенных затрат" 08.12.2016 Комитет потребительского рынка на каждом из 19 нестационарных торговых объектов (павильонов) разместил объявление с требованием добровольного демонтажа объекта в десятидневный срок, кроме того данные объявления были опубликованы на официальном сайте муниципального образования г. Казани.
Поскольку вышеуказанный объект добровольно демонтирован не был, то в соответствии с установленной процедурой было принято распоряжение заместителя руководителя Исполнительного комитета г. Казани от 22.12.2016 N 4842р "О демонтаже и перемещении самовольно установленных и незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории г. Казани", был утвержден перечень самовольно установленных и незаконно размещенных объектов движимого имущества подлежащих демонтажу и перемещению, в котором были указаны 19 торговых павильонов по адресам: г. Казань, вблизи домов N 19а и N 19б по проспекту Ямашева. Указанное распоряжение было размещено на официальном сайте города Казани (docs.kzn.ru.)
Довод ИП Потапов А.А. о непубликации ответчиками в соответствии с Положением, в Сборнике документов и муниципальных правовых актов г. Казани сообщение о предстоящем демонтаже и распоряжение о демонтаже торговых павильонов был отклонен судами двух инстанций, поскольку указываемое обстоятельство не привело к нарушению прав заявителя. В соответствии с Положением заявитель был извещен о предстоящем демонтаже и демонтаже торговых павильонов путем размещения требования о демонтаже на торговых павильонах и размещения сообщения о предстоящем демонтаже и распоряжения о демонтаже торговых павильонов на официальном сайте г. Казани. О том, что он был извещен, заявитель сам указал в заявлении, поданном в суд.
Ссылка заявителя на постановление Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 05.08.2011 N 4382 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани на 2011-2015 годы" также не была принята во внимание, поскольку как установлено апелляционным определением Верховного суда РТ от 28.02.2017 по делу N33а-3306/2017 данное постановление действовало до 2015 года.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным, решения и действия (бездействия) незаконным являются одновременно как несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение в результате этого прав и законных интересов заявителя в указанной сфере деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка акта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
На основании пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Бремя доказывания нарушения своих прав и охраняемых законом интересов в силу статей 4 и 65 АПК РФ возложено на заявителя.
Таким образом, учитывая, что на момент демонтажа в декабре 2016 года правовых оснований для расположения торговых павильонов заявителя на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, не имелось, органы местного самоуправления обоснованно произвели демонтаж торговых павильонов.
В нарушение положений статьи 65 АПК РФ ИП Потаповым А.А. доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы исследованы судебной коллегией, подлежат отклонению, поскольку противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют об ошибочном толковании закона, о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.09.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2017 по делу N А65-5776/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Выдать индивидуальному предпринимателю Потапову Александру Анатольевичу справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной чеком - ордером от 09.02.2018 государственной пошлины в размере 2850 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В нарушение положений статьи 65 АПК РФ ИП Потаповым А.А. доказательств обратного в материалы дела не представлено."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 апреля 2018 г. N Ф06-31397/18 по делу N А65-5776/2017