г. Казань |
|
26 апреля 2018 г. |
Дело N А12-27104/2017 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Баширова Э.Г., Мосунова С.В.,
при участии представителя:
инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Волгограда - Кисловой Н.С. доверенность от 09.01.2018,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Черниговцева Сергея Владимировича
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.11.2017 (судья Наумова М.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2018 (председательствующий Землянникова В.В., судьи Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А12-27104/2017
по заявлению Черниговцева Сергея Владимировича к инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Волгограда (ИНН 3443077223, ОГРН 1043400306223), с участием заинтересованного лица: управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (ИНН 3442075551, ОГРН 1043400221127) о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Черниговцев Сергей Владимирович (далее - Черниговцев С.В., заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Волгограда (далее - регистрирующий орган, заявитель, Инспекция, ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда) о признании незаконным решения от 22.07.2016 N 4309172А (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражный суд Волгоградской области от 14.11.2017 оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Черниговцев С.В., не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как принятые при неправильном применении норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения и отмены принятых по делу судебных актов в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 22.07.2016 в ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда (входящий N 4309172А) представлены документы для государственной регистрации прекращения физическим лицом Черниговцевым С.В. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя: заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме Р 26001; копия удостоверения Министерства Обороны Российской Федерации серии БК N 0472274 о наличии льгот, установленных пунктом 1 статьи 16 Федерального Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон "О ветеранах").
По результатам рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации прекращения физическим лицом Черниговцевым С.В. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, регистрирующим органом принято решение от 29.07.2016 N 4309172А об отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ, Закон о регистрации) на основании непредставления определенных статьей 22.3 Закона N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что решение ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда от 29.07.2016 N 4309172А соответствует требованиям Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, не противоречит требованиям Закона о ветеранах.
Суд кассационной инстанции признает выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм материального и процессуального права в силу следующего.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ, Закон о регистрации).
Статья 22.3 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ содержит необходимый перечень документов представляемый в регистрирующий орган для государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности.
В соответствии со статьей 9 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, Приказом Федеральной налоговой службы России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств", утверждены форма Р 26001 "Заявление о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности", а также требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, согласно которым, форма заявления, уведомления или сообщения заполняется с использованием программного обеспечения либо вручную. Заполнение формы заявления вручную осуществляется чернилами черного цвета заглавными печатными буквами.
Судебными инстанциями установлено, что заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме Р 26001, представленное в регистрирующий орган Черниговцевым С.В., оформлено без учета названных требований.
Кроме того, в нарушение требований статьи 22.3 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ заявителем не исполнена обязанность по уплате госпошлины.
По мнению заявителя кассационной жалобы, он освобожден от уплаты государственной пошлины, поскольку имеет права и льготы, установленные статьей 16 Закона "О ветеранах".
Суды первой и апелляционной инстанции обоснованно не приняли во внимание данный довод во внимание.
В соответствии со статьей 3 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ за государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ государственная пошлина за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя установлена в размере 160 рублей 00 копеек.
Статьей 333.35 НК РФ предусмотрены льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций.
Судами первой и апелляционной инстанций правильно установлено, что заявитель не подпадает под категорию лиц, установленных названной статьей НК РФ.
Из выданного Черниговцеву С.В. удостоверения министерства Обороны Российской Федерации серии БК N 0472274 следует, что он имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Закона "О ветеранах".
Указанная норма не предусматривает льгот по оплате государственной пошлины при осуществлении регистрационных действий в рамках Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Статья 333.36 НК РФ устанавливает льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 333.36 НК РФ, ветераны боевых действий освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 данной статьи.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает для ветеранов боевых действий льготы в виде освобождения от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
С учетом изложенного, основан на материалах дела и нормах права вывод суда первой и апелляционной инстанций о не соблюдении заявителем при подаче в регистрирующий орган заявления о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя требований, предусмотренных статьей 22.3 Закона N 129-ФЗ.
В связи с чем, отказ в государственной регистрации является правомерным, требования заявителя о признании незаконным решения от 22.07.2016 N 4309172А обоснованно были оставлены судами без удовлетворения.
Кроме того, основанием для признания оспариваемого решения незаконным в контексте с части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 АПК РФ служит не вероятность (предположительность) нарушения, а наличие реально нарушенного права или законного интереса заявителя, незаконного возложения каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления деятельности.
Бремя доказывания нарушения своих прав и охраняемых законом интересов в силу статей 4 и 65 АПК РФ возложено на заявителя.
В материалах дела отсутствуют доказательства фактического нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов Черниговцева С.В.
В свою очередь, Черниговцев С.В. не лишен возможности обратиться в ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда с заявлением о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме Р 26001 с предоставлением документов, предусмотренных Законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных по делу фактических обстоятельств дела, не свидетельствует о принятии судебными инстанциями незаконного судебного решения.
Таким образом, судебная коллегия считает, что судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Поскольку при вынесении обжалуемых судебных актов нормы материального права применены правильно, нормы процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.11.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2018 по делу N А12-27104/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
Э.Г. Баширов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 333.36 НК РФ, ветераны боевых действий освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 данной статьи.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает для ветеранов боевых действий льготы в виде освобождения от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
С учетом изложенного, основан на материалах дела и нормах права вывод суда первой и апелляционной инстанций о не соблюдении заявителем при подаче в регистрирующий орган заявления о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя требований, предусмотренных статьей 22.3 Закона N 129-ФЗ.
...
В материалах дела отсутствуют доказательства фактического нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов Черниговцева С.В.
В свою очередь, Черниговцев С.В. не лишен возможности обратиться в ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда с заявлением о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме Р 26001 с предоставлением документов, предусмотренных Законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 апреля 2018 г. N Ф06-31769/18 по делу N А12-27104/2017