г. Казань |
|
25 сентября 2018 г. |
Дело N А12-46289/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 1018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Топорова А.В., Савкиной М.А.,
при участии представителя:
заявителя - Макарова С.А., доверенность от 29.11.2017 N 10,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2018 (председательствующий судья Степура С.М., судьи Акимова М.А., Веряскина С.Г.)
по делу N А12-46289/2017
по заявлению закрытого акционерного общества "Волгограднефтедобыча" (400001, г. Волгоград, ул. Академическая, д. 22, оф. 405, ИНН 3445046196, ОГРН 1023403848016) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (400001, г. Волгоград, ул. Профсоюзная, д. 30, ИНН 3445046196, ОГРН 1043400433240), о признании незаконным и отмене постановления от 23.11.2017 N 4/015-2017-ВН о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Волгограднефтедобыча" (далее - ЗАО "Волгограднефтедобыча", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (далее - Управление Росприроднадзора по Волгоградской области, Управление, административный орган) от 23.11.2017 N 4/015-2017-ВН о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.02.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2018 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.02.2018 отменено. Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области от 23.11.2017 N 4/015-2017-ВН признано незаконным и отменено.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление Росприроднадзора по Волгоградской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит вынесенное по делу постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу общество, полагая постановление суда апелляционной инстанции обоснованным и законным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако административный орган явку своего представителя в суд не обеспечил.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие Управления.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя общества, проверив законность обжалуемого судебного акта порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для его отмены.
Как видно из материалов дела, ЗАО "Волгограднефтедобыча" имеет лицензию ВЛГ 02178 НП на осуществление пользования недрами с целью геологического изучения, включающего в себя поиски и оценку месторождений полезных ископаемых на Иловлинско-Калачевском участке, зарегистрированную 25.12.2015 сроком до 25.12.2020.
В адрес Управления Росприроднадзора по Волгоградской области от Отдела геологии и лицензирования по Волгоградской области Югнедра 01.03.2017 поступил протокол заседания Комиссии по заслушиванию пользователей недр о результатах геологоразведочных работ в 2016 году и планах на 2017 год по Волгоградской области от 30.01.2017 N 17, в котором указано, что ЗАО "Волгограднефтедобыча" не выполняются условия лицензии ВЛГ 02178 НП в части подготовки проектной документации.
По информации Отдела геологии и лицензирования по Волгоградской области Югнедра от 16.10.2017 N ВО-ЮФО-10-23/682 сведения о наличии у общества утвержденной в установленном порядке проектной документации на проведение работ по геологическому изучению недр на Иловлинско-Калачевском лицензионном участке в Югнедрах отсутствуют.
Указанные нарушения, выразившиеся в несоблюдении условий пользования недрами по предоставленной лицензии, по мнению административного органа, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
По факту выявленного нарушения Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области в отношении ЗАО "Волгограднефтедобыча" составлен протокол от 26.10.2017 N 4/015-2017-ВН об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 23.11.2017 N 4/015-2017-ВН общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, ЗАО "Волгограднефтедобыча" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Как следует из материалов деле, оспариваемым постановлением обществу вменяется осуществление пользования недрами с целью геологического изучения, включающего в себя поиски и оценку месторождений полезных ископаемых на на Иловлинско-Калачевском участке без обеспечения выполнения условий пункта 4.1.1 лицензии на пользование недрами ВЛГ 02178 НП в части подготовки проектной документации.
Лицензия на пользование недрами ВЛГ 02178 выдана обществу для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых.
Пунктом 4.2 условий пользования недрами предусмотрены сроки начала проведения геологического изучения недр: не позднее 12 месяцев с даты утверждения в установленном порядке проектной документации на проведение работ по геологическому изучению недр.
Таким образом, общество не могло приступить к проведению геологического изучения без утвержденной соответствующей проектной документации, которая на момент привлечения заявителя к административной ответственности у общества отсутствовала, что ему и вменяется административным органом в качестве нарушения требований лицензии.
Проектная документация была утверждена только 01.03.2018.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, в связи с отсутствием денежных средств на подготовку проектной документа и ее утверждения скважина на Иловлинско- Калачевском участке была законсервирована, о чем свидетельствует представленные заявителем акты проверки состояния устья скважины N 1и N2 Медведевская: Акт на ввод скважины N 2 Медведевская во временную консервацию от 22.12.2017, Акт N 2 проверки состояния устья скважины N 2 Медведевской площади от 07.02.2017, Акт N 3 проверки состояния устья скважины N 2 Медведевской площади от 15.05.2017, Акт N 4 проверки состояния устья скважины N 2 Медведевской площади от 02.08.2017, Акт N 7 проверки состояния устьев скважин N 1 и N 2 Медведевской площади от 23.10.2017.
В материалах дела имеются также документы, подтверждающие мероприятия, проведенные по обеспечению промышленной безопасности на скважинах N 1 и N 2 Медведевская, в связи с приостановкой деятельности.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что ЗАО "Волгограднефтедобыча" не осуществляло фактического пользования недрами.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем условий лицензии.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Вместе с тем, для квалификации правонарушения в соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ необходимо наличие одновременно двух условий - это непосредственное пользование недрами (осуществление какого-либо или каких-либо видов пользования, предусмотренных статьей 6 Закона о недрах) и совершение при этом каких-либо действий или бездействия, повлекших нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.
По смыслу приведенной нормы указанное правонарушение подразумевает активное поведение лица и может быть совершено только в форме действий.
Бездействие, выразившееся в невыполнении условий лицензионного соглашения, без факта непосредственного пользования обладателем лицензии недрами, не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Аналогичный вывод содержится в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2015 N 302-АД15-15122 и от 18.12.2015 N 302-АД15-14397.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства, представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, установив, что общество не осуществляло фактическое пользование недрами, а также принимая во внимание, что неиспользование владельцем лицензии предоставленного ему права не подтверждает факт пользования недрами, в связи с чем само по себе право на пользование недрами без их фактического использования не свидетельствует о возможности привлечения к административной ответственности, пришел к выводу об отсутствии состава административного правонарушения по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
В кассационной жалобе Управление Росприроднадзора по Волгоградской области оспаривает выводы суда апелляционной инстанции, считая их ошибочными, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном нарушении, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана правильная оценка, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы административного органа не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанций норм права, а фактически направлены на переоценку установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств, представленных сторонами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений судом апелляционной инстанций норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятого судебного акта, по настоящему делу судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2018 по делу N А12-46289/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу приведенной нормы указанное правонарушение подразумевает активное поведение лица и может быть совершено только в форме действий.
Бездействие, выразившееся в невыполнении условий лицензионного соглашения, без факта непосредственного пользования обладателем лицензии недрами, не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
...
Исследовав и оценив фактические обстоятельства, представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, установив, что общество не осуществляло фактическое пользование недрами, а также принимая во внимание, что неиспользование владельцем лицензии предоставленного ему права не подтверждает факт пользования недрами, в связи с чем само по себе право на пользование недрами без их фактического использования не свидетельствует о возможности привлечения к административной ответственности, пришел к выводу об отсутствии состава административного правонарушения по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 сентября 2018 г. N Ф06-37270/18 по делу N А12-46289/2017