Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 29 сентября 2009 г. N 1049-ПП
Об уточненных параметрах прогноза социально-экономического развития города Москвы на 2010 год
I. Основные тенденции предыдущего периода
За прошедшее после кризиса 1998 года десятилетие развитие города Москвы характеризовалось устойчивым подъемом экономики.
Валовой региональный продукт увеличивался в среднем на 9,2% в год, промышленное производство - на 15,3%, инвестиции в основной капитал - на 7,6%, оборот розничной торговли - на 4,5%.
Среднегодовые темпы инфляции снизились с 205,8% в 1999 году до 11,9% в 2008 году, среднегодовая заработная плата выросла с 2,4 тыс. рублей в месяц до 30,6 тыс. рублей, а ее покупательная способность - в 2,9 раза.
В сентябре 2008 года городской минимум оплаты труда составил 7650 рублей и превысил свое значение, впервые установленное в городе Москве в 2002 году, в 7 раз.
Влияние этих факторов обеспечило рост реальных располагаемых денежных доходов в 1,4 раза к уровню 1998 года. Это позволило сократить уровень бедности за десятилетие с 16,3% до 11,8%.
(в % к предыдущему году)
Показатели |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2008 г. в % к 1998 г. |
Валовой региональный продукт |
106,8 |
118,9 |
103,0 |
110,0 |
108,8 |
107,2 |
112,5 |
110,7 |
108,3 |
106,0 (оценка) |
239,9 |
Объем промышленной продукции |
111,6 |
120,6 |
107,7 |
115,3 |
122,0 |
107,7 |
123,6 |
119,6 |
121,6 |
103,0 |
406,6 |
Инвестиции в основной капитал |
103,9 |
114,5 |
92,9 |
108,1 |
107,6 |
114,1 |
110,3 |
115,2 |
110,9 |
98,0 |
202,6 |
Розничный товарооборот |
82,0 |
106,1 |
107,9 |
103,0 |
104,1 |
108,3 |
106,2 |
107,1 |
105,1 |
105,3 |
137,2 |
Индекс потребительских цен (среднегодовой) |
205,8 |
124,4 |
123,0 |
119,2 |
113,0 |
110,2 |
112,1 |
109,3 |
109,0 |
111,9 |
698,5 |
Индекс цен производителей промышленной продукции (среднегодовой) |
160,4 |
129,2 |
123,5 |
110,3 |
112,6 |
112,0 |
111,1 |
109,6 |
111,9 |
121,0 |
587,0 |
Среднемесячная заработная плата |
154,8 |
137,1 |
152,5 |
129,7 |
134,8 |
123,5 |
135,7 |
124,8 |
131,3 |
129,3 |
в 20 раз |
Реальная заработная плата |
75,2 |
110,2 |
123,9 |
108,8 |
119,3 |
112,1 |
121,0 |
114,2 |
120,5 |
115,5 |
287,3 |
По основным показателям социально-экономического развития город Москва смогла восстановить докризисный уровень в течение первых двух лет и до середины 2008 года экономика города развивалась устойчивыми темпами.
За первое полугодие 2008 г. индекс промышленного производства вырос по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. на 10,3%, оборот розничной торговли - на 9,7%, платные услуги, оказываемые населению, - на 0,5%, инвестиции в основной капитал - на 1,2%.
Среднемесячная заработная плата увеличилась на 29,8%, рост ее покупательной способности составил 16,6%.
Во втором полугодии 2008 г. и в текущем году финансовый кризис оказал существенное негативное влияние на развитие всех отраслей экономики города Москвы.
За первое полугодие 2009 г. производство промышленных товаров составило 72,4% от уровня прошлого года. Наиболее значительное снижение произошло в обрабатывающих производствах - на 31,1%, из них: в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования - на 50,8%, машин и оборудования - на 50,6%.
Произошло снижение объемов и в других сферах экономики: розничная торговля - на 5,6%, платные услуги - на 9,8%, инвестиции в основной капитал - на 1,8%.
Вместе с тем, за шесть месяцев 2009 г. введено в эксплуатацию 1819,0 тыс.кв.м. (на 0,6% больше уровня прошлого года) общей площади жилых домов, построено 18 дошкольных образовательных учреждений на 2650 мест, 4 общеобразовательные школы и два блока начальных классов на 2875 мест.
Оборот розничной торговли, полученный через все каналы реализации товаров, составил 1197,3 млрд. рублей.
Впервые за десять лет темпы роста заработной платы не превысили инфляцию. В январе-июне 2009 г. среднемесячная заработная плата по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. выросла на 10,4%, составив 31,5 тыс. рублей. В тоже время уровень заработной платы в Москве превышает среднероссийский в 1,8 раза.
Объем поступивших в I полугодии 2009 г. в столичную экономику иностранных инвестиций сократился по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 18,9% и составил 16251,7 млн. долл. США. Объем прямых инвестиций увеличился на 4,1% и составил 2165,3 млн. долл. США.
Сводный индекс потребительских цен на товары и услуги в среднем за шесть месяцев по сравнению с январем-июнем 2008 г. составил 112,5%, более всего повысились цены на платные услуги - на 16,4%.
По состоянию на 21 августа 2009 г. численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости, с начала года возросла на 35,8 тыс. человек и составила 58,7 тыс. человек. Уровень зарегистрированной безработицы с конца декабря 2008 г. увеличился с 0,35% от экономически активного населения города до 0,9%.
Снизившаяся платежеспособность предприятий привела к резкому росту задолженности по выплате заработной платы на предприятиях и в организациях всех форм собственности, расположенных на территории города Москвы.
По состоянию на 21 августа 2009 г. она составляет 195,5 млн. рублей на 13 предприятиях, что превышает задолженность на 1 января т.г. более чем в 1,9 раза.
Поступления налоговых доходов в бюджет города Москвы за первое полугодие 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 года снизились на 25,3%. Основная причина снижения - отрицательная динамика налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций.
II. Факторы и условия социально-экономического развития города Москвы на 2010 год
Разработка уточненных параметров прогноза социально-экономического развития города Москвы на 2010 год осуществлялась с учетом оценки негативного влияния мирового кризиса, складывающейся динамики экономического развития Российской Федерации, особенностей социально-экономического развития города Москвы, эффекта от реализации комплекса антикризисных мер, направленных на оздоровление ситуации экономики города Москвы.
Кризисные явления в России в 2010 году будут продолжать оказывать негативное влияние на развитие основных секторов экономики города.
Основные показатели развития экономики России
(в % к предыдущему году)
|
2006 г. отчет |
2007 г. отчет |
2008 г. отчет |
2009 г. оценка |
2010 г. прогноз |
Валовой внутренний продукт |
107,7 |
108,1 |
105,6 |
91,5 |
101,0 |
Индекс промышленного производства |
106,3 |
106,3 |
102,1 |
87,5 |
100,8 |
Оборот розничной торговли |
114,1 |
116,1 |
113,5 |
94,2 |
102,1 |
Инвестиции в основной капитал |
116,7 |
121,1 |
109,8 |
78,6 |
100,4 |
Потребительские цены (среднегодовые) |
109,7 |
109,0 |
114,1 |
112,4 |
110,7 |
Номинальная среднемесячная зарплата |
124,3 |
127,8 |
127,2 |
107,2 |
110,0 |
Реальная заработная плата |
113,3 |
117,2 |
111,5 |
95,4 |
99,3 |
Пенсии |
115,7 |
114,4 |
135,2 |
123,9 |
145,9 |
Курс доллара (среднегодовой), рублей за доллар США |
27,2 |
25,5 |
24,9 |
32,6 |
34,5*) |
Цены на нефть (долл./баррель) |
61,1 |
69,3 |
94,4 |
54,0 |
55,0 |
*) Для расчета суммы государственного долга города Москвы и объемов платежей по долговым обязательствам принимаемый курс доллара - 36,5 рубля за доллар США.
III. Социально-экономическое развитие города Москвы на 2010 год
Целевой установкой среднесрочного развития города Москвы останется повышение качества жизни населения.
В условиях кризисной экономики органам исполнительной власти города Москвы предстоит принять комплекс мер, ориентированных на социальную защиту и занятость населения, поддержку развития промышленного потенциала, малого и среднего предпринимательства, экспортоориентированных видов производства и импортозамещающих производств, стимулирование внутреннего спроса.
Основными задачами Правительства Москвы на 2010 год станет восстановление докризисного уровня основных отраслей экономики: промышленности, транспорта и связи, строительства, торговли, которые производят около 70% валового регионального продукта (ВРП) города Москвы.
В результате темп роста ВРП города Москвы составит 101,0% в сопоставимых ценах при увеличении объемов товарооборота на 2,0%; промышленного производства - на 1,0% и сохранении объемов инвестиций в основной капитал на уровне предшествующего года.
Структура ВРП
(в % к итогу)
|
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
ВРП - всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
в том числе: Промышленность |
15,85 |
14,96 |
14,39 |
17,56 |
Строительство |
3,94 |
4,10 |
3,39 |
3,35 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
41,32 |
44,36 |
44,71 |
39,09 |
Транспорт и связь |
9,78 |
8,19 |
8,57 |
8,7 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
14,77 |
16,03 |
15,85 |
18,35 |
Прочие отрасли |
14,34 |
12,36 |
13,09 |
12,95 |
В оптовой торговле высокий уровень добавленной стоимости обусловлен, в основном, объемом и ценами продажи нефти и газа, в розничной торговле ростом потребления товаров. В 2010 году предполагается ослабление вклада этих факторов в производство ВРП.
Главным фактором роста ВРП станет переход развития экономики города Москвы на инновационный путь, связанный с опережающим ростом производительности труда по отношению к росту реальной заработной платы за счет качественного изменения структуры производства товаров и услуг в сторону наукоемких производств.
Основой промышленного и общеэкономического роста станут обрабатывающие отрасли промышленности города Москвы. Рост в промышленности по виду деятельности "Обрабатывающие производства" составит 100,5% в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года.
Будет наблюдаться ускорение производства добавленной стоимости в транспорте и связи, операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг.
Прогнозируемая динамика экономического роста позволит увеличить производство валового регионального продукта на одного занятого в экономике города Москвы с 1052,3 тыс. рублей в 2007 году до 1272,0 тыс. рублей в 2010 году.
Рост потребительской инфляции оценивается на уровне 11% за годовой период.
Основной формой поддержки восстановления и развития экономики со стороны Правительства Москвы станет эффективное размещение государственного заказа города Москвы на промышленные изделия, услуги и строительные работы.
Приоритетными направлениями развития промышленности будут поддержка инноваций, повышение производительности труда за счет технического перевооружения, модернизации предприятий, внедрения ресурсосберегающих технологий.
Основными механизмами создания инноваций предполагаются финансовые инструменты. Долевое участие города Москвы будет обеспечиваться путем формирования института венчурного инвестирования для гарантий по вложениям частных инвесторов в инновационные проекты.
Предусмотренные меры позволят начать постепенное наращивание объемов промышленного производства, которое прогнозируется в 2010 году на уровне 101,0% в сопоставимых ценах при росте цен в промышленности на 12,0%.
Дальнейшее развитие и поддержку получит малое и среднее предпринимательство за счет обеспечения их доступа к получению государственного заказа, льгот при предоставлении в аренду недвижимого имущества города, кредитов, микрозаймов, основных средств в лизинг.
Несмотря на кризис, как и во все предыдущие годы, прежними останутся социальные задачи - повышение заработной платы, сохранение льгот и субсидий в оплате жилищно-коммунальных услуг и транспорта, адресной помощи пенсионерам, в том числе городского гарантированного минимума пенсий неработающим пенсионерам, малоимущим категориям граждан, семьям с детьми и инвалидам. Социальные обязательства перед жителями города Москвы будут выполнены в полном объеме.
Предусматривается сохранение минимальной оплаты труда работников бюджетной сферы города Москвы на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, а размера средней заработной платы этой категории работающих на среднегородском уровне.
Прогнозируется, что заработная плата в целом по городу Москве будет расти темпами на уровне инфляции - 111%.
Будут обеспечены в полном объеме государственные гарантии по комплексной медико-социальной реабилитации инвалидов, продолжится реализация мероприятий по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения.
В области инвестиционной политики приоритетным направлением определено привлечение частных инвестиций в строительство объектов, в том числе на условиях концессионных соглашений. Продолжится реализация мероприятий, направленных на снижение сроков согласования разрешительной документации и сокращения инвестиционной себестоимости строительства.
В целях сохранения инвестиционного потенциала города Москвы предусмотрена государственная поддержка в виде предоставления бюджетных субсидий инвестиционным компаниям, реализующим социальные проекты.
Для поддержки инвестиционной деятельности продолжится практика упрощенного порядка оформления реализации инвестиционных проектов, сокращения сроков оформления всех инвестиционных документов.
В целях повышения инвестиционной активности предпринимателей планируется предоставить инвестиционным компаниям рассрочки по платежам в бюджет города Москвы при реализации инвестиционных проектов, что позволит направлять дополнительные средства на начальной стадии проекта исключительно на подготовку к реализации проекта и начало строительства.
Будут реализованы меры по расширению практики земельных аукционов, в том числе по объектам социальной сферы города.
Продолжится реализация программы "Народный гараж" с привлечением средств населения.
Планируется проведение работ, направленных на комплексное градостроительное освоение подземного пространства города Москвы.
Приоритетным направлением останется строительство жилья по городскому заказу в рамках реализации социальных программ обеспечения жителей города Москвы жилыми помещениями, в том числе программ: "Социальная ипотека", "Молодой семье - доступное жилье", переселения из пятиэтажного жилого фонда первого периода индустриального домостроения.
Продолжатся работы по программе капитального ремонта жилищного фонда.
Одним из важнейших условий повышения качества жизни населения является обеспеченность населения объектами социальной сферы и инфраструктуры. Будет продолжена реализация программ по строительству детских садов, школ, объектов здравоохранения, социального обслуживания, спорта, магазинов шаговой доступности, гаражей, созданию центров обслуживания населения и организаций по принципу "одного окна", развитию материально-технической базы объектов культуры.
В 2010 году планируется построить: 3000 тыс.кв.м общей площади жилых домов, 11 общеобразовательных школ на 6325 мест, 2 блока начальных классов на 625 мест, 25 детских дошкольных учреждений на 4425 мест, колледж на 550 мест, 4 поликлиники, 2 больницы, 2 физкультурно-оздоровительных комплекса (ФОК).
В сфере образования будет продолжено совершенствование и развитие материальной базы учреждений. Первоочередной задачей станет снижение дефицита детских дошкольных учреждений путем строительства новых зданий, сноса старых и строительства на их месте типовых детских садов со спортивными залами и бассейнами, направленных на оздоровление подрастающего поколения.
В связи с предполагаемым ростом численности детей школьного возраста предусматриваются меры по сохранению школьного фонда, строительству новых современных зданий, включая строительство на месте сноса школьных зданий довоенной постройки. Предусмотрена реконструкция старых школ на новой технической основе в соответствии и требованиями современных технологий образования.
Будет завершено строительство объектов образования в районах массовой жилой застройки: Южное Бутово, Щербинка, Кожухово, Некрасовка.
Продолжится работа по развитию и укреплению материально-технической базы объектов среднего профессионального образования. В целях подготовки для приоритетных отраслей развития экономики города Москвы современных специалистов среднего звена в 2010 году предусмотрено ввести колледж на 550 мест.
Основной целью государственной политики в области здравоохранения остается улучшение состояния здоровья населения на основе повышения доступности и качества медицинской помощи, улучшения профилактики заболеваний, обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью, повышения качества амбулаторно-поликлинического обслуживания.
Планируется продолжить техническое перевооружение медицины, создать условия для внедрения новых лекарственных препаратов и передовых методов лечения. Это позволит сократить сроки пребывания больных в стационаре за счет увеличения интенсивности лечебно-диагностического процесса, получения радикально лучших результатов лечения.
Будет осуществлено строительство и ввод в эксплуатацию 4 амбулаторно-поликлинических учреждений в Лианозово, Печатниках, Куркино и пос. Щербинка; лечебно-диагностического корпуса Измайловской детской городской клинической больницы, корпуса N 2 НИИ СП им. Н.В. Склифосовского.
Продолжится строительство объектов, начатых в предыдущие годы: поликлиники в пос. Северный, лабораторно-аптечного комплекса городской клинической инфекционной больницы N 2, лабораторно-диагностического корпуса ЦНИИ гастроэнтерологии, реабилитационного комплекса детского кардиоревматологического санатория N 20 "Красная Пахра", станции переливания крови в Царицыно.
В рамках программы развития физкультуры и спорта будет продолжено строительство физкультурно-оздоровительных комплексов и других спортивных сооружений, что позволит приблизиться к решению проблемы неравномерности их размещения по административным округам города Москвы.
Приоритетными направлениями в развитии города Москвы останутся развитие транспортной системы, энергосистемы, инженерной инфраструктуры коммунального хозяйства.
Будут продолжены реконструкция существующей и строительство новой дорожной сети, развитие метрополитена.
Совместно с ОАО "Российские железные дороги" будут реализовываться мероприятия по развитию городских и пригородных перевозок по железной дороге, по реконструкции Малого кольца Московской железной дороги для организации пассажирского движения.
Будет завершена реконструкция аэровокзального комплекса Внуково-1 (АВК), пассажирского терминала аэровокзального комплекса Внуково-2, продолжена дальнейшая реконструкция соответствующей инфраструктуры аэропорта Внуково, продолжено формирование скоростных железнодорожных и автодорожных связей между московскими аэропортами, что позволит московскому авиаузлу стать полноценным транспортно-пересадочным узлом.
Получит дальнейшее развитие и широкомасштабное внедрение энергосберегающих мероприятий и технологий в городе Москве.
Предусматривается техническое перевооружение электростанций, электрических, тепловых и водопроводных сетей, что позволит не только повысить надежность снабжения города, но и обеспечить сокращение потребления ресурсов.
В перспективе топливно-энергетический комплекс города Москвы продолжит свое развитие путем завершения строительства новых объектов, в том числе строительства и ввода новых генерирующих мощностей, строящихся по инвестиционным контрактам, более 400 МВт + 600 Гкал/ч., и новых электроподстанций с суммарной трансформаторной мощностью около 1160 МВА.
В интересах продовольственной безопасности города будет продолжена поддержка организаций оптово-продовольственного комплекса города Москвы с акцентом на предприятия, включающие в себя производственную инфраструктуру, увеличены объемы городского резерва продовольствия, а также расширена его товарная номенклатура.
Сохранятся негативные тенденции в демографическом развитии. Демографическая ситуация будет характеризоваться продолжающимся процессом естественной убыли населения, что обусловлено его возрастной структурой. Вместе с тем тенденция роста числа родившихся сохранится.
В структуре населения произойдут качественные изменения, связанные с сокращением численности населения в трудоспособном возрасте. Численность вступающих в трудоспособный возраст граждан будет сокращаться при увеличении населения пенсионного возраста. Увеличится доля старших трудоспособных возрастов (45 лет и старше) и сократится доля молодых (до 25 лет).
Снижение численности населения трудоспособного возраста в прогнозном периоде, а также последствия кризиса будут определять тенденции в сфере занятости. Численность занятых в экономике начнет сокращаться и составит 6,4 млн. человек. Уровень зарегистрированной безработицы будет в течение года иметь тенденцию к росту, однако с подъемом экономики в последующие годы прогнозируется ее сокращение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.