г. Казань |
|
13 сентября 2018 г. |
Дело N А06-7628/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Петрушкина В.А., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационные жалобы Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 01.03.2018 (судья Блажнов Д.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2018 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Землянникова В.В., Комнатная Ю.А.)
по делу N А06-7628/2017
по заявлению Управления Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия, г. Астрахань (ОГРН 1163025061440, ИНН 3015110097) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области, г. Астрахань (ОГРН 1093017001450, ИНН 3017060300), третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, г. Москва (ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134) о признании незаконным бездействия.
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия (далее - Астраханьстат) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области (далее - ТУ Росимущества в Астраханской области, заявитель), выразившегося в непринятии в государственную казну Российской Федерации нежилого помещения, находящегося в оперативном управлении Астраханьстата, обязании прекратить право оперативного управления Астраханьстата и принять в государственную казну нежилое помещение с кадастровым номером 30:02:060101:8151 общей площадью 77,5 кв. м, расположенное по адресу: Астраханская область, Володарский район, поселок Володарский, ул. Советская, д. 10.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 01.03.2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2018, заявленные требования удовлетворены.
ТУ Росимущества в Астраханской области и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом не согласившись с принятыми судебными актами, обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Российской Федерации на праве собственности принадлежит нежилое здание площадью 77,5 кв. м с кадастровым номером 30:02:060101:8151, расположенное по адресу Астраханская область, Володарский район, поселок Володарский, ул. Советская, д. 10, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества от 30.06.2017 N 252/3, свидетельством о государственной регистрации права от 18.06.2009 серии 30-АА N 360203, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 27.02.2017.
Вышеуказанное административное здание закреплено на праве оперативного управления за Астраханьстат, о чем 18.06.2009 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации N 30-30-05/022/2009-112.
В связи с тем, что вышеуказанное имущество не используется по назначению, Астраханьстат запросило и получило согласие Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации на его изъятие и передачу в казну Российской Федерации (письмо от 01.07.2016 N АК-16-2/3932-ТО).
Астраханьстат обратилось в ТУ Росимущество в Астраханской области с заявлением от 20.02.2017 N ЕМ-83-14/484-ДР об изъятии из оперативного управления и передачи в казну Российской Федерации нежилого помещения общей площадью 77,5 кв. м с кадастровым номером 30:02:060101:8151, расположенного по адресу: Астраханская область, Володарский район, поселок Володарский, ул. Советская, д. 10.
Письмом от 27.03.2017 N 06-07/1469/1472 ТУ Росимущества в Астраханской области сообщило заявителю о направлении заявления об изъятии нежилого помещения для рассмотрения в Росимущество.
В связи с неполучением ответа письмом от 07.09.2017 N ЛО-33-11/2614-ДР Астраханьстат просил сообщить о принятом решении.
Ответ на указанное обращение заявителем не получен.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Астраханьстат в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия законных оснований по непринятию ответчиком имущества в казну Российской Федерации при отсутствии необходимости в его использовании истцом.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества.
В силу статьи 236 ГК РФ юридическое лицо может отказаться от права собственности (иного вещного права) на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие - либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращение прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Статьей 235 ГК РФ предусмотрено, что право собственности (иное вещное право) прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника (правообладателя) от права собственности (иного вещного права), гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника (пункт 3 статьи 299 ГК РФ).
Таким образом, с учетом положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 ГК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии у истца права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
Пунктом 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), Территориальное управление осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 Положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Пунктом 4.1.19 Типового положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, предусмотрено, что Территориальное управление закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в предусмотренном статьей 71 АПК РФ порядке, и установив наличие у истца права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и передачу его ответчику по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности учреждения, согласование вопроса прекращения права оперативного управления спорного имущества с Федеральной службой государственной статистики РФ, в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия уполномоченного органа по принятию имущества в казну, пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Довод кассационных жалоб о том, что изъятие нежилого помещения является правом собственника, а не обязанностью, судебной коллегией отклоняется, поскольку, как указано выше, отказ от права оперативного управления корреспондирует обязанность ТУ Росимущества в Астраханской области как представителя собственника федерального имущества принять неиспользуемое имуществу в казну.
Суды правильно указали, что бездействие ТУ Росимущества в Астраханской области, выраженное в непринятии в казну имущества, неиспользуемое Астраханьстат, противоречит указанным выше полномочиям в сфере деятельности названного территориального органа.
Довод заявителя жалобы о том, что государственной программой по управлению федеральным имущество на 2013-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 327, предусмотрены минимизация и эффективное управление имуществом на период его нахождения в казне, что предполагает нахождение в казне Российской Федерации только имущества, необходимого для достижения задач и стратегических интересов Российской Федерации и подлежащее сохранению в федеральной собственности на определенный период, был предметом исследования суда апелляционной инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка.
Как правильно отмечено судами первой и апелляционной инстанции, в данном случае изъятие и передача нежилого помещения в государственную казну Российской Федерации не противоречит указанной государственной программе, так как предполагает в соответствии с письмом Росимущества от 31.03.2017 N 07/12439 проведение работ по выявлению потребностей других федеральных организаций с целью закрепления за ними такого имущества, а в случае отсутствия соответствующих потребностей - по включению имущества в прогнозный план (программу) приватизации.
Также одним из вариантов дальнейшего использования федерального имущества может быть его передача на иной уровень публичной собственности на основании установленных законодательством Российской Федерации оснований и порядка передачи.
Выводы судов соответствуют сложившейся судебно-арбитражной практике, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637, постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 13.06.2018 по делу N А06-5169/2017, от 07.09.2018 по делу N 72-19170/2017.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Астраханской области от 01.03.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2018 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 01.03.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2018 по делу N А06-7628/2017 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя жалобы о том, что государственной программой по управлению федеральным имущество на 2013-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 327, предусмотрены минимизация и эффективное управление имуществом на период его нахождения в казне, что предполагает нахождение в казне Российской Федерации только имущества, необходимого для достижения задач и стратегических интересов Российской Федерации и подлежащее сохранению в федеральной собственности на определенный период, был предметом исследования суда апелляционной инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка.
...
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Астраханской области от 01.03.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2018 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 сентября 2018 г. N Ф06-36921/18 по делу N А06-7628/2017