г. Казань |
|
27 сентября 2018 г. |
Дело N А57-24775/2017 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
в отсутствие лиц участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.04.2018 (судья Огнищева Ю.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2018 (председательствующий Землянникова В.В., судьи Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А57-24775/2017
по заявлению государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс" (ОГРН 1076450002056, ИНН 6450924067), с участием заинтересованных лиц: Администрации Вольского муниципального района Саратовской области (ОГРН 1026401677807, ИНН 6441007410); Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области (ОГРН 1056415015910, ИНН 6452914177); Вольской межрайонной Прокуратуры (ОГРН 1026401679040, ИНН 6450014678) о признании незаконным и отмене ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Саратовской области "Облводоресурс" (далее - ГУП СО "Облводоресурс", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Администрации Вольского муниципального района Саратовской области от 30.08.2017 N 2014 "О внесении изменений в Постановление Администрации Вольского муниципального района Саратовской области от 23.01.2013 N 78 "О наделении статусом гарантирующей организации".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26.04.2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ГУП СО "Облводоресурс", не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как несоответствующие нормам процессуального и материального права, фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов в силу следующего.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Вольского муниципального района Саратовской области от 23.01.2013 N 78, в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ, Закон об организации местного самоуправления), Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ, Закон о водоснабжении), ГУП СО "Облводоресурс" наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории Вольского муниципального района. Зона деятельности гарантирующей организации установлена в соответствии с границами Вольского муниципального района.
Постановлением администрации Вольского муниципального района Саратовской области от 01.04.2013 N 628, в постановление от 23.01.2013 N 78 внесены изменения, касающейся зоны деятельности гарантирующей организации, в соответствии с границами муниципального образования город Вольск.
Постановлением Администрации Вольского муниципального района Саратовской области от 30.08.2017 N 2014, во исполнение статей 6, 12 Закона о водоснабжении и водоотведении, статьи 16 Закона об организации местного самоуправления, в соответствии со статей 29, 35, 50 Устава Вольского муниципального района внесены изменения в постановление от 23.01.2013 N 78, которыми утвержден перечень бесхозяйных объектов централизованных систем водопроводных и канализационных сетей города Вольска, обслуживаемых гарантирующей организацией, согласно приложению.
Пунктом 2.2 постановления Администрации Вольского муниципального района Саратовской области от 30.08.2017 N 2014, ГУП СО "Облводоресурс" определено в качестве сетевой организации для содержания и обслуживания бесхозяйных объектов систем водопроводных и канализационных сетей города Вольска, указанных в приложении к постановлению, до признания на них права муниципальной собственности.
Пунктом 2.3 постановления Администрации Вольского муниципального района Саратовской области от 30.08.2017 N 2014 ГУП СО "Облводоресурс" предложено включить затраты на содержание и обслуживание названных объектов бесхозяйных сетей в тарифы на следующий период.
ГУП СО "Облводоресурс" не согласившись с постановлением Администрации Вольского муниципального района Саратовской области от 30.08.2017 N 2014, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований судебные инстанции исходили из того, что постановление Администрации Вольского муниципального района Саратовской области от 30.08.2017 N 2014 "О внесении изменений в Постановление Администрации Вольского муниципального района Саратовской области от 23.01.2013 N 78 "О наделении статусом гарантирующей организации" соответствует положениям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Суд кассационной инстанции соглашается с данным выводом судебных инстанций в силу следующего.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ организация в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Статья 6 Закона N 416-ФЗ относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях: организацию водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1 части 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (пункт 2 части 1).
С учетом изложенного, судебные инстанции пришли к выводу, что орган местного самоуправления, осуществляя свои полномочия в сфере водоснабжения населения, обязан принимать меры к надлежащему обслуживанию, в том числе бесхозяйных объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, учету таких объектов и их обращению в муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона N 416-ФЗ гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии со статьей 12 Закона N 416-ФЗ органы местного самоуправления городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Принимая во внимание, что к водопроводным и канализационным сетям ГУП СО "Облводоресурс" присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования город Вольск, руководствуясь вышеуказанными положениями Закона о водоснабжении, Администрация Вольского муниципального района Саратовской области постановлением от 23.01.2013 N 78 наделила ГУП СО "Облводоресурс" статусом гарантирующей организации на территории муниципального образования города Вольска (с учетом внесенных изменений), одновременно установив зону деятельности гарантирующей организации в тех же границах.
Данное обстоятельство ГУП СО "Облводоресурс" не оспаривается.
Исходя из толкования статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 8 Закона N 416-ФЗ, обязанность учета и оформления затрат на содержание бесхозяйных объектов централизованного водоснабжения и водоотведения возложена на орган местного самоуправления в целях исключения ситуации, при которой какие-либо объекты централизованного водоснабжения никем не обслуживаются, что может привести к ухудшению качества услуг водоснабжения и поставляемого ресурса или невозможности оказания таких услуг в дальнейшем.
При этом выявление бесхозяйных сетей водоснабжения и водоотведения влечет за собой возникновение у органа местного самоуправления обязанности по определению гарантирующей организации, водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными сетями и которая будет осуществлять содержание и обслуживание данных сетей, поскольку именно такая организация обязана обеспечивать надежное и бесперебойное водоснабжение потребителей и водоотведение вне зависимости от факта наличия в централизованной системе водоснабжения и водоотведения бесхозяйных сетей.
Учитывая, что ГУП СО "Облводоресурс" наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района, к водопроводным и канализационным сетям Предприятия присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования город Вольск, при этом, бесхозяйные объекты выявлены органом местного самоуправления и утверждены в перечне, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что спорные бесхозяйные сети являются частью системы водоснабжения и водоотведения и находятся в зоне деятельности ГУП СО "Облводоресурс" как гарантирующей организации.
Принимая во внимание отсутствие в деле доказательств, свидетельствующих о принадлежности спорных сетей кому-либо на каком-либо праве, установив, что действия Администрации по вынесению оспариваемого постановления об определении предприятия в качестве гарантирующей организации для содержания и обслуживания указанных в приложении к постановлению бесхозяйных сетей водоснабжения и водоотведения (вместо составления передаточного акта) обусловлены самим фактом выявления таких сетей, а также необходимостью выполнения соответствующей обязанности, предусмотренной статьей 16 Закона N 131-ФЗ и частью 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ, в отношении выявленных бесхозяйных сетей, суды первой и апелляционной инстанции сделали вывод о законности оспариваемого постановления Администрации, вынесенного органом местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий, поскольку соответствующая обязанность Администрации определять гарантирующую организацию для передачи ей на содержание бесхозяйных сетей императивно установлена Законом N 416-ФЗ и представляет собой властно-распорядительную функцию, реализация которой не может расцениваться как нарушение прав и законных интересов соответствующего хозяйствующего субъекта.
Доводы заявителя кассационной жалобы, что Администрация не имела права издавать оспоренное постановление, так как ей не исполнены решения Вольского районного суда Саратовской области, правомерно не приняты во внимание судебными инстанциями, поскольку оспариваемое постановление принято в соответствии с полномочиями и требованиями закона и не противоречит вышеуказанным судебным актам.
Доводы заявителя кассационной жалобы, что Администрация предварительно не произвела надлежащим образом процедуру выявления и признания спорных сетей бесхозяйными, обоснованно отклонениы судебными инстанциями, так как положения статьи 8 Закона N 416-ФЗ не ставят возложение на гарантирующую организацию обязанности по содержанию таких объектов в зависимость от завершения процедуры принятия органом местного самоуправления соответствующих сетей на учет в качестве бесхозяйных вещей.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных по делу фактических обстоятельств не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, свидетельствуют о его несогласии с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.04.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2018 по делу N А57-24775/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание отсутствие в деле доказательств, свидетельствующих о принадлежности спорных сетей кому-либо на каком-либо праве, установив, что действия Администрации по вынесению оспариваемого постановления об определении предприятия в качестве гарантирующей организации для содержания и обслуживания указанных в приложении к постановлению бесхозяйных сетей водоснабжения и водоотведения (вместо составления передаточного акта) обусловлены самим фактом выявления таких сетей, а также необходимостью выполнения соответствующей обязанности, предусмотренной статьей 16 Закона N 131-ФЗ и частью 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ, в отношении выявленных бесхозяйных сетей, суды первой и апелляционной инстанции сделали вывод о законности оспариваемого постановления Администрации, вынесенного органом местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий, поскольку соответствующая обязанность Администрации определять гарантирующую организацию для передачи ей на содержание бесхозяйных сетей императивно установлена Законом N 416-ФЗ и представляет собой властно-распорядительную функцию, реализация которой не может расцениваться как нарушение прав и законных интересов соответствующего хозяйствующего субъекта.
...
Доводы заявителя кассационной жалобы, что Администрация предварительно не произвела надлежащим образом процедуру выявления и признания спорных сетей бесхозяйными, обоснованно отклонениы судебными инстанциями, так как положения статьи 8 Закона N 416-ФЗ не ставят возложение на гарантирующую организацию обязанности по содержанию таких объектов в зависимость от завершения процедуры принятия органом местного самоуправления соответствующих сетей на учет в качестве бесхозяйных вещей."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 сентября 2018 г. N Ф06-37479/18 по делу N А57-24775/2017