г. Казань |
|
24 апреля 2018 г. |
Дело N А65-27161/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Порфильевой Т.А. (доверенность от 02.04.2018 N 3),
ответчика - Заляевой Д.Р. (доверенность от 09.01.2018 N АГ-02/14),
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.11.2017 (судья Хафизов И.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2018 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Кувшинов В.Е., Кузнецов В.В.)
по делу N А65-27161/2017
по заявлению открытого акционерного общества "Центр развития земельных отношений Республики Татарстан" (ОГРН 1061655055054, ИНН 1655109106, Республика Татарстан, г. Казань), к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ОГРН 1021602866405, ИНН 1653003714, Республика Татарстан, г. Казань), третье лицо: Палата имущественных и земельных отношений Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан, Республика Татарстан, п. Камское Устье, о признании незаконными решения, предписания,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Центр развития земельных отношений Республики Татарстан" (далее - ОАО "ЦРЗО РТ", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, Татарстанское УФАС России) по делу от 10.08.2017 N Т04-163/2017 (изготовленного в окончательной форме 14.08.2017), а именно: пункта 2 решения в части признания ОАО "ЦРЗО РТ" нарушившим статью 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и пункта 3 части 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункта 3 решения в части выдачи ОАО "Центр развития земельных отношений Республики Татарстан" предписания об устранении нарушений действующего законодательства в виде отмены всех протоколов, составленных при проведении торгов, обязания провести торги заново, пункта 4 решения в части передачи в установленном порядке материалов должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении должностного лица, допустившего нарушение норм законодательства Российской Федерации; о признании незаконным предписания по делу от 10.08.2017 N Т04-163/2017.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Палата имущественных и земельных отношений Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан (далее - палата имущественных и земельных отношений).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.11.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2018, заявленные требования удовлетворены, пункты 2, 3, 4 решения Татарстанского УФАС России по делу от 14.08.2017 N Т04-163/2017 и предписание по делу от 10.08.2017 N Т04-163/2017 признаны незаконными.
В кассационной жалобе Татарстанское УФАС России просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещен.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 10.08.2017 комиссией Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы по делу N Т04-163/2017 было вынесено решение (в полном объеме изготовлено 14.08.2017). Данным решением жалоба Шарипова Ш.М. на действия палаты имущественных и земельных отношений при проведении открытого аукциона по передаче в аренду земельных участков из земель населённых пунктов Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан, извещение от 07.07.2017 N 070717/ 2258821/01, была признана необоснованной. Однако при этом организатор торгов - открытое акционерное общество "Центр развития земельных отношений Республики Татарстан" (далее - ОАО "ЦРЗО) РТ" признано нарушившим статью 17 Закона о защите конкуренции и пункт 3 части 8 статьи 39.8 ЗК РФ.
Комиссией Татарстанского УФАС России 10.08.2017 по делу N Т04-163/2017 вынесено предписание об устранении нарушений действующего законодательства РФ.
Не согласившись с принятым решением и предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно руководствовались следующим.
Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров по их результатам установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (далее в настоящей статье - уведомление). В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты. В случае направления уведомления посредством электронной почты оно направляется организатору торгов, в конкурсную или аукционную комиссию по адресу электронной почты, указанному в извещении о проведении торгов, оператору электронной площадки по адресу электронной почты, указанному на сайте электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", заявителю по адресу электронной почты, указанному в жалобе, по адресам электронной почты, указанным на официальных сайтах уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Как установлено судами, в соответствии с пунктом 2 постановления кабинета министров Республики Татарстан от 21.04.2006 N 202 между исполнительным комитетом Теньковского сельского поселения Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан и ОАО "ЦРЗО РТ" заключен договор от 19.06.2017 N 39/17 по организации и проведению торгов по продаже земельных участков. Цена договора составляет 30 000 руб.
По результатам рассмотрения жалобы Шарипова Ш.М. антимонопольный орган выявил нарушения со стороны организатора торгов - в извещении о проведении торгов отсутствует указание на возможность участия в проводимых торгах только граждан. Установление возможности предоставления земельного участка в аренду на 20 лет при отсутствии ограничения возможности участия в проводимых торгах только граждан, не соответствует пункту 3 части 8 статьи 39.8 ЗК РФ. В этой связи антимонопольный орган сделал вывод о нарушении заявителем статьи 17 Закона о защите конкуренции и пункта 3 части 8 статьи 39.8 ЗК РФ.
Вместе с тем, Татарстанское УФАС России в нарушение пункта 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не направило заявителю (организатору торгов) уведомление о рассмотрении жалобы, как лицу, являющемуся заинтересованной стороной, чьи права и законные интересы затрагиваются. При этом Татарстанское УФАС России в отношении него (заявителя) вынесло оспариваемое решение и выдало предписание.
В этой связи ОАО "ЦРЗО РТ" было лишено возможности представить в целях защиты своих прав и законных интересов в антимонопольный орган свои пояснения по доводам жалобы, а также по самостоятельно установленным антимонопольным органом иным нарушениям, которые были вменены обществу.
Суды отметили, что у заявителя имелись возражения относительно выводов антимонопольного органа.
Однако, в оспариваемом решении антимонопольного органа ОАО "ЦРЗО РТ" не упоминается в числе лиц, привлеченных к участию в деле.
Антимонопольным органом данные обстоятельства не опровергнуты, доказательства привлечения заявителя к рассмотрению жалобы и уведомления о времени и месте рассмотрения дела в материалы дела не представлены. Таким образом, судами установлено и материалами дела подтверждается отсутствие доказательств извещения антимонопольным органом заявителя о времени и месте рассмотрения жалобы.
Учитывая данные обстоятельства, суды признали, что заявителю не обеспечена возможность принять участие в процедуре рассмотрения жалобы, что свидетельствует о лишении его гарантий защиты прав, предоставленных ему законодательством. Поскольку антимонопольным органом допущены существенные нарушения процедуры рассмотрения антимонопольного дела, что повлекшее нарушение прав и законных интересов организатора торгов, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования и признали оспариваемое решение недействительным в части.
Поскольку решение антимонопольного органа (в оспариваемой части) принято незаконно, то и вынесенное на его основании предписание также признано судами не соответствующим закону.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и не противоречат им.
Доводы кассационной жалобы о присутствии Порфильевой Т.А. (представителя ОАО "ЦРЗО РТ") при рассмотрении жалобы антимонопольным органом были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Как указали суды, присутствие Порфильевой Т.А. на заседании комиссии Татарстанского УФАС России обусловлено поступившем ей лично сообщением от третьего лица. Данное обстоятельство не свидетельствует о наличии у ОАО "ЦРЗО РТ" статуса лица, участвующего в данном деле, и о соблюдении его прав как лица, участвующего в деле о нарушении антимонопольного законодательства.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.11.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2018 по делу N А65-27161/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По результатам рассмотрения жалобы Шарипова Ш.М. антимонопольный орган выявил нарушения со стороны организатора торгов - в извещении о проведении торгов отсутствует указание на возможность участия в проводимых торгах только граждан. Установление возможности предоставления земельного участка в аренду на 20 лет при отсутствии ограничения возможности участия в проводимых торгах только граждан, не соответствует пункту 3 части 8 статьи 39.8 ЗК РФ. В этой связи антимонопольный орган сделал вывод о нарушении заявителем статьи 17 Закона о защите конкуренции и пункта 3 части 8 статьи 39.8 ЗК РФ.
Вместе с тем, Татарстанское УФАС России в нарушение пункта 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не направило заявителю (организатору торгов) уведомление о рассмотрении жалобы, как лицу, являющемуся заинтересованной стороной, чьи права и законные интересы затрагиваются. При этом Татарстанское УФАС России в отношении него (заявителя) вынесло оспариваемое решение и выдало предписание."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 апреля 2018 г. N Ф06-32032/18 по делу N А65-27161/2017