г. Казань |
|
13 июля 2018 г. |
Дело N А06-9023/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунов С.В.,
судей Топорова А.В., БашироваЭ.Г.,
при участии представителей:
заявителя - Блиновой А.Е., доверенность от 10.11.2017,
ответчика - Бакурской Н.Н., доверенность от 03.04.2018 N 01-04/2636,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дорожник-М"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2018 (председательствующий судья Степура С.М., судьи Веряскина С.Г., Каплин С.Ю.)
по делу N А06-9023/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дорожник-М" (416340, Астраханская обл., Камызякский р-н, г. Камызяк, ул. Пушкина, д. 154А, ИНН 3005311982, ОГРН 1093023000652) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 113, ИНН 7703381225, ОГРН 1047703033300) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания.
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Дорожник-М" (далее - ООО "Дорожник-М", общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области (далее - Управление Росприроднадзора по Астраханской области административный орган) от 30.10.2017 N 04-767/2017 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 800 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 18.01.2018 заявленные требования удовлетворены, признано незаконным и отменено постановление Управления Росприроднадзора по Астраханской области от 30.10.2017 N 04-767/2017.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2018 решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.01.2018 отменено, по делу принят новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Управления Росприроднадзора по Астраханской области от 30.10.2017 N 04-767/2017 отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ООО "Дорожник-М" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
В своих возражениях административный орган, полагая обжалуемый судебный акт обоснованным и законным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя и административного органа, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не находит оснований для его отмены.
Как видно из материалов дела, 10.08.2017 между МКУ "Дирекция по реализации целевых программ" (заказчик) и ООО "ПКФ "СтройЛегион" (подрядчик) заключен контракт N 028, в соответствии с которым подрядчик обязуется выполнить работы по строительству подъезда к с. Грушево от автомобильной дороги общего пользования регионального значения Бирюковка - Тишково в Камызякском районе Астраханской области.
Между ООО ПКФ "СтройЛегион" (генподрядчик) и ООО "Дорожник-М" (субподрядчик) 18.09.2017 заключен контракт N 67/17, в соответствии с условиями которого субподрядчик обязуется выполнить работы по строительству подъезда к с. Грушево от автомобильной дороги общего пользования регионального значения Бирюковка-Тишково в Камызякском районе Астраханской области: Устройство земляного полотна 1 этап левый берег, 1 этап правый берег, 2 этап правый берег.
Письмом N 409 МКУ "Дирекция по реализации целевых программ" 24.08.2017 сообщило ООО ПКФ "СтройЛегион", что в соответствии с проектной документацией по объекту "Строительство подъезда к с.Грушево от автомобильной дороги общего пользования регионального значения Бирюковка - Тишково в Камызякском районе Астраханской области" раздел 1 044/01-1-ПЗ, прошедшей государственную экспертизу проектов (положительное заключение N30-1-5-0013-14 от 31.01.2014), грунт на трассу доставляется из карьера, отведенного МО "Новотузуклейский сельсовет", в связи с чем необходимо обратиться в МО "Новотузуклейский сельсовет" за разрешением на забор грунта.
Администрацией муниципального образования "Новотузуклейский сельсовет" Камызякского района Астраханской области 01.09.2017 издано распоряжение N 5, которым разрешено ООО ПКФ "СтройЛегион" производить забор грунта из карьера, расположенного в границах МО "Новотузуклейский сельсовет", южнее кладбища, севернее животноводческого комплекса, западнее села Тузуклей площадью 40 000 кв. м, кадастровый номер 30:05:070201:54, в объеме 15 000 куб. м. для строительства подъездной автомобильной дороги общего пользования регионального значения Бирюковка-Тишково в Камызякском районе Астраханской области.
Управлением Росприроднадзора по Астраханской области установлено, что 18.09.2017 ООО "Дорожник-М" осуществляло забор грунта из карьера, расположенного в границах МО "Новотузуклейский сельсовет", южнее кладбища, севернее животноводческого комплекса, западнее села Тузуклей площадью 40000 кв. м, кадастровый номер 30:05:070201:54. Забор грунта осуществлялся для строительства подъезда к селу Грушево от автомобильной дороги общего пользования регионального значения Бирюковка - Тишково в Камызякском районе Астраханской области. ООО "Дорожнимк-М" осуществляло деятельность, являясь субподрядчиком ООО ПКФ "СтройЛегион" на основании контракта от 18.09.2017 N 67/17. Забор грунта на указанном земельном участке производится на основании распоряжения Администрации муниципального образования "Новотузуклейский сельсовет" N 5 от 01.09.2017.
Административный орган пришел к выводу о том, что в нарушение положений статьи 11, части 1 статьи 23 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), ООО "Дорожник-М" осуществляло пользование недрами без лицензии на пользование недрами, что образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Астраханской области 30.10.2017 вынесено постановление N 04-767/2017 о привлечении ООО "Дорожник-М" к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 800 000 руб.
Общество с указанным постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Согласно положениям статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В соответствии со статьей 19 Закона о недрах собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
В соответствии со статьями 4, 5 Закона о недрах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся, в том числе: организация и осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения.
Согласно части 1 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что общество могло пользоваться недрами без лицензии, поскольку осуществляло работы на основании разрешения собственника земельного участка, который в силу статьи 19 Закона о недрах вправе без лицензии осуществлять добычу полезных ископаемых в границах своего земельного участка.
Суд апелляционной инстанции указал, что согласно санитарно-эпидемиологическому заключению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Астраханской области в Камызякском и Приволжском районах N 25 от 09.06.2010, грунт на участке, расположенного по адресу: Астраханская область, Камызякский район, в границах МО "Новотузуклейский сельсовет", южнее кладбища, севернее животноводческого комплекса, западнее села Тузуклей, представлен суглинками.
В соответствии с Перечнем общераспространенных полезных ископаемых по Астраханской области, утвержденном распоряжением от 04.06.2007 Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 35-р и Правительства Астраханской области N /319-пр, суглинки относятся к общераспространенным полезным ископаемым Астраханской области.
В соответствии с Распоряжение Правительства Астраханской области от 03.05.2011 N 162-Пр земельный участок с кадастровым номером 30:05:070201:54, расположенный в границах МО "Новотузуклейский сельсовет", южнее кладбища, севернее животноводческого комплекса, западнее села Тузуклей переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи _ для размещения карьера по забору грунта на противопаводковые мероприятия.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав положения статей 5, 39.33 Земельного Кодекса Российской Федерации, статей 2.3, 7, 9, 11, 19 Закона о недрах, указал, что использование общеполезных ископаемых на условиях статьи 19 Закона о недрах вправе осуществлять только правообладатели земельных участков и правообладателями земельных участков общераспространенные полезные ископаемые не могут быть отчуждены или переданы, а ООО "Дорожник-М" не представило доказательства, что он является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 30:10:070201:54 в установленном законом порядке.
Суд апелляционной инстанции отметил, что Администрация муниципального образования "Новотузуклейский сельсовет" Камызякского района Астраханской области предпринимательскую деятельность не осуществляет, права согласовывать разрешение на вывоз суглинка из карьера, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 30:05:070201:54 не имела, и исключение, предусмотренное статьей 19 Закона о недрах, не может быть распространено на заявителя, поскольку в рассматриваемом случае использование вывозимого общераспространенного полезного ископаемого (суглинка) было связано с осуществлением заявителем предпринимательской деятельности с получением выгоды, выполнением в рамках договора субподряда от 18.09.2017 N 67/17 работ по строительству дороги.
Заявителем доказательства выдачи ему лицензии на пользование недрами суду не представлено.
Отметив, что наличие распоряжения (разрешения) от 01.09.2017 N 5 на забор грунта из карьера не исключает обязанности заявителя по получению разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, суд апелляционной инстанции указал, что состав вменяемого административного правонарушения и вина общества в его совершении подтверждаются собранными по делу доказательствами, и в действиях исполнителя (ООО "Дорожник-М") по договору субподряда от 18.09.2017 N 67/17 имеется самостоятельный состав вменяемого административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции также учел, что решением Камызякского районного суда Астраханской области от 11.01.2018 по делу N 12-1/2018, оставленным в силе решением Астраханского областного суда от 16.02.2018, постановление Управления Росприроднадзора по Астраханской области от 30.10.2017 о признании виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ должностного лица - директора ООО "Дорожник - М" - признано законным. Указанным решением установлено, что общество осуществляло пользование недрами без лицензии на пользование недрами, используя данный земельный участок, предназначенный для размещения карьера по забору грунта на противопаводковые мероприятия.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе ООО "Дорожник-М" настаивает на своей позиции, указывая на отсутствие состава административного правонарушения, поскольку, по мнению заявителя, грунт был предоставлен органом местного самоуправления как материал для обеспечения выполнения муниципального контракта, также указывая на отсутствие вины общества в инкриминируемом правонарушении.
Данные доводы были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанций, и им дана надлежащая оценка.
Статьей 11 Закона о недрах определено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, является как лицо, непосредственно осуществляющее добычу полезных ископаемых без лицензии на пользование недрами, так и лицо, в чьих интересах осуществляется такая добыча.
В соответствии с положениями части 2 статьи 287 АПК РФ установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка доказательств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций.
В обжалуемом судебном акте приведены мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, и суд сделал обоснованный вывод о том, что общество не приняло все зависящие от него и достаточные меры для соблюдения законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения в области добычи полезных ископаемых, и предотвращения административного правонарушения.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом кассационной инстанции не установлено, постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Доводы кассационной жалобы ООО "Дорожник-М" не подтверждают неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судом обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судом апелляционной инстанции норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятого судебного акта, по настоящему делу судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2018 по делу N А06-9023/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 11 Закона о недрах определено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, является как лицо, непосредственно осуществляющее добычу полезных ископаемых без лицензии на пользование недрами, так и лицо, в чьих интересах осуществляется такая добыча.
...
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом кассационной инстанции не установлено, постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 июля 2018 г. N Ф06-34357/18 по делу N А06-9023/2017