г. Казань |
|
29 июня 2018 г. |
Дело N А65-31565/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Емельянова Н.С., доверенность от 09.01.2018,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации г. Альметьевске по Республике Татарстан (межрайонное) на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.02.2018 (судья Абдуллаев А.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2018 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Кувшинов В.Е., Корнилов А.Б.) по делу N А65-31565/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Русло", Республика Татарстан, г. Альметьевск, к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г. Альметьевске по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Альметьевск, о признании незаконным и отмене решения от 25.08.2017 N 013V12170000794 в части привлечения к ответственности в виде штрафа, начисления пеней по дополнительному тарифу, недоимки по страховым взносам по дополнительному тарифу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РУСЛО" (далее - ООО "РУСЛО", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г. Альметьевск Республики Татарстан (далее - Управление ПФР, заинтересованное лицо) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 25.08.2017 N 013V12170000794 в части доначисления страховых взносов по дополнительному тарифу.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.02.2018 заявление удовлетворенно, решение Управления ПФР о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 25.08.2017 N 013V12170000794, принятое в отношении ООО "РУСЛО", в части доначисления страховых взносов по дополнительному тарифу в сумме 104 111,01 руб., а также соответствующих сумм пени и штрафа признано недействительным.
На Управление ПФР возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав законных интересов ООО "РУСЛО".
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2018 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.02.2018 оставлено без изменения.
Управление ПФР, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты полностью, принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.
Представитель общества в судебном заседании отклонил кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Управление ПФР в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия Управления ПФР.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившегося в судебное заседание представителя общества, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в отношении общества проведена выездная проверка на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период 2014-2016 гг.
По результатам рассмотрения материалов проверки заинтересованным лицом принято решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносов от 25.08.2017 N 013V12170000794, которым обществу, в частности, начислены страховые взносы по дополнительному тарифу в сумме 104 111,01 руб., а также пени и штраф.
Не согласившись с указанным решением, общество оспорило его в судебном порядке в части доначисления страховых вносов по дополнительному тарифу, а также соответствующих сумм пени и штрафа.
Проанализировав и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суды первой и апеллляционой инстанций пришли к выводу об удовлетворении заявленных требований, при этом правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ), применяются с 01.01.2014 дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в следующих размере: 4% в отношении выплат работникам, занятым на работах, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, перечень профессий, должностей по данным работам установлен в Списке N 2.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утверждаются Правительством Российской Федерации.
С 01.01.2014 плательщики взносов определяют тарифы дополнительных страховых взносов в отношении физических лиц, которые заняты на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ с учетом пунктов 2.1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ и пункта 2.1 статьи 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".
Порядок исчисления стажа, дающего право на льготное назначение пенсии, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона N 173-ФЗ (далее - Правила исчисления).
Из пунктов 5 и 6 Правил исчисления следует, что в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы, которая выполнялась: постоянно в течение полного рабочего дня; в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства.
Согласно постановлению Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ.
Фактическая занятость работников на указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ работах менее 80 процентов рабочего времени, то есть в течение неполного рабочего дня, исключает возможность включения этих периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Как установлено судами, в рассматриваемом случае согласно представленным картам специальной оценки условий труда от 07.06.2016 N 12/16 и от 10.06.2016 N 22/16, а также приложенным к ним протоколам проведения исследований (испытаний) различных факторов воздействия на трудовой процесс, занятость рабочих по профессии газосварщик составила 30% рабочего времени, а рабочих по профессии маляра - 38%. В ходе судебного заседания специалисты общества с ограниченной ответственностью "Учебно-производственный центр охраны и безопасности труда", проводившие оценку условий труда в ООО "РУСЛО", подтвердили вышеуказанные результаты проведенных исследований. Специалисты указали, что карты оценки условий труда составлены по результатам работы комиссии на предприятии ООО "РУСЛО" с учетом установления периода занятости рабочих по рассматриваемым специальностям (хронометража рабочего времени), показаний работодателя и самих работников. Со стороны заявителя представлены журнал учета вызовов и занятость рабочих на спорных работах, который также был учтен при составлении карты оценки условий труда.
Суды обосновано отметили, что само наличие права работников на досрочное получение трудовой пенсии не устанавливалось и не входит в компетенцию специалистов, а указание в картах оценки на необходимость установления льготной пенсии произведено исключительно по формальному соответствию должности работника Списку N 2; такое указание носит рекомендательный характер.
Со стороны Управления ПФР ни карты оценки условий труда, ни показания специалистов не оспорены и не опровергнуты, соответствующих доказательств, опровергающих выводы специалистов, не представлено.
Проведение оценки условий труда в 2016 году не опровергает выводов специалистов, поскольку условия работы газосварщика и маляра не изменялись; доказательства обратного не представлены.
Как указывал заявитель, характер деятельности общества в качестве организации по управлению жилым фондом предполагает лишь периодическое использование труда газосварщика и маляра; рабочие указанных профессий не задействованы по своей прямой специальности на протяжении каждого рабочего дня, а также в течение более 80% рабочего времени.
При таких обстоятельствах судами верно указано на отсутствие оснований для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу.
Суды правомерно отклонили доводы жалобы о том, что, если работник числится занятым на работе с особыми условиями труда, то на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, в том числе когда выполняемая работа носит периодический характер и составляет менее 80% рабочего времени, следует начислять страховые взносы по соответствующим дополнительным тарифам.
Суды обоснованно исходил из того, что страховые взносы, уплачиваемые работодателем, служат материальной гарантией государственного пенсионного обеспечения для граждан. При этом, обязанность по уплате страховых взносов по дополнительным тарифам напрямую связана с правом работника на досрочное получение трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда. Поэтому сама по себе занятость работников на работе с особыми условиями труда не влечет автоматически возникновения обязанности уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам. Только в том, случае если указанная работа носит периодический характер и составляет более 80% рабочего времени, что дает право на досрочную пенсию, возникает такая обязанность.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационной жалобы ответчика необоснованными и не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.02.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2018 по делу N А65-31565/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.В. Логинов |
Судьи |
Л.Ф. Хабибуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частями 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ), применяются с 01.01.2014 дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в следующих размере: 4% в отношении выплат работникам, занятым на работах, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, перечень профессий, должностей по данным работам установлен в Списке N 2.
...
С 01.01.2014 плательщики взносов определяют тарифы дополнительных страховых взносов в отношении физических лиц, которые заняты на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ с учетом пунктов 2.1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ и пункта 2.1 статьи 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".
Порядок исчисления стажа, дающего право на льготное назначение пенсии, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона N 173-ФЗ (далее - Правила исчисления)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 июня 2018 г. N Ф06-33858/18 по делу N А65-31565/2017