г. Казань |
|
08 мая 2018 г. |
Дело N А55-8598/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Карповой В.А., Петрушкина В.А.,
при участии представителя:
общества с ограниченной ответственностью "Нижний Пирс Самара" - Богорадниковой О.А., доверенность от 01.07.2016 N 1,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента градостроительства городского округа Самара
на определение Арбитражного суда Самарской области от 10.11.2017 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Семушкин В.С., Юдкин А.А.)
по делу N А55-8598/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нижний Пирс Самара", г. Самара, к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара о признании незаконным отказа, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: Министерства строительства Самарской области, г. Самара, Главы городского округа Самара, Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области, г. Самара, Муниципального предприятия городского округа Самара "Архитектурно-планировочное бюро", г. Самара, Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом, г. Самара, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Нижний Пирс Самара" (далее - заявитель, общество, ООО "Нижний пирс Самара") обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - заинтересованное лицо, Департамент) с заявлением о признании незаконным отказа от 10.10.2013 N СП-9/2027-0-20 в организации работы по обеспечению процедуры выбора земельного участка, расположенного по улице Набережной реки Самары в границах Советского и Железнодорожного районов города Самары, для строительства базы складирования и хранения нерудных строительных материалов, обязании Департамента продолжить работу по выбору земельного участка, расположенного по улице Набережной реки Самары в границах Советского и Железнодорожного районов города Самары, для строительства базы складирования и хранения нерудных строительных материалов в соответствии с решением Арбитражного суда Самарской области от 15.05.2013 по делу N А55-544/2013.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.10.2014 заявление удовлетворено.
Департамент обратился в арбитражный суд первой инстанции с заявлением о прекращении исполнительного производства N 6557/17/63045-ИП в связи с невозможностью исполнения исполнительного документа.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 10.11.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с определением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Департамент обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт о прекращении исполнительного производства, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв с 24.04.2018 до 27.04.2018. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа.
Изучив материалы дела, выслушав представителя общества, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 14.10.2014 по делу N А55-8598/2014 удовлетворены требования общества, признан незаконным отказ Департамента от 10.10.2013 N СП-9/2027-0-20 в организации работы по обеспечению процедуры выбора земельного участка, расположенного по улице Набережной реки Самары в границах Советского и Железнодорожного районов города Самары, для строительства базы складирования и хранения нерудных строительных материалов с возложением на Департамент обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем продолжения работы по выбору земельного участка, расположенного по улице Набережной реки Самары в границах Советского и Железнодорожного районов города Самары, для строительства базы складирования и хранения нерудных строительных материалов в соответствии с решением Арбитражного суда Самарской области от 15.05.2013 по делу N А55-544/2013.
08 декабря 2014 года Арбитражным судом Самарской области выдан исполнительный лист серии АС N 006894951, на основании которого 27.04.2017 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Гоибовым А.А. возбуждено исполнительное производство N 6557/17/63045-ИП.
Как указывает Департамент, в целях исполнения судебного акта, им продолжена работа по выбору земельного участка, расположенного по улице Набережная реки Самара в границах Советского и Железнодорожного районов г. Самары, для строительства базы складирования и хранения нерудных строительных материалов.
С целью обеспечения выбора земельного участка, расположенного по улице Набережная реки Самара в границах Советского и Железнодорожного районов г. Самары, для строительства базы складирования и хранения нерудных строительных материалов ООО "Нижний пирс Самара" направило заявление в администрацию городского округа Самара с предложением о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самара, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61 (далее - правила), в части установления зонирования для земельного участка, планируемого под строительство базы складирования и хранения нерудных строительных материалов по указанному выше адресу.
22 мая 2015 года рассмотрение заявления на заседании Комиссии по застройке и землепользованию при главе администрации городского округа Самара было отложено до представления ООО "Нижний Пирс Самара" дополнительной информации главному архитектору города Самары (протокол от 22.05.2015 N 4).
Согласно протоколу от 29.07.2017 N 6 заседания Комиссии по застройке и землепользованию при главе городского округа Самара ООО "Нижний Пирс Самара" в рассмотрении указанного заявления на публичных слушаниях 29 июля 2017 года отказано в связи с несоответствием генеральному плану городского округа Самара.
Как следует из материалов дела, испрашиваемая ООО "Нижний Пирс Самара" территория согласно топографическим материалам Департамента и представленным материалам располагается в непосредственной близости к водному объекту - реке Самара.
Кроме этого, испрашиваемая ООО "Нижний Пирс Самара" территория находится в охранной зоне ВЛ-220 кВ Орловская - 1,2 и ВЛ - 110 кВ Толевая-1, в связи с чем Департаментом были направлены запросы собственникам данных высоковольтных линий для согласования места размещения объекта строительства. Письмом от 27.06.2014 филиал открытого акционерного общества "МРСК Волги" - "Самарские распределительные сети" отказал в согласовании места размещения объекта строительства.
Полагая, что имеются обстоятельства, препятствующие обеспечению процедуры выбора земельного участка в рамках действующего законодательства, Департамент градостроительства городского округа Самара обратился в арбитражный суд с заявлением о прекращении исполнительного производства N 6557/17/63045-ИП.
В соответствии с частью 1 статьи 327 АПК РФ арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава - исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
Пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) предусмотрено, что исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия.
По смыслу указанной статьи, прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа.
Рассмотрев заявление Департамента градостроительства городского округа Самара о прекращении исполнительного производства от 27.04.2017 N 6557/17/63045-ИП, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь приведенными нормами права, пришли к выводу об отсутствии оснований для прекращения исполнительного производства. Суды исходили из того, что невозможность исполнения исполнительного документа, выданного в рамках настоящего дела, Департаментом не доказана, а доказательства исполнения решения суда не представлены.
Суд апелляционной инстанции отклонил доводы Департамента о необходимости применения к настоящим правоотношениям положений Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
Суд указал, что ранее в соответствии с приказами Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.07.2009 N 204-п "Об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства, предварительном согласовании места размещения базы складирования и хранения нерудных строительных материалов ООО "Нижний Пирс Самара" на земельном участке, расположенном по ул. Набережной реки Самары в границах Советского и Железнодорожного районов г. Самары" и от 22.12.2009 N 354-п "О предоставлении ООО "Нижний Пирс Самара" в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, в границах Советского и Железнодорожного районов по ул. Набережной реки Самары, для строительства базы складирования и хранения нерудных строительных материалов": утвержден акт о выборе земельного участка для строительства базы складирования и хранения нерудных строительных материалов площадью 786,60 кв.м., расположенного по улице Набережной реки Самары в границах Советского и Железнодорожного районов города Самары; предварительно согласовано место размещения базы складирования и хранения нерудных строительных материалов на вышеназванном земельном участке; сформирован, поставлен на государственный кадастровый учет и предоставлен обществу в аренду сроком на три года земельный участок с кадастровым номером 63:01:0931001:522, поэтому последующая отмена приказом Министерства от 25.10.2012 N 225-п ранее изданных приказов от 16.07.2009 N 204-п и от 22.12.2009 N 354-п, не влияет на возможность применения к рассматриваемым правоотношениям положений части 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, с учетом установленных по делу N А55-8598/2014 и N А55-544/2013 обстоятельств и выводов судов; ссылки Департамента на отсутствие в действующем законодательстве процедуры подготовки и утверждения акта о выборе земельного участка, не основаны на приведенных нормах и установленных по делу обстоятельствах.
Таким образом, суды со ссылкой на установленные по делу N А55-8598/2014 и N А55-544/2013 обстоятельства пришли к выводу о длительном неисполнении решения суда, и о том, что возможность исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия, не утрачена.
Между тем, выводы судов о длительном неисполнении Департаментом решения суда в рамках исполнительного производства, не имеют юридического значения при рассмотрении настоящего спора об основаниях прекращения исполнительного производства.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ с 01.03.2015 отдельные нормы Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе статьи 30 - 31 Кодекса, устанавливающие обязанность органа местного самоуправления обеспечить выбор земельного участка, утратили силу.
Действующими с 01.03.2015 нормами главы V.1. и статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлена процедура предоставления земельного участка для строительства, не предусматривающая проведение выбора земельного участка и последующее утверждение акта выбора.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Вступившим в законную силу судебным актом по делу N А55-544/2013 установлено, что образованный в соответствии с постановлением Главы городского округа Самара от 31.10.2008 N 919 "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по улице Набережной реки Самары в границах Советского и Железнодорожного районов города Самары, для строительства базы складирования и хранения нерудных строительных материалов", приказами Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.07.2009 N 204-п и от 22.12.2009 N 354-п земельный участок с кадастровом номером 63:01:0931001:522 сформирован на землях водного фонда (подпункт 1 пункта 1 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации), поскольку частично расположен в береговой полосе и в акватории реки Самара, что противоречит положениям пункта 2 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым не могут быть образованы земельные участки, включающие в себя земли, покрытые поверхностными водами (дно водного объекта).
Суд со ссылкой на статью 11.1. Земельного кодекса Российской Федерации о том, что индивидуализация земельного участка осуществляется посредством его государственного кадастрового учета, статью 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласно которой кадастровый номер и описание местоположения границ земельного участка отнесены к его уникальным характеристикам, указал, что спорный земельный участок сформирован в границах, определенных каталогом координат, указанных в проекте границ земельного участка, утвержденном постановлением Главы городского округа Самара от 31.10.2008 N 919 "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по улице Набережной реки Самары в границах Советского и Железнодорожного районов города Самары, для строительства базы складирования и хранения нерудных строительных материалов". Эти координаты отображены в межевом плане, на основании которого был осуществлен кадастровый учет данного участка с присвоением ему кадастрового номера 63:01:0931001:522.
Суд со ссылкой на статьи 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ, правовую позицию, приведенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.05.2012 N 13443/11, указал, что из материалов дела и объяснений сторон следует, что министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области рассматривался лишь один вариант выбора земельного участка, проект границ которого был утвержден оспариваемым постановлением Главы городского округа Самара от 31.10.2008 N 919, т.е. земельного участка частично занятого акваторией реки Самара. Частью 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Между тем, создание объекта частной собственности на земельном участке общего пользования противоречит вышеназванной норме, в связи с чем, предложенный вариант выбора земельного участка подлежал отклонению.
Суд указал, что полное изменение координат, исходя из положений статьи 11.1. Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", влечет формирование иного объекта с иными уникальными характеристиками, поэтому нарушение прав и законных интересов заявителя допущенное изданием незаконного постановления Главы городского округа Самара от 31.10.2008 N 919 может быть достигнуто только проведением повторной процедуры формирования земельного участка для строительства базы складирования и хранения нерудных строительных материалов.
Кроме этого, признавая оспариваемые ненормативные акты незаконными, суд исходил из отсутствия у Министерства полномочий на распоряжение названным земельным участком, поскольку согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации, в силу пункта 1 статьи 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" водные объекты, в том числе земельный участок под акваторией реки Самара отнесен к федеральной собственности, в то время как в силу пункта 2 постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области обладает полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, а также занимаемыми объектами незавершенного строительства, и не является органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
Таким образом, из установленных названным судебным актом обстоятельств следует, что для строительства базы складирования и хранения нерудных строительных материалов требуется формирование иного земельного объекта с иными уникальными характеристиками, которое возможно только путем проведения повторной процедуры формирования земельного участка.
Между тем, изменениями, внесенными в земельное законодательство с 01.03.2015, установлена процедура предоставления земельного участка для строительства, не предусматривающая проведение выбора земельного участка и последующее утверждение акта выбора, в связи с чем, предоставление ООО "Нижний Пирс Самара" земельного участка для строительства по ранее действовавшей процедуре невозможно в силу прямого указания закона.
Условием предоставления земельного участка в соответствии с законодательством, действовавшим до дня вступления в силу изменений, является решение о предварительном согласовании места размещения объекта, принятое до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Сведений о том, что в данном случае до 01.03.2015 принято решение о предварительном согласовании обществу места размещения объекта, которым утверждается акт выбора земельного участка в отношении участка, испрашиваемого обществом, материалы дела не содержат, данное обстоятельство судами не установлено. Тем самым, основания, свидетельствующие об утрате возможности исполнения исполнительного документа, на которые ссылался заявитель, судами не проверены.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций вопреки требованиям процессуального законодательства не установлены все фактические обстоятельства дела в указанной части и не дана надлежащая правовая оценка представленным доказательствам и всем доводам сторон, следует признать, что выводы судов сделаны при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
При названных обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении заявления судам следует всесторонне, полно, объективно исследовать имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, правильно применив подлежащие применению нормы материального права, принять законный и обоснованный судебный акт в соответствии с требованиями процессуальных норм.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Самарской области от 10.11.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018 по делу N А55-8598/2014 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд указал, что полное изменение координат, исходя из положений статьи 11.1. Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", влечет формирование иного объекта с иными уникальными характеристиками, поэтому нарушение прав и законных интересов заявителя допущенное изданием незаконного постановления Главы городского округа Самара от 31.10.2008 N 919 может быть достигнуто только проведением повторной процедуры формирования земельного участка для строительства базы складирования и хранения нерудных строительных материалов.
Кроме этого, признавая оспариваемые ненормативные акты незаконными, суд исходил из отсутствия у Министерства полномочий на распоряжение названным земельным участком, поскольку согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации, в силу пункта 1 статьи 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" водные объекты, в том числе земельный участок под акваторией реки Самара отнесен к федеральной собственности, в то время как в силу пункта 2 постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области обладает полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, а также занимаемыми объектами незавершенного строительства, и не является органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, находящимися в федеральной собственности."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 мая 2018 г. N Ф06-32433/18 по делу N А55-8598/2014
Хронология рассмотрения дела:
19.08.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-50166/19
06.05.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5944/19
29.04.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-8598/14
26.04.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3202/19
28.03.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-44894/19
31.01.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-8598/14
15.01.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-43136/19
01.11.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16053/18
08.05.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-32433/18
12.02.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-19070/17
14.10.2014 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-8598/14