г. Казань |
|
25 апреля 2018 г. |
Дело N А72-1482/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Хайбулова А.А.,
при участии представителей:
истца - Вознесенского Е.В., доверенность от 03.07.2017 N 601/юр,
ответчика - Мишалова А.В., доверенность от 15.10.2017 б/н,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания "Навигатор", г. Ульяновск
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.10.2017 (судья Карсункин С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2017 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Николаева С.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А72-1482/2017
по иску публичного акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго", г. Ульяновск (ОГРН 1027301482526, ИНН 7327012462) к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищная компания "Навигатор", г. Ульяновск (ОГРН 1147325004177, ИНН 7325129962) о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" (далее - ОАО "Ульяновскэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищная компания "Навигатор" (далее - (ООО "ЖК "Навигатор", ответчик) о взыскании 176 956 руб. 91 коп. задолженности за фактически потребленную в период с июля по ноябрь 2016 года электрическую энергию.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 05.10.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2017, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "ЖК "Навигатор" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на неверный расчет сверхнормативных общедомовых нужд (ОДН), произведенный истцом.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, ООО "ЖК "Навигатор" является управляющей организацией ряда многоквартирных жилых домов, расположенных в г. Ульяновске по адресам: 1-й переулок Маяковского, д. 26/51; ул. Отрадная, д. 81 и 83; ул. Самарская, д. 5 и 15; 2-й переулок Мира, д. 28А; ул. Кузоватовская, д. 36А; ул. Бебеля, д. 39; ул. Луначарского, д. 16/26А, 18, 20 и 22; ул. Гончарова, д. 7; ул. Л. Толстого, д. 61.
Между ресурсоснабжающей организацией ПАО "Ульяновскэнерго" и управляющей организацией ООО "ЖК "Навигатор" предпринимались попытки заключения договора энергоснабжения.
18 августа 2016 года истцом ответчику вручено письмо с предложением о заключении договора энергоснабжения от 09.08.2016 N 601881ОДН с приложением проекта договора.
Несмотря на отсутствие договора, заключенного в виде отдельного документа, истцом в спорном периоде (с июля по ноябрь 2016 года) фактически поставлялась электроэнергия в многоквартирные дома по вышеуказанным адресам, находящиеся в управлении ответчика.
Подача истцом с июля по ноябрь 2016 года электрической энергии в спорные многоквартирные дома подтверждается актами об объеме потребленной электрической энергии, подписанными со стороны ООО "ЖК "Навигатор" и скрепленными печатями сторон.
Согласно доводам истца ответчик поставленную с июля по ноябрь 2016 года электрическую энергию не оплатил, в результате образовалась задолженность в сумме 176 956 руб. 91 коп.
Ранее все поименованные в исковом заявлении многоквартирные дома находились в управлении управляющей компании ООО "ЖЭК" и жилищного кооператива ЖК "ТСЖ "Навигатор".
Руководствуясь положениями пункта 30 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее -Правила N 124), а также положениями пункта 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, ОАО "Ульяновскэнерго" в одностороннем порядке отказалось от исполнения договоров энергоснабжения с ООО "ЖЭК" с 01.12.2003, с ЖК "ТСЖ "Навигатор" с 01.02.2014 ввиду наличия у указанных организаций задолженности за поставленную электрическую энергию в размере, превышающем ее стоимость за три расчетных месяца.
В связи с односторонним отказом от исполнения договоров энергоснабжения пользователи помещений в многоквартирных домах вступили в прямые договорные отношения по поставке электрической энергии с ОАО "Ульяновскэнерго".
Позднее, пользователи помещений в спорных многоквартирных домах приняли решение о выборе способа управления домами в виде управления управляющей компанией в лице ответчика.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не недопустим.
В соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 44 Правил N 354 определено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам.
Согласно пояснениям истца потребители коммунального ресурса - граждане в спорном периоде вносили плату за потребленный объем электроэнергии, в том числе ОДН (нормативный) непосредственно ресурсоснабжающей организации. Однако по ряду многоквартирных жилых домов, оборудованных общедомовыми приборами учета электроэнергии, образовался так называемый сверхнормативный объем ОДН.
По мнению истца, обязанность по его оплате возникла у управляющей компании ООО "ЖК Навигатор" в соответствии с пунктом 21.1 Правил N 124, в соответствии с которым управляющие организации, товарищества, кооперативы, которые не приняли на себя обязанности по предоставлению коммунальной услуги в соответствии с положениями частей 17 и 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также прекратившие предоставление коммунальных услуг в связи с реализацией ресурсоснабжающей организацией права на расторжение договора ресурсоснабжения, предусмотренного пунктом 30 Правил N 124, обязаны заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в целях покупки холодной воды, горячей воды, электрической энергии, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Доводы ответчика об отсутствии у него обязанности оплачивать сверхнормативный ОДН, обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции.
В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
При выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании подпунктов 2 и 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
Заключение управляющей организацией соответствующего договора поставки коммунальных ресурсов обусловлено наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 124 "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, если договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 данных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Однако из норм действующего законодательства не следует, что обязанности управляющей организации по предоставлению коммунальных услуг, выставлению счетов и сбору платежей зависят от наличия (либо отсутствия) договора ресурсоснабжения.
Согласно пункту 14 Правил N 354 обязанность управляющей организации предоставлять коммунальные услуги потребителям связана с моментом поставки коммунального ресурса, в том числе в рамках фактически сложившихся (в отсутствие договора) отношений с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у него статуса исполнителя коммунальных услуг, неотъемлемая обязанность которого предоставлять коммунальные услуги конечным потребителям и рассчитываться за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями.
При изменении порядка оплаты коммунальных услуг (перечислении конечными потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям) схема договорных отношений не меняется, и управляющая организация остается лицом, обязанным перед ресурсоснабжающими организациями оплачивать поставленные коммунальные ресурсы.
В силу пункта 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении "сверхнормативного" объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме.
Если указанное решение не принято, то сверхнормативный объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счет собственных средств.
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений частей 1, 2.1, 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 ЖК РФ, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме.
В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, над нормативом коммунальной услуги на ОДН в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Учитывая, что общими собраниями собственников помещений в спорных многоквартирных домах не приняты решения о распределении указанного объема коммунальной услуги между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения, ответчик является обязанным лицом по оплате превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний общедомового прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Истцом на сумму исковых требований представлен расчет сверхнормативного ОДН.
По мнению ответчика, истцом были "убраны" из начислений по некоторым периодам объемы электрической энергии, потребленные потребителями по ряду квартир.
В связи с тем, что в квартирах, перечисленных в конттрасчете, жителями не были переданы показания индивидуальных приборов учета (ИПУ), ПАО "Ульяновскэнерго" производило начисления в соответствии с пунктом 59 Правил N 354, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем.
В последующем, в связи с установлением действительных показаний ИПУ жителей вышеуказанных квартир, ПАО "Ульяновскэнерго" во исполнение пункта 61 Правил N 354, произвело перерасчет размера платы за коммунальную услугу, исходя из реальных показаний ИПУ.
В соответствии с пунктом 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3-х месяцев, в том числе, в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета, до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3-х расчетных периодов подряд.
Согласно пункту 61 Правил N 354, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю.
Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов. Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета. При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
Таким образом, действия ПАО "Ульяновскэнерго" согласуются с положениями пунктов 59 и 61 Правил N 354.
Также оспаривая расчет сверхнормативного ОДН, произведенный истцом, ответчик указывает на неверное использование по ряду домов в ряде периодов площадей мест общего пользования.
Как установлено судами, письмом от 16.06.2016 N 3983/25 ПАО "Ульяновскэнерго" запросило у ООО "ЖК "Навигатор" информацию о размере общей площади помещений, входящих в состав общего имущества домов, находящихся в управлении ООО "ЖК "Навигатор".
Письмом от 12.10.2016 N 11807 ответчик предоставил имеющиеся у него сведения о размере общей площади помещений, входящих в состав общего имущества домов. Также сообщил о невозможности предоставления сведений о размере общей площади помещений, входящих в состав общего имущества домов, расположенных по адресам: г. Ульяновск, ул. Гончарова, д. 7, ул. Л.Толстого, д. 61, ул. Луначарского, д. 22.
До момента предоставления ответчиком указанной информации ПАО "Ульяновскэнерго" использовало при проведении расчетов сведения о размере общей площади помещений, входящих в состав общего имущества домов, размещенные на официальном сайте Государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а также на официальном сайте ООО "ЖК "Навигатор".
Использование при расчете сверхнормативного ОДН за спорные периоды сведений о площади мест общего пользования, представленных исполнителем РСО после истечения расчетных периодов, должно повлечь перерасчет начислений за общедомовые нужды гражданам, проживающим в многоквартирных домах, за периоды, начисления и расчеты по которым уже осуществлены, что не соответствует положениям Правил N 354 о проведении перерасчетов в периоды, следующие за расчетными.
Кроме того, суды исходили из того, что в соответствии с частью 10 статьи 16 ЖК РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и условиях их оказания и выполнения, их стоимости, ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Согласно Стандарту раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731, под раскрытием информации в Стандарте понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Управляющая организация обязана раскрывать общую информацию о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (пункт 3 Стандарта).
Согласно пунктам 5 и 21 Стандартов управляющими организациями информация раскрывается путем: обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность, либо путем предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией в течение 10 рабочих дней со дня его поступления посредством направления почтового отправления в адрес потребителя, либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации, либо направления информации по адресу электронной почты потребителя в случае указания такого адреса в запросе.
Между тем доказательств выполнения возложенной на него законом обязанности о размещении в сети Интернет подлежащей раскрытию информации, в том числе, о площади жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в спорных многоквартирных домах, ответчиком не представлено.
На соответствующий запрос ОАО "Ульяновскэнерго" о предоставлении указанной информации ответчик ответил только спустя четыре месяца.
Следовательно, в рассматриваемом случае отнесение на ответчика сверхнормативного ОДН, обусловленного, в том числе и несвоевременным раскрытием им информации, обязательной к раскрытию, согласуется с целью стимулирования управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом, предусмотренной пунктом 44 Правил N 354 о распределении сверхнормативного ОДН.
Таким образом, исходя из положений статей 155 и 162 ЖК РФ, а также подпункта "а" пункта 21.1 Правил N 124, управляющая компания не освобождается от обязанности по оплате объемов коммунального ресурса, поставляемого сверх норматива в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
Принимая во внимание вышеизложенное, в соответствии со статьями 309, 310, 539, 544 ГК РФ требования истца о взыскании с ответчика задолженности за потребленную за спорный период электроэнергию в сумме 176 956 руб. 91 коп. правомерно удовлетворены судом в полном объеме.
Доводы кассационной жалобы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.10.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2017 по делу N А72-1482/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На соответствующий запрос ОАО "Ульяновскэнерго" о предоставлении указанной информации ответчик ответил только спустя четыре месяца.
Следовательно, в рассматриваемом случае отнесение на ответчика сверхнормативного ОДН, обусловленного, в том числе и несвоевременным раскрытием им информации, обязательной к раскрытию, согласуется с целью стимулирования управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом, предусмотренной пунктом 44 Правил N 354 о распределении сверхнормативного ОДН.
Таким образом, исходя из положений статей 155 и 162 ЖК РФ, а также подпункта "а" пункта 21.1 Правил N 124, управляющая компания не освобождается от обязанности по оплате объемов коммунального ресурса, поставляемого сверх норматива в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
Принимая во внимание вышеизложенное, в соответствии со статьями 309, 310, 539, 544 ГК РФ требования истца о взыскании с ответчика задолженности за потребленную за спорный период электроэнергию в сумме 176 956 руб. 91 коп. правомерно удовлетворены судом в полном объеме."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 апреля 2018 г. N Ф06-31680/18 по делу N А72-1482/2017