г. Казань |
|
04 июля 2018 г. |
Дело N А65-24957/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Логинова О.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Таштабанову С.Я., доверенность от 10.10.2018,
Баркиной Н.А. (директор),
ответчика - Дубровиной Е.О., доверенность от 09.01.2018,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.01.2018 (судья Хамитов З.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2018 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судей Филиппова Е.Г., Засыпкина Т.С.)
по делу N А65-24957/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алтын&С" (ИНН 1650339427, ОГРН 1161690165691) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан об отмене постановления о привлечении к административной ответственности, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "7 ОКОН", Республика Татарстан, г. Набережные Челны, общество с ограниченной ответственностью "Челныводоканал", Республика Татарстан, г. Набережные Челны, Грибачева Э.Х., Республика Татарстан, г. Набережные Челны, общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом Дуслык", Республика Татарстан, г. Набережные Челны, Ахметова И.Г., Республика Татарстан, г. Набережные Челны, Сабирова Г.Ш., Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Алтын&С" (далее - общество "Алтын&С") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, управление) от 29.06.2017 по делу N А05-719/2017 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 101 000 рублей административного штрафа.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общества с ограниченной ответственностью "7 ОКОН", "Челныводоканал" и "ТД Дуслык" (далее - общества "7 ОКОН" и "Челныводоканал"), Грибачева Э.Х., Ахметова Ильсия Гаптрафисовна и Сабирова Гульнара Шамильевна.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.01.2018 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как усматривается из материалов дела, в антимонопольный орган поступили обращения Сабировой Г.Ш., Грибачевой Э.Х и общества "7 ОКОН", в котором содержалась информация о том, что будучи собственником инженерных сетей, обеспечивающим водоснабжение и водоотведение, общество "Алтын&С" препятствует транспортировке воды собственникам нежилых помещений N 1000, 1005, 1008.
В ходе рассмотрения названного обращения управлением установлено, что общество "Алтын&С", является собственником площади кадастровый номер 16:52:040103:6020, находящийся по адресу: 423800, г. Набережные Челны, ул. Раскольникова в районе жилого дома 52\14 "Б" (38МЗ-2), на котором расположено вводно-распределительное устройство (ВРУ).
Между обществом "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" и заявителем заключен единый договор водоснабжения и водоотведения, согласно которому заявитель является абонентом, а общество "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно акту о разграничении эксплуатационной ответственности границами ответственности по водопроводным и канализационным сетям между абонентом (общество "Алтын&С") и обществом "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" являются водопровод: ответные фланцы запорной арматуры в колодце ВК-31, канализации: колодец К-240. Снабжение холодной водой и процедур водоотведения возможно только через сети заявителя, которые подключены к центральному водоснабжению.
К обращению приложен акт об отключении водоснабжения и канализации от 10.04.2017, в котором указано, что с 27.03.2017 по 10.04.2017 произведено полное отключение инженерных систем водоснабжения и водоотведения по адресу потребителей: г. Набережные Челны, ул. Раскольникова, дом N 43, помещения N 1000, 1005, 1008.
Поскольку заявитель является собственником сетей, к которым присоединены нежилые помещения N 1000, 1005, 1008, по мнению управления, он не вправе чинить какие-либо препятствия в транспортировке воды конечным потребителям, при этом указанное обстоятельство не связано с наличием либо отсутствием договорных отношений.
Как отмечено управлением, 21.01.2017 заявитель направил в адрес собственников помещений типовой договор на возмещение и содержание ВРУ. В сопроводительном письме приложена калькуляция (приложение 1), в соответствии с которой сумма возмещения расходов для каждого собственника равна 17 794 рублей 50 копеек. Собственники помещения отказались от заключения данного договора по причине необоснованной калькуляции, куда включены затраты на оплату труда директора, бухгалтера, энергетика равной 50 000 рублей. В тексте письма указано на то, что в случае отказа от заключения договора собственникам необходимо провести отсоединение от оборудования в течение 7 дней.
По мнению антимонопольного органа, своими действиями общество "Алтын&С", являясь собственником инженерных сетей, при формировании вышеуказанного договора и санкциями при отказе от заключения договора, понуждает собственников других собственников помещений, заключить договор на невыгодных условиях.
На основании вышеизложенного, антимонопольным органом в действиях заявителя выявлены признаки нарушения части 3 статьи 11 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении, Закон), выразившиеся в неправомерном препятствование транспортировке воды и сточных вод по канализационным сетям, принадлежащим обществу на праве собственности.
Усмотрев в действиях общества "Алтын&С" состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, антимонопольный орган составил протокол об административном правонарушении от 15.06.2017 и принял постановление от 29.06.2017 N А05-719/2017 привлечении к административной ответственности в виде 101 000 рублей штрафа.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество "Алтын&С" обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суды исходили из отсутствия в действиях заявителя вменяемого состава административного правонарушения.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии пунктом 4 статьи 12 Закона гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Пункт 5 указанной статьи устанавливает, что организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В силу пунктов 1 и 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение определена как организация водопроводно-канализационного хозяйства, а организация, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод определена как "транзитная организация".
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о водоснабжении и водоотведении собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.
Оспариваемым постановлением заявителю вменяется нарушение части 3 статьи 11 Закона о водоснабжении и водоотведении, что выразилось в отключении с 27.03.2017 по 10.04.2017 инженерных систем водоснабжения и водоотведения по адресу потребителей: г. Набережные Челны, ул. Раскольникова, дом N 43, помещения N 1000, 1005, 1008.
Подтверждением данного обстоятельства, по мнению управления, является акт об отключении водоснабжения и канализации от 10.04.2017, подписанный Сабировой Г.Ш., Грибачевой Э.Х и обществом "7 ОКОН".
Вместе с тем суды признали, что указанный акт от 10.04.2017 не может являться надлежащим доказательством, подтверждающим факт отключения заявителем водоснабжения в принадлежащем Сабировой Г.Ш., Грибачевой Э.Х и обществу "7 ОКОН" помещений, поскольку данный акт составлен в одностороннем порядке, в присутствии лишь указанных физических лиц и сотрудников общества "7 ОКОН".
При этом судами установлено, что собственником объекта с кадастровым номером 16:52:040103:6020, находящимся по адресу: 423800, г. Набережные Челны, ул. Раскольникова в районе жилого дома 52/14 "Б" (38/12-2), общество "Алтын&С" является с 01.12.2016, что подтверждается договором купли-продажи. Обществом "Алтын&С" в адрес собственников, подключенных к оборудованию, принадлежащего ему на праве собственности, в том числе Сабировой Г.Ш., Грибачевой Э.Х и обществу "7 ОКОН", были направлены предложения о заключении договоров водоснабжения, которые последними были проигнорированы.
Кроме того, антимонопольным органом не опровергнуты доводы общества "Алтын&С" о том, что вентиль подачи или отключения водоснабжения находиться в помещении, принадлежащим на праве собственности Салимовой Ф.Ш. Общество "Алтын&С" физически не имеет доступа к канализации в помещениях других собственников, по этой причине не может быть отключена канализация.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу недоказанности факта отключения заявителем водоснабжения и канализации и совершения действий по препятствованию транспортировке воды и сточных вод по канализационным сетям, принадлежащим обществу на праве собственности и, соответственно, о наличии в действиях общества "Алтын&С" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Доводы антимонопольного органа, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений применения норм материального и процессуального права судами не допущено, в связи с чем оснований для отмены принятых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.01.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2018 по делу N А65-24957/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оспариваемым постановлением заявителю вменяется нарушение части 3 статьи 11 Закона о водоснабжении и водоотведении, что выразилось в отключении с 27.03.2017 по 10.04.2017 инженерных систем водоснабжения и водоотведения по адресу потребителей: г. Набережные Челны, ул. Раскольникова, дом N 43, помещения N 1000, 1005, 1008.
...
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу недоказанности факта отключения заявителем водоснабжения и канализации и совершения действий по препятствованию транспортировке воды и сточных вод по канализационным сетям, принадлежащим обществу на праве собственности и, соответственно, о наличии в действиях общества "Алтын&С" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 июля 2018 г. N Ф06-34061/18 по делу N А65-24957/2017