г. Казань |
|
26 октября 2018 г. |
Дело N А55-13780/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Филимонова С.А.,
при участии представителей:
истца - Лебедевой А.В., доверенность от 19.02.2018 N 63АА4776362, Горохова С.А., доверенность от 26.09.2017 N 63АА4535726,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Коммунальник", г. Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.03.2018 (судья Шабанов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2018 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Балакирева Е.М., Романенко С.Ш.)
по делу N А55-13780/2017
по иску общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы", г. Самара (ИНН 6312110828) к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Коммунальник", г. Самара (ИНН 6317108244, ОГРН 1156313042368) о взыскании задолженности по оплате поставленной питьевой воды, с участием Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара, Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара, муниципального предприятия городского округа Самара "Единый информационно-расчетный центр", г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (далее - ООО "Самарские коммунальные системы", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Коммунальник" (далее - ООО УК "Коммунальник", ответчик) о взыскании 679 013 руб. 63 коп. задолженности за период октябрь-декабрь 2016 года за сверхнормативное потребление холодной воды на общедомовые нужды (далее - ОДН), повышающий коэффициент к плате за ОДН в размере 27 400 руб. 77 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.03.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2018, принят отказ истца от иска в части взыскания с ответчика 6172 руб. 64 коп. задолженности, производство по делу в указанной части прекращено. С ООО УК "Коммунальник" в пользу ООО "Самарские коммунальные системы" взыскано 700 241 руб. 76 коп. задолженности, 16 534 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО УК "Коммунальник" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на неправильное определение истцом объема ресурса, предъявленного к оплате в качестве сверхнормативного потребления; неправильный расчет платы за коммунальную услугу водоснабжение потребителям жилых помещений при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды (по нормативу), который повлиял на порядок определения объема сверхнормативного потребления коммунальной услуги на ОДН.
Кроме того, судами не был применен закон, подлежащий применению, а именно статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и раздел VI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и приложение N 2 к Правилам, регламентирующим порядок расчета размера платы собственникам помещений с применением повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг в случае неисполнения установленной Федеральным законом обязанности по оснащению индивидуальными приборами учета.
Истец в отзыве на кассационную жалобу считает судебные акты законными и просит оставить их без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей истца в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, между ООО "Самарские коммунальные системы" (ресурсоснабжающая организация) и ООО УК "Коммунальник" (абонент, исполнитель) заключен договор от 29.09.2016 N 4 на отпуск холодной воды для целей, связанных с деятельностью по управлению многоквартирными домами, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязуется подавать абоненту на границу эксплуатационной ответственности через присоединенную сеть холодную воду для целей, связанных с деятельностью по управлению многоквартирными домами, в отношении многоквартирных домов, указанных в приложении 1 к договору, в объеме (количестве), соответствующем превышению объема (количества) холодной воды на ОДН над объемом (количеством) холодной воды на ОДН, рассчитанным по нормативам потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению на ОДН (сверхнормативное потребление на ОДН), а абонент - оплатить поданную холодную воду в сроки и порядке, предусмотренные договором.
Согласно пункту 4.1 договора расчетным периодом для определения объема (количества) поданной исполнителю холодной воды является календарный месяц.
В соответствии с договором истец в период октябрь-декабрь 2016 года осуществлял поставку холодного водоснабжения в многоквартирные дома, производил начисление объемов по водоснабжению и водоотведению (в том числе, на ОДН) собственникам помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика.
В связи с произведенным отпуском питьевой воды на ОДН истцом выставлены счета-фактуры на общую сумму 830 737 руб. 60 коп.
Неисполнение ООО УК "Коммунальник" обязанности по оплате поставленной питьевой воды послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с указанными требованиями.
Спор между сторонами сводится к несогласию ответчика производить оплату за сверхнормативное потребление на ОДН, повышающий коэффициент к плате за ОДН.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), 153-155, 161, 162 ЖК РФ, Правилами, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), и Правилами N 354, удовлетворил заявленные требования, исходя из наличия обязанности у ООО УК "Коммунальник", как исполнителя коммунальных услуг, оплатить задолженность за водоснабжение, предоставленное для обеспечения общедомовых нужд.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544 ГК РФ).
Законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения в части отношений между ресурсоснабжающими организациями и их абонентами, приобретающими воду и получающими услугу водоотведения для целей оказания коммунальных услуг, установлен приоритет жилищного законодательства.
Согласно частям 1, 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Норматив потребления коммунальной услуги - это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета коммунального ресурса.
В целях создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности принят Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении).
В соответствии со статьей 13 Закона об энергосбережении до 01.07.2012 должны быть оснащены общедомовыми приборами учета тепловой энергии многоквартирные дома, за исключением ветхих, аварийных объектов, объектов, подлежащих сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013, а также объектов, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем 0,2 гигакалории в час.
В целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных потребителями коммунальных услуг, исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниям данных приборов учета, постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 и от 17.12.2014 N 1380 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), введены повышающие коэффициенты (пункт 3 (1) приложения N 1), которые составляют: с 01.01.2015 по 30.06.2015 - 1,1; с 01.07.2015 по 31.12.2015 - 1,2; с 01.01.2016 по 30.01.2016 - 1,4; с 01.07.2016 по 31.12.2016 - 1,5; с 2017 года - 1,6.
Отношения сторон регулируются Правилами N 124, а также Правилами N 354.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 44 указанных Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В силу Правил N 124 объем коммунальной услуги в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, должен определяться по показаниям индивидуальных приборов учета (при их установке в жилых помещениях) и нормативов соответствующей коммунальной услуги (при отсутствии индивидуальных приборов учета).
Из положений действующей редакции Правил N 306 и Правил N 354 следует, что в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета при наличии технической возможности его установки или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) такой технической возможности, должен применяться повышенный норматив.
На территории Самарской области нормативы потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению на ОДН установлены приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.05.2013 N 89 в редакции приказа от 26.07.2016 N 171.
С момента официального опубликования изменений (с 28.07.2016), внесенных в указанный приказ, нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению на ОДН являются установленными и действующими на всей территории Самарской области.
Из положений приведенных нормативных актов следует, что в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета (при наличии технической возможности установки прибора учета), должен применяться повышенный норматив.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 утверждены критерии определения наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета.
В пункте 2 указанного приказа от 29.12.2011 N 627, в частности, указано, что техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев: установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования).
Поскольку Законом об энергосбережении обязанность по оснащению приборами учета, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию возложена на собственников помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а повышающие коэффициенты введены в целях стимулирования потребителей к установке, в том числе, общедомовых приборов учета, бремя доказывания того, что в жилых домах, обслуживаемых ООО УК "Коммунальник", отсутствует техническая возможность установки общедомовых приборов учета, лежит на ответчике.
Ответчиком в материалы дела не представлены акты об отсутствии технической возможности установки общедомовых приборов учета воды.
Таким образом, начисление платы по спорному договору в отношении многоквартирных домов, не оснащенных в спорном периоде общедомовыми приборами учета при наличии технической возможности, правомерно произведено истцом с учетом повышенных нормативов.
Согласно подпункту "У(1)" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан направлять средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Однако, как разъяснено в письмах Минстроя России от 28.05.2015 N 16439-ОЛ/04, от 04.09.2015 N 28474-ЛГ/04, от 11.09.2015 N 29445-ЛГ/04, от 09.09.2016 N 29454-АТ/04, в случае если исполнителем коммунальной услуги является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив, объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле, предусмотренной подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124. При этом в зависимости от условий и оснований в качестве норматива потребления коммунальной услуги в расчетной формуле используются значения нормативов с применением и без применения повышающих коэффициентов.
Таким образом, объем денежных средств в оплату коммунального ресурса, подлежащий перечислению исполнителем коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации в отсутствие в многоквартирном доме общедомового прибора учета, учитывает применение в отношении потребителей повышающих коэффициентов.
В этом случае у исполнителя не возникает разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, в связи с чем, соответственно, отсутствует и обязанность по исполнению требований подпункта "У(1)" пункта 31 Правил N 354.
Как правильно отмечено судами, согласно изменениям, внесенным в действующее законодательство, лицом, обязанным производить оплату сверхнормативного потребления холодной воды на ОДН ресурсоснабжающей организации становится управляющая компания, а не потребители.
Поскольку между истцом и ответчиком сложились фактические договорные отношения по поставке холодного водоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, объемы холодного водоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов в соответствии с требованиями действующего законодательства подлежат оплате управляющей организацией в пользу ресурсоснабжающей организации с 01.07.2016 (пункт 21 (1) Правил N 124, пункт 44 Правил N 354).
Доводы ответчика о том, что истец не доказал обязанность ООО УК "Коммунальник" устанавливать коллективные приборы учета в многоквартирных домах обоснованно отклонены судами.
Согласно статье 13 Закона об энергосбережении до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности частью 4 статьи 12 Закона об энергосбережении предусмотрено, что в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Таким образом, в силу требований федерального закона лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Указанным законоположениям соответствуют и положения подпунктов "и", "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, согласно которым содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий (подпункт "и"); обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) (подпункт "к").
Управляющая организация при управлении многоквартирным домом в силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения решение общего собрания собственников помещений в доме.
Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов в соответствии с Законом об энергосбережении вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий (пункт 8 статьи 13 Закона об энергосбережении).
Согласно части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями данной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Принимая во внимание изложенное, ответчик как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязан принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении, а также обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащую эксплуатацию.
Судами сделан правильный вывод о том, что в силу закона именно управляющая организация - ООО УК "Коммунальник" являлась исполнителем коммунальных услуг в спорном периоде и должна оплачивать оказанные услуги водоснабжения в местах общего пользования в части сверхнормативного потребления.
Доводы ответчика о том, что истец неверно произвел расчет платы за коммунальную услугу водоснабжение потребителям жилых помещений при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды (по нормативу), который повлиял на порядок определения объема сверхнормативного потребления коммунальной услуги на ОДН, также был обоснованно отклонен.
Расчет проверен судами и признан правильным.
Как отмечено судами, ООО "Самарские коммунальные системы" самостоятельно осуществляет расчеты с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах за коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения, включая начисления платы, осуществление перерасчетов размера платы, выставление платежных документов, сбор платы на свой расчетный счет.
Следовательно, ООО "Самарские коммунальные системы" осуществляет прием и учет потребления коммунального ресурса, собственников указанных помещений по индивидуальным приборам учета, по нормативу потребления, а также осуществляет сбор информации по общедомовым приборам учета.
Кроме того, ООО "Самарские коммунальные системы" также осуществляет деятельность по перерасчетам начисленных объемов коммунального ресурса в связи с временным отсутствием граждан в занимаемых жилых помещениях, согласно главе 8 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Тем самым первичной информацией об объемах начислений водоснабжения и водоотведения, располагает именно истец.
Доказательств оплаты задолженности за спорный период в полном объеме ответчиком в материалы дела не представлено.
С учетом указанных норм права и вышеизложенных обстоятельств, требования истца о взыскании задолженности правомерно удовлетворены.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Указанные доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27.03.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2018 по делу N А55-13780/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как отмечено судами, ООО "Самарские коммунальные системы" самостоятельно осуществляет расчеты с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах за коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения, включая начисления платы, осуществление перерасчетов размера платы, выставление платежных документов, сбор платы на свой расчетный счет.
Следовательно, ООО "Самарские коммунальные системы" осуществляет прием и учет потребления коммунального ресурса, собственников указанных помещений по индивидуальным приборам учета, по нормативу потребления, а также осуществляет сбор информации по общедомовым приборам учета.
Кроме того, ООО "Самарские коммунальные системы" также осуществляет деятельность по перерасчетам начисленных объемов коммунального ресурса в связи с временным отсутствием граждан в занимаемых жилых помещениях, согласно главе 8 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 октября 2018 г. N Ф06-38875/18 по делу N А55-13780/2017