г. Казань |
|
27 сентября 2018 г. |
Дело N А65-21398/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Тюриной Н.А.,
при участии до перерыва представителей:
истца - Безымянного Д.Ю., доверенность от 26.05.2017 N 158-17, Дерягина К.Е., доверенность от 23.05.2017 N 149-17,
ответчика - Янборисова А.М., доверенность от 25.12.2017 N 119-13/1, Каирова С.А., доверенность от 10.08.2018 N 119-13/528,
в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом,
после перерыва представителей:
истца - Несена Е.Н., доверенность от 26.05.2017 N 160-17,
ответчика - Лукина В.А., доверенность от 25.12.2017 N 119-13/10,
в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", г. Москва
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.03.2018 (судья Гумеров М.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2018 (председательствующий судья Терентьев Е.А., судьи Пышкина Н.Ю., Романенко С.Ш.)
по делу N А65-21398/2017
по иску публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", г. Москва (ИНН 4716016979, ОГРН 1024701893336) к открытому акционерному обществу "Сетевая компания", г. Казань (ИНН 1655049111, ОГРН 1021602830930) о взыскании долга, процентов, неустойки, с привлечением к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: акционерного общества "Татэнергосбыт", г. Казань, Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, г. Казань, Министерства энергетики Российской Федерации, г. Москва,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ПАО "ФСК ЕЭС", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к открытому акционерному обществу "Сетевая компания" (далее - ОАО "Сетевая компания", ответчик) о взыскании 54 810 185 руб. 36 коп. стоимости услуг по передаче электроэнергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети (далее - ЕНЭС) в период с 01.01.2015 по 30.04.2016, 11 804 982 руб. 88 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, предусмотренных статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), за период с 16.02.2015 по 04.12.2015, 69 605 194 руб. 62 коп. неустойки, рассчитанной за период с 05.12.2015 по 19.06.2017, неустойки в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации (далее - Банк России), действующей на день фактической оплаты, от долга в размере 54 810 185 руб. 36 коп. за каждый день просрочки, начиная с 20.06.2017 по день фактической оплаты долга.
После неоднократных уточнений требований о взыскании неустойки истец просил взыскать неустойку в размере 56 725 738 руб. 24 коп. за период с 05.12.2015 по 12.09.2017.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.03.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2018, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ПАО "ФСК ЕЭС" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, неполное исследование доказательств, имеющихся в материалах дела.
Податель жалобы настаивает на том, что ответчик в соответствии с законодательством обязан оплачивать в составе оплаты за услуги по передаче электрической энергии нормативные потери.
Ответчик в отзыве на кассационную жалобу и письменных пояснениях считает судебные акты законными, принятыми на основе всестороннего исследования обстоятельств дела и представленных доказательств, доводов и возражений сторон и иных лиц, участвующих в деле, просит оставить их без изменения.
Указывает, что нормативы потерь по Республике Татарстан с момента заключения между истцом и ответчиком договора от 14.01.2008 N 177/11 не утверждались, соответственно Государственный комитет по тарифам не учел бы данные расходы при установлении тарифа для сетевой компании.
Применение нормативов потерь в сетях ЕНЭС, установленных в отношении смежных с Республикой Татарстан субъектов Российской Федерации, к объему передачи электроэнергии в точках поставки, расположенных на территории Республики Татарстан, не было предусмотрено действовавшим в спорном периоде нормативно-правовым регулированием.
Кроме того, в спорном периоде ФСК не осуществляло ответчику отпуск (в сальдированном выражении) электрической энергии для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электроэнергии при ее передаче по сетям ЕНЭС в точках поставки, расположенных на территории смежных субъектов Российской Федерации.
До принятия постановления по кассационной жалобе в судебном заседании 13.09.2018 был объявлен перерыв до 10 часов 10 минут 20.09.2018.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся представителей в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, между ОАО "ФСК ЕЭС" (исполнитель) и ОАО "Сетевая компания" (заказчик) был заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети от 14.01.2008 N 177/11, в соответствии с условиями которого исполнитель обязался оказывать услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании, а заказчик обязался оплачивать эти услуги, исходя из утверждаемого тарифа на услуги исполнителя и величины заявленной мощности.
В соответствии с условиями договора услуга предоставляется исполнителем в пределах заявленной мощности в соответствующей точке технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства заказчика к объектам исполнителя (пункт 1.1). При этом величина заявленной мощности, в пределах которой исполнитель принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии, определена сторонами в размере 90,600 МВт, а соответствующие точки присоединения указаны в Приложении N 1 к договору.
Порядок осуществления расчетов закреплен в разделе 4 договора и предусматривает, что стоимость услуг по передаче электроэнергии по ЕНЭС определяется путем умножения ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, утвержденной федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на величину заявленной мощности за каждый расчетный период (1 календарный месяц).
Согласно представленным в материалы дела актам об оказании услуг, подписанным сторонами (без учета разногласий), объем обязательств ОАО "Сетевая компания" за период с января 2015 года по апрель 2016 года составил 241 013 418 руб. 68 коп.
Представленными в материалы дела платежными документами подтверждается, что в спорном периоде ответчиком оплачены оказанные услуги в сумме 241 013 418 руб. 68 коп. При этом просрочек платежей не допущено.
Таким образом, ответчиком за спорный период в полном объеме произведена оплата услуг истца по передаче электрической энергии по ЕНЭС в части, составляющей на содержание объектов электрического хозяйства, относящихся к ЕНЭС, исходя из величины заявленной мощности размере 90,6 МВт.
Исковые требования мотивированы неоплатой ОАО "Сетевая компания" в период с января 2015 года по апрель 2016 года стоимости услуг по передаче электрической энергии в части оплаты нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям ЕНЭС.
В соответствии с письмом Минэнерго России от 23.12.2014 N 09-4365 при определении объемов услуг по передаче электрической энергии, оказываемых ПАО "ФСК ЕЭС" сетевым организациям и потребителям, расположенным на территории Республики Татарстан, необходимо применять нормативы технологических потерь электрической энергии при ее передаче по ЕНЭС, утвержденные Минэнерго России для того субъекта Российской Федерации, с территории которого осуществляется отпуск электрической энергии.
Ссылаясь на данное письмо, истец полагает обоснованным применение при расчете стоимости оказанных услуг с 01.07.2015 по 30.04.2016 ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС. При этом истец ссылается на покупку электроэнергии и мощности в целях компенсации нормативных потерь в сетях ПАО "ФСК ЕЭС" на оптовом рынке электроэнергии и мощности в интересах потребителей Республики Татарстан.
Полагает, что объем фактических потерь в сетях ПАО "ФСК ЕЭС", применяемый для расчета тарифа на услуги по передаче в целях определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии по смежным субъектам Российской Федерации с Республикой Татарстан, рассчитывается с учетом сальдированного перетока из сетей ПАО "ФСК ЕЭС" в сети Республики Татарстан.
Согласно правовой позиции истца письмом Минэнерго России от 30.10.2012 N 09-2415 "О применении Основных положений функционирования розничных рынков", разъяснено, что тарифы на услуги по передаче электроэнергии организации по управлению ЕНЭС рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС, утвержденный приказом ФСТ России от 21.03.2006 N 56-3/1, только в двухставочном выражении (1 - объем электрической энергии в целях компенсации нормативных технологических потерь в ЕНЭС, 2 - расходы на содержание электрических сетей).
Оплата услуг по одной ставке двухставочного тарифа не допускается (определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.08.2014 по делу N 305-ЭС14-73).
При этом согласно доводам истца договор от 14.01.2008 N 177/П не соответствует требованиям Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), согласно которым потребители услуг обязаны оплачивать в составе оплаты за услуги по передаче электрической энергии нормативные потери.
В этой связи истцом было подготовлено и направлено ответчику Дополнительное соглашение от 02.04.2015 N 1 к договору, которое включало стоимость оказанных услуг с учетом оплаты нормативных технологических потерь. Указанное дополнительное соглашение возвращено ответчиком без рассмотрения.
Ответчик оплатил услуги за спорный период в размере расходов на содержание электрических сетей.
Отсутствие оплаты нормативных потерь электрической энергии за период с января 2015 года по апрель 2016 года послужило основанием для обращения истца с иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 26 Федерального закона Российской Федерации от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг.
Договор оказания этих услуг является публичным.
Пунктом 3 статьи 26 указанного закона установлено, что правила заключения и исполнения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, включающие в себя существенные условия указанных договоров, регулируются Правилами N 861
Согласно пункту 34 Правил N 861 по договору между смежными сетевыми организациями услуга предоставляется в пределах величины максимальной мощности в точках поставки, соответствующих точкам присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам другой сетевой организации.
Потребитель услуг, предоставляемых по такому договору, определяется в соответствии с пунктом 41 Правил N 861, по смыслу которого при исполнении договора между владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, и территориальными сетевыми организациями потребителем услуг является территориальная сетевая организация.
Согласно пункту 15(1) Правил N 861 обязательства потребителя услуг определяются в размере стоимости оказанных услуг, установленном в соответствии с настоящим пунктом.
В свою очередь, стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется исходя из тарифа на услуги по передаче электрической энергии, определяемого в соответствии с разделом V Правил N 861, и объема (объемов) оказанных услуг по передаче электрической энергии.
Объем услуг по передаче электрической энергии, оказанных организацией по управлению ЕНЭС, определяется в отношении энергопринимающего устройства (совокупности энергопринимающих устройств) потребителя электрической энергии (мощности) в следующем порядке (абзац 3 пункта 15(1) Правил N 861): объем услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителем электрической энергии (мощности) по ставке, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, двухставочной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, равен произведению объема потребления электрической энергии на соответствующем уровне напряжения и норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям ЕНЭС, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, объем услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителем услуг по ставке, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, двухставочной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, равен величине заявленной мощности, определенной в соответствии с пунктом 38 настоящих Правил.
Данный алгоритм определения объема услуг применим, в том числе, в случае если в качестве потребителя услуг по передаче электрической энергии по ЕНЭС выступает сетевая организация (абзац 12 пункта 15(1) Правил N 861).
Рассматривая спор, суды пришли к правильному выводу о том, что у ответчика не возникли обязательства по оплате истцу стоимости нормативных потерь электрической энергии при передаче ее по сетям ЕНЭС.
В пункте 2 Правил N 861 дано определение понятиям "точка поставки" и "точка присоединения", согласно которым "точка поставки" - место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в документах о технологическом присоединении, а до составления в установленном порядке документов о технологическом присоединении - в точке присоединения энергопринимающего устройства (объекта электроэнергетики).
В свою очередь, "точка присоединения к электрической сети" - место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.
Точки присоединения, в которых исполнитель по договору от 14.01.2008 N 177/П принимает на себя обязательства обеспечить передачу электроэнергии заказчику, указаны в Приложении 1 к договору (пункт 1.2.1) - в акте разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности (пункт 1.3).
Фактический перечень соответствующих точек технологического присоединения определен сторонами на основании подписанных актов разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности ФСК и ответчика от 05.11.2013 N 2, от 01.09.2014 N 2.
В материалы дела ответчиком представлена информация о фактическом перечне соответствующих точек технологического присоединения и субъектах Российской Федерации, в которых данные точки находятся.
Из анализа определенных сторонами 15 точек присоединения следует, что 8 точек, где истец оказывает ответчику услуги по передаче электроэнергии (осуществляет отпуск электроэнергии), находятся на территории Республики Татарстан.
Спор о месте нахождения (территории субъектов Российской Федерации) точек поставки (точек присоединения) между сторонами отсутствует.
В силу этого выводы судов о принадлежности истцу объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории Республики Татарстан, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а утверждения истца о том, что соответствующий норматив на территории Республики Татарстан для истца не утверждался ввиду отсутствия объектов ЕНЭС, принадлежащих ему на праве собственности или ином установленном законом праве правильно признаны несостоятельными.
В соответствии с пунктом 53 Правил N 861 нормативы потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в соответствии с настоящими Правилами и методикой определения нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.
Министерство энергетики Российской Федерации является органом исполнительной власти, имеющим полномочия по утверждению нормативов потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям (пункты 1, 454 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 N 400).
Согласно пункту 2 Методики определения нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденной приказом Минэнерго России от 07.08.2014 N 506, нормативы потерь электрической энергии при ее передаче по ЕНЭС на основе технологических потерь электрической энергии определяются как в целом по ЕНЭС, так и с дифференциацией по уровням напряжения (приложение N 1 к Методике): 330 кВ и выше - по филиалам организации по управлению ЕНЭС - магистральным электрическим сетям; 220 кВ и ниже - по субъектам Российской Федерации, в которых организация по управлению ЕНЭС оказывает услуги по передаче электрической энергии.
Нормативы потерь электрической энергии при ее передаче по ЕНЭС утверждаются Минэнерго России в соответствии с Административным регламентом предоставления Министерством энергетики Российской Федерации государственной услуги по утверждению нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденным приказом Минэнерго России от 27.11.2012 N 599, по заявлению собственника или иного законного владельца объектов ЕНЭС.
Для предоставления государственной услуги заявитель направляет в Минэнерго России кроме иной обязательной информации, также информацию о наименовании субъекта РФ в котором расположены объекты электросетевого хозяйства (оборудование) заявителя.
Административный регламент также устанавливает требования к форме и содержанию акта, которым утверждается норматив, а именно норматив утверждается Приказом Минэнерго России и содержит полное и сокращенное (при наличии) наименование заявителя - юридического лица, его организационно-правовая форма или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя; ИНН/КПП заявителя; наименование субъекта Российской Федерации, в котором расположены объекты электросетевого хозяйства (оборудование) заявителя; величины утвержденных нормативов; сроки действия нормативов (пункт 43 Административного регламента).
Нормативы потерь электрической энергии при ее передаче по ЕНЭС, осуществляемой ФСК с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежавших ФСК на праве собственности или ином законном основании, на 2015 год утверждены приказом Минэнерго России от 26.09.2014 N 651, на 2016 год - приказом Минэнерго России от 25.12.2015 N 1024.
Из данных приказов следует, что по уровню напряжения 330 кВ и выше, а также по уровню напряжения 220 кВ и ниже норматив потерь установлен без учета Республики Татарстан.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона N 35-ФЗ, пунктом 5.3.28 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, ФАС России формирует сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации.
Согласно письменным пояснениям истца к расчету объемов и стоимости нормативных технологических потерь электроэнергии в ЕНЭС, при передаче электроэнергии по сетям ФСК для Компании, в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕНЭС России по субъектам Российской Федерации, утвержденном ФАС России, учтен технологический расход электроэнергии (потери) для Республики Татарстан на 2015 год 158,5 млн. кВт.ч, на 2016 год в размере 154,18 кВт.ч., что предполагало предоставление информации о наименовании субъекта Российской Федерации, в котором расположены объекты электросетевого хозяйства (оборудование) заявителя, согласно пункту 11 Административного регламента, для утверждения норматива.
Как правильно указано судами, принимая во внимание заявительный характер государственной услуги по утверждению нормативов потерь в сетях ЕНЭС, риск неблагоприятных последствий не предоставления истцом в Минэнерго России информации об объектах электросетевого хозяйства (оборудования) в отношении точек присоединения (точек поставки), расположенных на территории Республики Татарстан, несет сам истец.
При таких обстоятельствах ссылки истца на то, что суммарный отпуск электрической энергии в сальдированном выражении учтен при определении нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по ЕНЭС в смежных субъектах Российской Федерации не имеет значения для рассматриваемого спора.
Кроме того, как установлено судами, из представленной ответчиком информации следует, что объем фактического отпуска электрической энергии в точках поставки, расположенных в субъектах Российской Федерации, смежных с Республикой Татарстан (Удмуртская Республика, Чувашская Республика и Кировская область) из сети ФСК ЕЭС в сеть ответчика в сальдированном выражении с объемом отпуска электроэнергии из сети ОАО "Сетевая компания" в сеть ПАО "ФСК ЕЭС" составляет отрицательную величину.
С учетом указанных обстоятельств суды пришли к выводу о том, что в спорном периоде ФСК не осуществляло ответчику отпуск (в сальдированном выражении) электрической энергии для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям ЕНЭС в точках поставки, расположенных на территории смежных субъектов Российской Федерации.
Применение нормативов потерь в сетях ЕНЭС, установленных в отношении смежных с Республикой Татарстан субъектов Российской Федерации, к объему передачи электроэнергии в точках поставки, расположенных на территории Республики Татарстан, не было предусмотрено действовавшим в спорный период нормативно-правовым регулированием.
В связи с этим не имеет правого значения ссылка истца на письмо Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России от 23.12.2014 N 09-4365, согласно которому при определении объемов услуг по передаче электроэнергии, оказываемых ФСК сетевым организациям и потребителям, расположенным на территории Республики Татарстан, необходимо применять нормативы технологических потерь электрической энергии при ее передаче по ЕНЭС, утвержденные приказом Минэнерго России от 26.09.2014 N 651, того субъекта Российской Федерации, с территории которого осуществляется отпуск электрической энергии в сальдированном выражении.
Судами установлено также, что истцом в адрес ответчика было направлено дополнительное соглашение к договору, включающее обязательства ответчика по оплате нормативных потерь электрической энергии в ЕНЭС.
Однако предложения истца изменить договор были отклонены ответчиком в связи с отсутствием утвержденных нормативов потерь и ставки на оплату нормативных потерь для Республики Татарстан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2017 N 290 были внесены изменения в пункт 55(1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, регламентирующие порядок определения величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих в электрических сетях ФСК ЕЭС, в случае если центр питания (распределительное устройство подстанции, входящей в ЕНЭС, или распределительное устройство электрической станции, соединенное с линиями электропередачи, входящими в ЕНЭС) и энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) потребителя услуг по передаче электрической энергии, присоединенные к таким центрам питания, расположены в разных субъектах Российской Федерации.
Соответствующие изменения вступили в силу с 01.07.2017.
В соответствии с пунктом 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят регулируемые цены (тарифы), предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифов) на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности), в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС.
Согласно пункту 79 Основ ценообразования ФАС России устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС, за исключением электрических сетей, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС утверждаются в виде ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, и ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по ЕНЭС (абзац 6 пункта 80 Основ ценообразования).
По смыслу абзаца 13 пункта 80 Основ ценообразования ставка тарифа на услуги по передаче электрической энергии, используемая для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям ЕНЭС, рассчитывается коммерческим оператором оптового рынка для расчетного периода по субъекту Российской Федерации, который отнесен к ценовым либо неценовым зонам оптового рынка электрической энергии и мощности.
Согласно представленному в материалы дела письму АО "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии" (АО "АТС") от 09.11.2017 N 01-02/17-34570 рассчитанная в отношении соответствующего субъекта Российской Федерации ставка тарифа ЕНЭС применяется для определения стоимости потерь электрической энергии при ее передаче по сетям ЕНЭС.
В отсутствие утвержденного Минэнерго России в отношении Республики Татарстан норматива потерь расчет ставки тарифа ЕНЭС в отношении Республики Татарстан за период с 01.07.2015 по 30.06.2017 не представляется возможным.
Применение ставки тарифа ЕНЭС, рассчитанной в отношении субъекта Российской Федерации, для определения стоимости потерь электрической энергии при ее передаче по сетям ЕНЭС на территории других субъектов Российской Федерации, Правилами N 861 не предусмотрено.
Положениями Договора о присоединении не предусмотрено использование АО "АТС" при расчете ставки тарифа ЕНЭС в отношении соответствующего субъекта Российской Федерации за период с 01.07.2015 по 30.06.2017 норматива потерь электрической энергии при ее передаче по ЕНЭС, утвержденного Минэнерго России в отношении иных субъектов Российской Федерации.
Следовательно, ставки тарифа ЕНЭС, рассчитанные АО "АТС" в отношении иных субъектов Российской Федерации, не подлежат применению в отношении Республики Татарстан.
В своих пояснениях к расчету стоимости нормативных технологических потерь электроэнергии в ЕНЭС при передаче электроэнергии по сетям ФСК для ответчика от 10.10.2017 истец в обоснование применения ставок тарифа на оплату потерь электроэнергии при ее передаче по ЕНЭС с 01.07.2015, утвержденных для Самарской области, Кировской области, Оренбургской области, Республики Марий Эл, Республики Чувашия, сослался на письмо Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России от 23.12.2014 N 09-4365, на включение отпуска в сальдированном выражении из сети ЕНЭС в сети ответчика при расчете нормативов для смежных субъектов Российской Федерации, а также на данные сводного прогнозного баланса.
Однако письмо Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России от 23.12.2014 N 09-4365 не содержит информации о расчете ставок (тарифов) для целей определения расходов на оплату нормативных потерь. При этом истец ссылается на включение объемов передачи электроэнергии в Республику Татарстан в суммарном отпуске электроэнергии в смежных субъектах Российской Федерации при расчете для них нормативов, так как в Республике Татарстан отсутствуют объекты ЕНЭС и в то же время указывает на учет технологического расхода электрической энергии (потерь) в сводном прогнозном балансе в 2015 и в 2016 годы, но уже для Республики Татарстан.
Согласно статье 2 Закона N 35-ФЗ ценовые зоны оптового рынка - территории, которые определяются Правительством Российской Федерации и на которых происходит формирование равновесных цен оптового рынка в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и правилами оптового рынка.
Территория Республики Татарстан в соответствии с приложением N 1 к Правилам оптового рынка относится к первой ценовой зоне (зоне Европы и Урала), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172.
Учитывая, что ставка на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям ЕНЭС рассчитывается по субъекту Российской Федерации, который отнесен к ценовым либо неценовым зонам оптового рынка электрической энергии и мощности, применение в период с 01.07.2015 по 30.04.2016 в отношении ответчика ставок, утвержденных коммерческим оператором других субъектов Российской Федерации, противоречит пункту 80 Основ ценообразования.
Таким образом, выводы судов о том, что расчет истца о стоимости услуг по передаче электрической энергии для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, исходя из ставок, утвержденных для смежных субъектов Российской Федерации в спорном периоде противоречит нормам действующего законодательства, является правильным.
В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке, в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая: единые (котловые) тарифы; тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями; цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя.
Указанные цены (тарифы) устанавливаются в отношении сетевых организаций, соответствующих критериям отнесения территориальных сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя.
Органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в Республике Татарстан является Комитет по тарифам.
Из отзыва третьего лица следует, что при расчете тарифа для ответчика на 2015 и 2016 годы, расходы на оплату услуг ФСК по передаче электрической энергии по сетям ЕНЭС подлежали включению тарифным органом в экономически обоснованном размере, подтвержденном соответствующими документами и нормативными правовыми актами.
Судами дана правильная оценка доводам истца относительно включения в договор от 14.01.2008 N 177/П необходимых существенных условий.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Существенные условия для договора между смежными сетевыми организациями установлены в пункте 38 Правил N 861, согласно которому, помимо прочих, договор должен содержать условие о порядке расчетов за оказанные услуги с учетом положений пункта 41 Правил N 861.
Порядок осуществления расчетов определен сторонами в разделе 4 договора, где стороны согласовали, что стоимость услуг по передаче электроэнергии по ЕНЭС определяется путем умножения ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, утвержденной федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на величину заявленной мощности за каждый расчетный период (1 календарный месяц).
Как отмечено судами, договор исполняется сторонами с 2008 года, а разногласия в части оплаты нормативных потерь возникли лишь в 2015 году, что также свидетельствует о согласованности сторонами необходимых условий договора.
Согласно пункту 15(1) Правил N 861 обязательства потребителя услуг определяются в размере стоимости оказанных услуг, установленном в соответствии с настоящим пунктом.
В свою очередь, стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется исходя из тарифа на услуги по передаче электрической энергии, определяемого в соответствии с разделом V Правил N 861, и объема (объемов) оказанных услуг по передаче электрической энергии.
Для установления объема обязательств потребителя услуг по передаче электроэнергии по сетям ЕНЭС необходимо определить стоимость оказанных услуг исходя из платы на содержание сетей, рассчитываемой исходя из заявленной мощности и ставки на содержание сетей, а также оплаты нормативных потерь, рассчитываемых исходя из установленного норматива потерь и ставки тарифа для целей определения расходов на оплату нормативных потерь.
Потребители услуг, за исключением производителей электрической энергии, обязаны оплачивать в составе тарифа за услуги по передаче электрической энергии нормативные потери, возникающие при передаче электрической энергии по сети сетевой организацией, с которой соответствующими лицами заключен договор (пункт 52 Правил N 861).
Стоимость потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям ЕНЭС определяется в соответствии с пунктом 55(1) Правил N 861 как произведение фактического отпуска электрической энергии из ЕНЭС в течение расчетного периода в отношении потребителя, норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям ЕНЭС, утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации, и ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 16 "О свободе договора и ее пределах", при разрешении споров, возникающих из договоров, в случае неясности условий договора и невозможности установить действительную общую волю сторон с учетом цели договора, в том числе исходя из текста договора, предшествующих заключению договора переговоров, переписки сторон, практики, установившейся во взаимных отношениях сторон, обычаев, а также последующего поведения сторон договора (статья 431 ГК РФ), толкование судом условий договора должно осуществляться в пользу контрагента стороны, которая подготовила проект договора либо предложила формулировку соответствующего условия.
Абзацем 2 пункта 36 Правил N 861 предусмотрено, что договоры между смежными сетевыми организациями заключаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом особенностей, установленных Правилами N 861.
Заключение договора на оказание услуг по передаче электрической энергии между смежными сетевыми организациями носит заявительный характер, условия такого договора предлагаются стороной, обязанной его заключить (пункт 20 Правил N 861), т.е. спорный договор заключен в редакции истца.
При рассмотрении дела стороны подтвердили, что договор от 14.01.2008 N 177/П, действующий с 2008 года, продолжает исполняться, при этом в настоящее время обязательства ответчика по оплате услуг, определяются в соответствии с пунктом 55(1) Правил N 861 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.03.2017 N 290.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.03.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2018 по делу N А65-21398/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям, данным в пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 16 "О свободе договора и ее пределах", при разрешении споров, возникающих из договоров, в случае неясности условий договора и невозможности установить действительную общую волю сторон с учетом цели договора, в том числе исходя из текста договора, предшествующих заключению договора переговоров, переписки сторон, практики, установившейся во взаимных отношениях сторон, обычаев, а также последующего поведения сторон договора (статья 431 ГК РФ), толкование судом условий договора должно осуществляться в пользу контрагента стороны, которая подготовила проект договора либо предложила формулировку соответствующего условия.
Абзацем 2 пункта 36 Правил N 861 предусмотрено, что договоры между смежными сетевыми организациями заключаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом особенностей, установленных Правилами N 861.
Заключение договора на оказание услуг по передаче электрической энергии между смежными сетевыми организациями носит заявительный характер, условия такого договора предлагаются стороной, обязанной его заключить (пункт 20 Правил N 861), т.е. спорный договор заключен в редакции истца.
При рассмотрении дела стороны подтвердили, что договор от 14.01.2008 N 177/П, действующий с 2008 года, продолжает исполняться, при этом в настоящее время обязательства ответчика по оплате услуг, определяются в соответствии с пунктом 55(1) Правил N 861 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.03.2017 N 290."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 сентября 2018 г. N Ф06-36832/18 по делу N А65-21398/2017
Хронология рассмотрения дела:
27.09.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-36832/18
25.05.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6145/18
14.03.2018 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-21398/17
08.09.2017 Определение Девятого арбитражного апелляционного суда N А65-21398/17