г. Казань |
|
11 октября 2018 г. |
Дело N А55-2118/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента градостроительства г.о. Самара
на определение Арбитражного суда Самарской области от 09.04.2018 (судья Якимова О.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2018 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А55-2118/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МЕРИДИАН" (правопреемник общества с ограниченной ответственностью "Материк") к Департаменту градостроительства г.о. Самара (правопреемнику Министерства строительства Самарской области), с участием отдела судебных приставов Ленинского района г. Самары Управления ФССП России по Самарской области, о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Материк" (далее - ООО "Материк") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства строительства Самарской области от 07.11.2012 N 3/7686 об отказе в формировании и предоставлении в аренду без проведения аукциона земельных участков, расположенных по адресу: г. Самара, ул. Братьев Коростелевых, д. 120, литеры А, А1, а, Б, Б1, б, б2, В, В1, Г, Г1, г, Д, д, в Ленинском районе г. Самара, под строительство третьей очереди жилой застройки квартала N 88, о понуждении Министерства строительства Самарской области устранить допущенные нарушения путем проведения процедуры формирования земельных участков, расположенных по указанному адресу, без проведения аукциона и предоставить ООО "Материк" в аренду для строительства без проведения аукциона.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.04.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2013, заявленные требования удовлетворены.
После вступления решения в законную силу 24.07.2013 Арбитражным судом Самарской области выдан исполнительный лист серии АС N 005593549.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов Ленинского района г. Самары от 23.09.2013 возбуждено исполнительное производство N 37617/13/38/63.
Постановлением от 24.11.2015 исполнительное производство N 37617/13/38/63 окончено в связи с тем, что исполнительный документ, по которому взыскание не производилось (произведено частично), возвращается взыскателю ввиду невозможности исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность которого не утрачена.
Общество с ограниченной ответственностью "МЕРИДИАН" (далее - ООО "МЕРИДИАН") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о замене ООО "Материк" правопреемником - ООО "МЕРИДИАН" (ИНН 6316210982) в связи с реорганизацией на основании решения N 1 от 24.12.2014 единственного участника ООО "Балтийский Меридиан Плюс" о выделении ООО "МЕРИДИАН" из ООО "Материк".
В судебном заседании ООО "МЕРИДИАН" заявил устное ходатайство о замене заинтересованного лица - Министерство строительства Самарской области на Департамент градостроительства городского округа Самара (далее - Департамент).
Определением Арбитражного суда Самарской области от 23.05.2017 заявление ООО "МЕРИДИАН" о замене заявителя по настоящему делу его правопреемником удовлетворено, произведена процессуальная замена заявителя ООО "Материк" на его правопреемника ООО "МЕРИДИАН". В удовлетворении заявления ООО "МЕРИДИАН" о замене заинтересованного лица по делу с Министерства на Департамент отказано.
Министерство строительства Самарской области и ООО "МЕРИДИАН" подали апелляционные жалобы, в которых просили отменить определение Арбитражного суда Самарской области от 23.05.2017, в части отказа в процессуальной замене Министерства на Департамент; принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявление ООО "МЕРИДИАН" о замене Министерства на Департамент.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2017 определение Арбитражного суда Самарской области от 23.05.2017 о процессуальном правопреемстве по делу N А55-2118/2013 в обжалуемой части отменено. Заявление ООО "МЕРИДИАН" о замене заинтересованного лица по делу N А55-2118/2013 Министерства строительства Самарской области на Департамент градостроительства городского округа Самара удовлетворено. Произведена процессуальная замена заинтересованного лица по делу N А55-2118/2013 Министерства на Департамент.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 27.11.2017, оставленным без изменения постановлениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2018 и Арбитражного суда Поволжского округа от 10.07.2018, удовлетворено заявление ООО "МЕРИДИАН" о выдаче дубликата исполнительного листа серии АС N 005593549 от 24.07.2013 по делу N А55-2118/2013.
На основании дубликата исполнительного листа от 24.07.2013 серии АС N 005593549 судебный пристав-исполнитель MOCП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП по России и Самарской области Лазарев Д.Н. вынес постановление от 17.01.2018 о возбуждении исполнительного производства N 565/18/63045-ИП в отношении Департамента градостроительства городского округа Самара.
Департамент 15.01.2018 обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением N П04-06-159 об отсрочке исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 18.04.2013 по настоящему делу, ссылаясь на то, что процедура формирования земельного участка путем подготовки и утверждения документации по планировке территории занимает длительное время и требует выделения бюджетных средств.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 09.04.2018 в удовлетворении заявления Департамента об отсрочке исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 18.04.2013 отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2018 определение суда первой инстанции от 09.04.2018 оставлено без изменения.
Не согласившись с определением от 09.04.2018 и постановлением апелляционной инстанций от 26.06.2018 об отказе в отсрочке исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 18.04.2013, Департамент обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения суда, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Самарской области от 18.04.2013 на Департамент возложена обязанность по вступлении судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенные нарушения прав заявителя путем проведения процедуры формирования земельных участков, расположенных по ул. Братьев Коростелевых, д. 120, литеры А, А1, а, Б, Б1, б, 62, В, В1, Г, Г1, г, Д, и, д в Ленинском районе города Самара, под строительство третьей очереди жилой застройки квартала N 88 без проведения аукциона.
Согласно пункту 5 статьи 161 и статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) заключение и оплата государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
В соответствии с положениями статей 41, 45 и пунктов 5, 7, 8, 9, 10, 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедура формирования земельного участка путем подготовки и утверждения документации по планировке территории занимает длительное время.
Согласно пункту 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
В силу пункта 2 статьи 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются получателями бюджетных средств в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (далее - план-график), сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке.
Часть 2 статьи 114, части 10 и 15 статьи 21 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" прямо устанавливают требование о размещении планов-графиков получателями бюджетных средств после получения объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств.
Из вышеизложенных норм следует, что размещение закупки в целях заключения муниципального контракта на разработку проекта межевания территории возможно только после доведения до Департамента бюджетных средств.
Департаментом в адрес главы городского округа Самара было направлено обращение от 23.03.2017 N 38Д05-07-01/2932 с просьбой дать поручение Департаменту финансов и экономического развития Администрации городского округа Самара предусмотреть в бюджете городского округа Самара средства в объеме 498 324 000 руб. для разработки документации по планировке территории городского округа Самара с целью формирования земельных участков под многоквартирными домами. Резолюция по данному обращению Главы городского округа: "Согласен. В работу.", резолюция первого заместителя Главы городского округа: "в бюджет 2018 г.".
23.03.2017 Департаментом было направлено обращение в адрес Департамента финансов и экономического развития о внесении соответствующих изменений в бюджет городского округа Самара, который письмом от 03.04.2017 сообщил о невозможности выделения бюджетных ассигнований.
В связи с ограниченностью средств городского бюджета Департаментом было направлено обращение от 26.10.2017 в министерство имущественных отношений Самарской области с просьбой рассмотреть возможность финансирования выполнения работ за счет средств, направляемых в бюджет Самарской области в виде субсидий из федерального бюджета.
В свою очередь, Департаментом принято распоряжение от 12.12.2017 N РД-2585 "О разрешении Департаменту градостроительства городского округа Самара подготовки документации по планировке территории (проект межевания территорий) в границах улиц Красноармейской, Ленинской, Рабочей, Братьев Коростелевых в Ленинском районе городского округа Самара", которым установлен срок подготовки проекта планировки территории - 12 месяцев со дня официального опубликования.
Таким образом, исполнить решение Арбитражного суда Самарской области возможно не ранее 13.12.2018.
В соответствии с частью 1 статьи 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава - исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Данное право должника закреплено и в пункте 1 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 N 467-О, АПК РФ и Закон об исполнительном производстве не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Таким образом, суд разрешает вопрос об отсрочке исполнения судебного акта с учетом установленных им фактических обстоятельств, влияющих на возможность исполнения судебного акта, оценивая представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности; в каждом конкретном случае арбитражный суд самостоятельно определяет необходимость и возможность предоставления отсрочки (рассрочки) с учетом интересов как должника, так и взыскателя с целью обеспечения реального исполнения судебного акта.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Таким образом, приведенные нормы права и разъяснения не содержат оснований для предоставления отсрочки, а лишь устанавливают критерий их определения - затруднительность исполнения судебного акта, в связи с чем в каждом отдельном случае рассмотрения заявления об отсрочке исполнения судебного акта суд должен установить конкретные обстоятельства затруднительности его исполнения.
Основания для отсрочки должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к исполнению решения суда. Вопрос о наличии указанных обстоятельств подлежит оценке в каждом конкретном случае с учетом того, что, исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности.
При оценке обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд должен исходить из необходимости достижения баланса интересов должника и взыскателя, в то же время, сопоставляя их с требованием действующего законодательства об обязательности судебных актов арбитражных судов в соответствии со статьей 16 АПК РФ.
Обязательность исполнения определения суда является одним из основных принципов судопроизводства, соблюдением которого обеспечивается эффективность правосудия.
Вместе с тем, отсутствие денежных средств относится к факторам экономического риска и не является безусловным основанием для предоставления отсрочки исполнения судебного акта.
Доказательств того, что на период предоставления отсрочки материальное положение заинтересованного лица, которое обеспечит возможность исполнения судебного акта, улучшится, не представлено.
Департамент не доказал наличие у него реальной возможности исполнить определения суда в случае удовлетворения заявления об отсрочке.
Следовательно, обстоятельства, на которые ссылается Департамент в обоснование заявления, не могут рассматриваться как основания для предоставления отсрочки исполнения судебного акта.
Предоставление рассрочки исполнения судебного акта, тем более на такой длительный срок, о котором заявило заинтересованное лицо, является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта. При оценке таких причин и обстоятельств суд должен исходить из необходимости соблюдения баланса интересов не только должника, но и взыскателя.
Оценив представленные в обоснование заявления мотивы, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для предоставления отсрочки исполнения судебного акта, поскольку заявителем, в порядке, предусмотренном статьей 65 АПК РФ, не представлены доказательства, свидетельствующие о затруднительности исполнения судебного акта.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Судебные акты соответствуют нормам права и материалам дела.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов, основанных на материалах дела при правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Самарской области от 09.04.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2018 по делу N А55-2118/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава - исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Данное право должника закреплено и в пункте 1 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 N 467-О, АПК РФ и Закон об исполнительном производстве не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11 октября 2018 г. N Ф06-37289/18 по делу N А55-2118/2013
Хронология рассмотрения дела:
06.02.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-21095/18
11.10.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-37289/18
20.09.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-36458/18
10.07.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-34473/18
26.06.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7611/18
05.06.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6637/18
24.04.2018 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9422/13
10.04.2018 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-2118/13
28.03.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-563/18
12.12.2017 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-28553/17
18.08.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9395/17
14.02.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1539/14
07.02.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1539/14
29.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9422/13
26.06.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7484/13
18.04.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-2118/13